Осенью 2021 года компания-разработчик решений в области видеоаналитики NtechLab представила проект по оснащению Владивостокского морского торгового порта системами видеоаналитики и распознавания различных объектов: людей, предметов, транспорта, а также интеграции ее с системами транспортного мониторинга, мониторинга безопасности труда и единой биометрической базой.
Это первый подобный проект «умного» порта в России: пока что аналогичные разработки применяются на промышленных предприятиях и в аэропортах. Сейчас проект находится на стадии разработки дорожной карты.
Что такое «умный» порт
«Умный» порт — полностью автоматизированный морской порт, где используются технологии искусственного интеллекта, большие данные, блокчейн, интернет вещей. Объединенные в рамках централизованной системы, они помогают осуществлять мониторинг, сбор и анализ данных, оптимизацию процессов, оперативное принятие решений. Благодаря этому повышается производительность и безопасность, а также экологичность. Такие технологические решения сводят к минимуму возможные ошибки из-за человеческого фактора.
Как обстоят дела с «умными» портами сегодня
- Первые полноценные «умные» порты уже действуют в Китае. Один из них — контейнерный терминал Ocean Gate в Сямыне, который вмещает до 200 тыс. т грузов. Это первый полностью автоматизированный портовый терминал, оснащенный 5G. В ближайшем будущем регистрация иностранных судов тоже будет происходить автоматически, в режиме онлайн.
- Второй «умный» порт находится в городе Шэньчжэнь. Это четвертый по значимости грузовой порт для КНР, так как через него проходят самые большие контейнерные суда. Здесь также используют полностью автоматизированную смарт-платформу, которая работает благодаря 5G.
- Следующим станет порт в Гуанчжоу. К 2025 году там планируют создать единую интеллектуальную систему, связывающую все морские порты страны. Грузы будут доставлять при помощи беспилотных контейнеровозов.
- В Сингапуре и Малайзии порты используют большие данные для систем досмотра, а также определения типа и истории перемещения импортных грузов. К примеру, платформа IBM Traffic Prediction в Сингапуре помогает прогнозировать время прибытия судов и пиковые часы, чтобы избежать заторов. Здесь также планируют использовать дроны и мобильные приложения повышения эффективности обработки грузов и предупреждения морских аварий.
- Порт Гамбурга в Германии использует облачную аналитику SmartPort Logistics, чтобы планировать оптимальные маршруты для судов, исходя из их характеристик и прогнозируемого трафика. В мобильном приложении персонал порта видит, когда ожидается прибытие груза, а водители грузовиков знают о времени разгрузки.
- В порте Картахены (Колумбия) применяются решения от Cisco и IBM для аналитики в рамках системы интернета вещей. Это помогает спрогнозировать сбои в работе оборудования, вовремя проводить техобслуживание и замену.
- В порту Роттердама (Нидерланды) внедрили систему аналитики больших данных, которая отслеживает всю логистическую цепочку грузовых контейнеров.
Как будет работать «умный» порт в России
В основе работы Владивостокского морского торгового порта будет лежать FindFace Multi — мультиобъектная платформа от NtechLab, которая распознает образы и обрабатывает данные о них в режиме онлайн. Какие ключевые задачи будет решать платформа в рамках системы «умного» порта?
Онлайн-мониторинг территории и контроль допуска
Многие морские порты — это пограничные пункты и стратегические объекты, поэтому вопрос безопасности на их территории стоит особенно остро. Персонал и обычные системы видеонаблюдения не способны обеспечить ее на все 100%.
Вторая проблема связана с объемом данных: мировая судоходная отрасль ежедневно генерирует 100–120 млн единиц информации из разных источников. Если обрабатывать их в единой системе, эффективность всех процессов повышается на 5–10%.
Решение — «умные» системы контроля допуска с распознаванием лиц и/или биометрии. Они позволяют моментально определить, имеет ли человек право проходить на территорию порта (или его определенную зону) или пересекать границу и хранить данные обо всех его перемещения.
Аналитика данных о пассажиропотоке помогает оптимизировать маршруты пассажирских судов так, чтобы избежать заторов на входе в порты или на паспортном контроле.
Контроль за передвижением судов
С помощью систем аналитики можно следить за передвижением грузовых судов в режиме онлайн, сопоставлять и планировать маршруты, исходя из прогноза погоды и загрузки порта. При этом информация о планируемом и реальном времени прибытия (с учетом поломок и прочих задержек) доступна через онлайн-сервис персоналу порта, компаниям-владельцам судов и грузов, водителям грузовиков.
Это поможет оптимизировать маршруты и график разгрузки, а также снизить расходы топлива и затраты из-за простоев. Фрахтователи, в свою очередь, смогут выбрать наиболее подходящее судно, чтобы минимизировать расходы и риски. Такую систему, в частности, применяют австралийская компания RightShip и национальная судоходная компания Саудовской Аравии Bahri.
Контроль и учет контейнеров
По данным отчета Windward за 2014 год, менее 50% судов верно обозначают свой следующий порт захода, а 1% и вовсе предоставляют фальшивые удостоверения. Это происходит и с контейнерами. Видеоаналитика «умного» порта способна считывать номера контейнеров при погрузке и разгрузке, идентифицировать их и сравнивать данные в учетной системе. Это позволяет отследить весь путь контейнера и быстро обнаружить пропавший на любом отрезке маршрута.
По данным PwC, порт Роттердама благодаря единой цифровой платформе сократил количество ошибок в документах и сроки обработки грузовых операций, избежав необходимости совершать 30 млн звонков и отправлять 100 млн электронных писем ежегодно. Порт Гамбурга благодаря аналогичной системе уменьшил операционные расходы на 75%.
Оптимизация автомобильного грузопотока
Это следующий этап в оптимизации процессов. Инфраструктура портов зачастую не приспособлена для пиковых нагрузок: например, в некоторые из них ведут всего две дороги с односторонним движением. Все это приводит к большим очередям из грузовиков и срыву графика доставки грузов.
Интеллектуальные системы помогают автоматически распределить очередь из грузовиков так, чтобы каждая машина приезжала точно ко времени прибытия контейнера и автоматически получала пропуск через КПП. Такое решение реализовано в проекте Hansab для «умного» порта в Таллине.
Обеспечение безопасности труда
По данным Ространснадзора, из всех аварийных ситуаций с российскими судами в 2020 году 23% произошли в портах, причем, по мнению некоторых аналитиков, до 90% всех морских аварий вызваны человеческим фактором.
Перед выходом на смену каждый сотрудник порта проходит медосмотр и обязан использовать средства защиты на протяжении всего рабочего дня. Однако во время медосмотра врачи упускают важные детали, либо попросту закрывают на них глаза: например, на признаки простуды или следы алкоголя в крови.
Система видеоаналитики помогает автоматизировать осмотр в точном соответствии с заданными параметрами, предупредив нарушения и ускорив процедуру в 5–6 раз. В течение всей смены «умные» камеры следят за тем, чтобы персонал носил каски, маски и другие средства защиты.
Подобные системы уже используют на предприятиях «Русала» и «Норникеля». Существуют также отечественные решения для добывающих предприятий и водителей.
Анализ происшествий в таможенной зоне
Почти при каждой разгрузке пришедшего судна несколько контейнеров отправляются в зону таможенного досмотра для детальной проверки содержимого. Чтобы осмотреть груз, нужно связаться с владельцами и дождаться их прибытия. Все это, включая саму проверку, занимает до 6 суток, и все это время контейнер остается открытым. Именно на этом этапе чаще всего происходят кражи малогабаритных товаров: например, смартфонов, ноутбуков или элитного алкоголя.
С помощью систем онлайн-мониторинга и аналитики можно моментально отследить подобные инциденты по видеозаписям, определить нарушителя по графику смен и оповестить службу охраны.
Контроль и анализ транспортных происшествий
На территории порта нет заграждений или других ограничительных объектов, которые не позволят, например, легковой машине случайно свернуть в сектор разгрузки контейнеров. Зоны определены линиями на бетонном покрытии, которые не так легко заметить, а тысячи сотрудников и посетителей перемещаются между движущимся транспортом в отсутствие тротуаров. Как результат — высокий риск несчастных случаев.
Системы видеоаналитики способны идентифицировать людей, автомобили и спецтехнику, оперативно сообщая о потенциальной опасности. Например, когда грузовик едет не к тому причалу, легковой автомобиль оказался в зоне погрузки или на пути их следования появились пешеходы.
Будущее «умных» портов
Вот главные тренды в развитии морских портов в ближайшем будущем:
- Использование больших данных для снижения затрат на фрахтование судов, отслеживание грузов и экономии топлива.
- Объединение систем морских портов, судовладельцев и владельцев грузов с распределенным онлайн-доступом для отслеживания судов, контейнеров и грузового транспорта.
- Применение видеоаналитики и больших данных для отслеживания контрабанды и других нелегальных схем в области доставки грузов. Подобную систему разрабатывает, к примеру, израильский стартап Windward.
- Использование новейших технологий для предотвращения киберугроз. ИТ-инфраструктура морских портов очень уязвима, так как представляет большой интерес для мошенников и тех, кто заинтересован в краже и контрабанде коммерческих грузов. Системы аналитики помогают вовремя обнаруживать уязвимости и подозрительную активность, сообщая об этом службе ИТ-безопасности.
- Создание новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.