Что такое провайдер и чем он занимается

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Более половины жителей планеты имеют доступ в Сеть. Мы получаем услугу через поставщиков, между которыми существует четкая иерархия. Разбираемся, почему нельзя раздать интернет, минуя провайдеров, и какое будущее их ждет

Одни поставляют интернет в космос, другие раздают его маленькими порциями только для своих, третьи зарабатывают миллиарды долларов, контролируя львиную долю трафика в стране. И все это ― о провайдерах.

Только за 2020 год они подключили к Всемирной Сети 332 млн новых пользователей. При этом 4 из 10 человек во всем мире все еще не имеют доступа к интернету.

Что такое провайдер

Провайдер ― это компания, которая за деньги обеспечивает доступ клиента к Сети интернет. Современные провайдеры предоставляют и другие услуги: телевидение, мобильную связь, online-сервисы для просмотра фильмов и хостинг.

Всемирная сеть возникла в США, где ранний интернет представлял собой закрытую сеть между правительственными и образовательными учреждениями. Первый провайдер под названием The World появился в 1990 году в Бруклине, штат Массачусетс, США. Он обеспечивал преподавателям университетов доступ в интернет из дома.

Первые интернет-пользователи получали ограниченный доступ через коммутируемые соединения с использованием телефонной линии. Это значило, что если один член семьи медленно листает онлайн-страницы со скоростью 56 Кбит/с, то другой не сможет совершить телефонный звонок.

В 1959 году был разработан проект интернета в Советском Союзе, который из-за бюрократических формальностей и огромного бюджета так и остался на бумаге.

К концу 1990-х годов в США более 5 тыс. провайдеров сформировали сеть интернет-магистралей. В Европе тогда случались абсурдные ситуации: трафик между Германией и Францией мог идти через США.

В начале 2000-х провайдеры внедрили технологию DSL, которая передает цифровые данные по проводам телефонной сети гораздо быстрее, чем по коммутируемой линии. Так возникает широкополосный, или высокоскоростной доступ в интернет.

В последующие 20 лет появились усовершенствованные технологии: кабельный интернет, оптоволоконные линии связи и доступ в Сеть через спутник. Для соединения пользователей во всем мире проложены миллионы километров наземных и подводных магистралей.

Глобальная интернет-карта 2021
Глобальная интернет-карта 2021 (Фото: telegeography.com)

Как работает провайдер

Пользователи платят провайдеру за доступ в интернет. Провайдеры разных уровней связаны друг с другом в точках обмена трафиком и несколько раз перепродают доступ от оператора первого уровня (Tier-1) до конечного потребителя.

В мире 16 компаний уровня Tier-1 владеют главными мировыми магистралями. Например, Level 3, Verizon в США, Tata Communications в Европе, Telefonica в Испании.

99% международного трафика передается по подводным магистралям. В 2010 году компания Google проложила кабель между США и Японией через Тихий океан. В 2017 году компании Facebook, Microsoft и Telxius объединились, чтобы пересечь Атлантический океан кабелем между США и Испанией. В 2020 году, когда континенты связывает более чем 1,2 млн км подводных интернет-кабелей, Google объявил о новом трансатлантическом маршруте, который планирует завершить в 2022 году.

Анонс прокладки трансатлантического кабеля Grace Hopper

Операторы Tier-1 продают интернет-трафик провайдерам второго уровня ― национальным компаниям, работающим внутри страны. В России это «Ростелеком» и «Транстелеком». К провайдерам уровня Tier-3 относятся региональные и городские поставщики интернета, например, Брянские кабельные сети, ТТК-Чита, Адыгейская телефонная компания.

Устройство абонента получает интернет от провайдеров третьего, реже второго, уровня путем проводного или беспроводного соединения с их сетевым оборудованием. Передаваемая по Сети информация формируется в пакеты определенной длины, например 256 байт. Когда пользователь кликает на страницу, соответствующий пакет отправляется по наиболее оптимальному маршруту, определяемому оборудованием провайдера.

Фото:Boyan Lepoev / Unsplash
Индустрия 4.0 Серверный морской путь: когда скоростной интернет придет на Крайний Север

Для чего нужны провайдеры

Провайдеры обеспечивают быструю и качественную транспортировку необходимой людям информации. Для этого они передают пакеты данных между собой до конечного пользователя, который платит за выделенный для него канал в глобальной Сети.

Идея интернета без провайдера впервые возникла из необходимости обеспечить доступ в Сеть из удаленных регионов. Так возникли mesh-сети, крупнейшая из которых развернута в Испании под названием Guify.

Mesh-сеть соединяет пользователей посредством радиосвязи через Wi-Fi-маршрутизаторы. К интернету (через провайдера, конечно же) подключен только сервер, обеспечивающий связь внутри Сети. Около 50 тыс. испанских пользователей выходят в интернет с помощью этой сети. Если сервер падает, пользователи продолжают коммуникацию между собой, но без выхода в интернет.

По сути, сам Guify и есть провайдер, ведь он поставляет интернет пользователям mesh-сети.

Так выглядит mesh-сеть на побережье Испании
Так выглядит mesh-сеть на побережье Испании (Фото: guifi.net)

Какие есть провайдеры

Ведущие мировые провайдеры ― большие телекоммуникационные компании, предоставляющие спектр услуг. Например, в США работает три таких провайдера: AT&T, Verizon Communications, T-Mobile US. AT&T ― крупнейшая компания в мире и лидер услуг в США, контролирующая более 40% американского трафика.

В России первенство принадлежит компании «Ростелеком». По итогам 2020 года провайдер обслуживает более 12,3 млн домохозяйств, что составляет третью часть структуры рынка в стране.

Структура российского рынка широкополосного доступа в интернет в 2020 году
Структура российского рынка широкополосного доступа в интернет в 2020 году (Фото: telecomdaily.ru)

В четверку лидеров входят также МТС, «Эр-Телеком» и «Вымпелком», контролируя вместе с «Ростелекомом» 66% российского трафика. 35,9% акций в уставном капитале «Ростелекома» принадлежит государству в лице Росимущества.

Какие данные видит интернет-провайдер

Если представить, что роутер ― это дом пользователя, его данные ― автомобиль, интернет ― сеть автомагистралей, тогда провайдер — владелец платной дороги, по которой пользователь может быстро добраться из дома в пункт назначения и обратно. Обладая дорогой, интернет-провайдер знает, кто, на каком автомобиле и в каком направлении по ней едет. У него даже есть возможность заглянуть внутрь машины.

Если пользователь посещает безопасные зашифрованные сайты с префиксом https, то провайдер видит ограниченные данные о нем:

  • домен веб-сайтов;
  • устройство и браузер;
  • приблизительное расположение.

Посещаемые незашифрованные веб-сайты с префиксом http дополнительно раскрывают провайдеру:

  • веб-страницы, дату и время посещения;
  • запросы в поисковой системе;
  • электронные письма;
  • заполнение форм на сайтах, в том числе, пароли;
  • контент социальных сетей и т.д.

Вопреки мнению многих пользователей, режим инкогнито не мешает провайдеру видеть посещаемые сайты. Этот режим скрывает трафик от браузера, но не от провайдера.

Теоретически провайдер может отслеживать интернет-активность абонентов. Но это не значит, что кто-то круглосуточно сидит и наблюдает за вами. Во-первых, каждый провайдер следует правилам конфиденциальности, предусмотренным договором с пользователем. Во-вторых, для постоянного мониторинга нужно специальное оборудование, настроенное на сбор и хранение данных.

Но факт отслеживания некоторыми провайдерами интересов клиентов и косвенная продажа этих данных не вызывает сомнения. Например, Google почти всегда знает, что нравится его пользователям, и предлагает «правильные» видео на YouTube. Так и провайдеры сотрудничают с рекламодателями, группируя клиентов для демонстрации определенной рекламы.

Режим использования истории просмотров зависит от законодательства о персональных данных. Так, в России предусмотрена ответственность за нарушение правил обращения с данными, позволяющими определить конкретного человека. А это значит, что потребительские и личные интересы формально не защищены законом.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Как власти и бизнес хотят монетизировать персональные данные россиян

Будущее интернет-провайдеров

Развитие технологий, глобализация, защита прав пользователей и архивирование онлайн-контента ― главные вопросы интернета будущего, которыми задаются провайдеры и эксперты.

Новые технологии

Чтобы конкурировать с монополистами Tier-1, провайдеры низших уровней расширяют диапазон охвата с помощью новых технологий. Так возник 5G-интернет. Вице-президент лаборатории разработки устройств и технологий T-Mobile Грант Кастл видит в 5G перспективу качественного интернета для сельских жителей США, удаленных регионов во всем мире.

Еще дальше по пути современных технологий пошел Илон Маск с проектом Starlink. Спутниковый высокоскоростной интернет обеспечит доступ в Сеть жителям необслуживаемых наземными магистралями районов. По оценке аналитика по телекоммуникациям с Уолл-Стрит Крейга Моффета, в первые несколько лет Starlink сможет обслуживать от 300 тыс. до 800 тыс. абонентов, что не сделает его серьезным конкурентом существующих операторов. Сам Маск признает зависимость жизнеспособности Starlink от увеличения масштабов обслуживания, что с учетом особенностей отрасли спутниковой связи создает угрозу банкротства проекта.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Starlink: как сверхскоростной интернет покоряет космос

Доступ для всех

Пока провайдеры соревнуются в сфере технологий, почти половина населения мира все еще не имеет доступа к интернету. В январе 2021 года количество пользователей интернета составляло 4,66 млрд, а это 59,5% населения мира.

Цифровое население мира по состоянию на январь 2021
Цифровое население мира по состоянию на январь 2021 (Фото: statista.com)

При этом 40,5% населения остается не в Сети. Большая часть из них живет в зоне покрытия, но стоимость услуг становится препятствием доступа к интернету. В странах с низким уровнем дохода интернет в 18 раз дороже, чем в развитых странах.

Для изменения ситуации запущен проект «1 billion lives». Эксперты из государственного и частного секторов объединились, чтобы обеспечить доступ к цифровым технологиям для 1 млрд человек к 2025 году.

Собственный план по глобализации доступа в интернет предложил Марк Цукерберг. В основном его идея заключается в более доступном интернете за счет повышения эффективности работы провайдеров.

Те, кто интересуются проблемой отсутствия интернета у 40,5% населения Земли, говорят о более дешевых технологиях. Но никто не обещает бесплатный интернет.

Проблема конфиденциальности

Пока эксперты озабочены глобализацией интернета, его изобретатель Тим Бернерс-Ли считает, что его творение вышло из-под контроля. Теперь ученый видит свою миссию в том, чтобы вернуть конфиденциальность интернет-пользователям. Проект Solid предполагает создание личных онлайн-хранилищ данных, закрытых от провайдеров и владельцев интернет-ресурсов. Пользователи смогут контролировать, кому предоставлять доступ к своим данным.

Свобода слова

Параллельно с вопросом конфиденциальности аналитики Freedom House отмечают тенденцию снижения свободы выражения мнения в интернете из-за государственного надзора, ограниченного доступа и отсутствия эффективного сопротивления.

Карта статуса свободы интернета в 2021 году
Карта статуса свободы интернета в 2021 году (Фото: freedomhouse)

Проблема исчезновения контента

Эксперты обеспокоены вопросом сохранения интернет-данных для будущих поколений. Директор учреждения Джейсон Уэббер считает актуальной проблему сохранения ценной исторической и культурной информации в Сети. «Библиотечные фонды полны важных частных писем, в то время как посты в соцсетях не будут висеть там вечно», ― говорит Уэббер, приводя в пример закрывшуюся соцсеть Google+. «Потеря онлайн-контента, например, новостных репортажей, в дальнейшем может привести к выборочному взгляду на историю», ― утверждает Уэнди Холл, исполнительный директор Института интернет-наук в Саутгемптонском университете. Поэтому в Великобритании создан первый интернет-архив, цель которого ― сохранять цифровой контент.

Обновлено 19.01.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть