Талант переоценен: эти три способа помогут любому развить креативность

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Иногда можно слышать от людей фразы вроде «я всю жизнь мечтаю написать книгу, но боюсь» или «я хочу рисовать, но у меня нет таланта». Рассказываем, как избавиться от такого отношения к творчеству и разбудить креативность

Творить могут все

Древние греки верили, что творчество исходит от муз — богинь, которые нашептывают тайные знания на ухо избранным. Те, кому они отдавали предпочтение, становились великими поэтами, художниками и музыкантами. Представления о мире за несколько тысячелетий изменились, однако мы по-прежнему склонны считать творчество даром, которым наделены лишь немногие. На самом же деле оно присуще нам по умолчанию.

Люди — прирожденные новаторы, которые находят способы по-новому взглянуть даже на такие прозаические занятия, как работа, приготовление пищи, общение и ведение домашнего хозяйства. Психолог Скотт Кауфман утверждает, что развитие творческих способностей корректнее представлять не как разработку нового, а как культивацию основных ингредиентов: интеллекта и воображения.

Фото:Unsplash
Экономика образования Как Дали и Эдисон повышали креативность для решения нетривиальных задач

Продолжайте учиться

Под интеллектом Кауфман имеет в виду не сырой показатель IQ, а способность воспринимать информацию (например, через самонаблюдение или обучение у других) и сохранять ее для последующего использования. Педагог и историк Тим Льюниг развивает его идеи и утверждает, что знания — это основа творчества. В выступлении на TED Льюниг приводит паровой двигатель в качестве исторического примера этого принципа.

Паровой двигатель изобрел Томас Ньюкомен. Однако чертежи не возникли в его голове спонтанно. Предшественниками изобретения были паровой насос Томаса Севери и паровой поршень Дени Папена. Творческий вклад Ньюкомена заключался в том, что он понял, что может объединить их изобретения оригинальным способом. Льюниг подчеркивает: «Это я и называю творческим мышлением: генерация новых идей на основе знаний».

Будьте открыты для нового опыта

Кауфман отмечает, что для развития творческих навыков нужно стремиться выходить за пределы своей зоны комфорта. Для этого можно искать новизну в чтении, путешествиях, развлечениях, кухне, хобби, общении — практически в любом аспекте жизни. Как и формальное образование, новый опыт дает запас знаний, из которого воображение может черпать информацию. Психолог подчеркивает: «Если мы по-настоящему открыты тому, что испытываем, то действительно растем внутренне. Я думаю, что именно тогда возникает наиболее оптимальный творческий потенциал».

Например, Винсент ван Гог очень вдохновлялся направлением японского искусства под названием укиё-э. Он никогда не посещал Японию, но увлекся ее культурой, покупал гравюры художников этой страны и практиковался в копировании их техник. Интегрировав эти впечатления в европейские традиции и добавив немного воображения, он стал одним из самых влиятельных постимпрессионистов.

Фото:Unsplash
Экономика образования Латеральное мышление: как заставить случай работать на себя

Играйте

Чтобы подстегнуть воображение, лучше всего подходить к проблеме или проекту с легким отношением. Такой подход требует расслабления. Физик Леонард Млодинов рекомендует использовать для него «когнитивные фильтры». Под ними подразумеваются своеобразные охранники разума. Они сторожат идеи на подсознательном уровне, пропуская в сознание только наиболее приемлемые из них. Время от времени это полезно (например, к оплате ЖКХ применять творческий подход не нужно), однако иногда когнитивные фильтры могут быть слишком ограничительными и отсекать от нестандартных творческих идей.

Один из способов ослабить когнитивные фильтры — регулярно играть, причем как за столом, так и на спортивных площадках. Только одно условие — не нужно сильно беспокоиться о неудаче или о том, что подумают другие. Можно самовыражаться, пробовать нестандартные методы и просто шалить. Подобная безопасность усилит воображение.

Обновлено 06.07.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть