Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Starlink Илона Маска: монополизация спутникового телеком-рынка будущего

Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock
Недорогой широкополосный интернет в труднодоступных местах за счет группировки спутников ━ ближайшая американская реальность. Какие есть основные игроки на этом рынке и почему получиться это может лишь у Starlink?

Проекты спутниковой связи существуют уже не один десяток лет. Согласно UCS Satellite Database, в начале 2020 года на орбите Земли насчитывалось более 2 600 активных спутников. Новое поколение коммуникационных спутников на негеосинхронных орбитах (NGSO) — низкой околоземной орбите (LEO) и средней околоземной орбите (MEO) — активно запускалось в космос за последний год. Аналитики McKinsey прогнозируют производство и запуск спутников в беспрецендентных масштабах. И даже в случае провала крупнейших телеком-проектов на низкой околоземной орбите в течение ближайших десяти лет будет запущено 50 тыс. активных спутников.

Анимация, созданная Дэном Олтрогге из Analytical Graphics, показывает 57 тыс. запланированных спутников, запускаемых на орбиту вокруг Земли с 2017 по 2029 год. Большинство запланированных спутников будут принадлежать компании Илона Маска StarLink. Каждая точка в анимации представляет один спутник.

Суть низкоорбитальных спутниковых проектов

Идея состоит в том, чтобы окутать сетью из флота небольших телеком-спутников всю планету на низкой околоземной орбите — в 500-2000 км от поверхности. Один спутник покрывает небольшую территорию, например, размером с Аляску. Поэтому их запускают группами для покрытия определенной территории. Успех какого-либо низкоорбитального проекта приведет к полному изменению телеком-инфраструктуры во всем мире.

Фото: OneWeb
Фото: OneWeb

Колонизировать технологией

Финансовым драйвером является потенциальный рынок — малоосвоенные территории с плохим интернет-покрытием, сложным ландшафтом или нахождением в океане. Например, только население Африки, по данным ООН, составляет 1,3 млрд или 16,7% населения Земли.

В чем сложность?

Весной этого года один из наиболее многообещающих низкоорбитальных проектов OneWeb неожиданно объявил о банкротстве. Компании удалось достигнуть уровня производства 15-16 спутников в неделю размером со стиральную машину. Но самое большое финансовое препятствие оказалось в стоимости проектов. Запуск 74 спутников на протяжении нескольких лет обошелся OneWeb в $1,5 млрд. Технология производства возвращаемых ракет многократного использования кардинально изменит стоимость и возможность реализации сетки из тысяч интернет-спутников. Банкротство LeoSat и OneWeb оставляет на рынке единственного лидера — американскую компанию Илона Маска StarLink и, как известно, коммерческое производство ракет многократного использования также успешно стартовало под руководством Маска.

Ракета Falcon 9
Ракета Falcon 9 (Фото: SpaceX)

Амбиции и монополии

  • Iridium SSC и Motorolla

Ветераном кластера низкоорбитальных телеком-спутников является компания Iridium Communications. Первое поколение кластера состояло из 77 спутников, запущенных в 1997–2002 годы, с приблизительной стоимостью проекта $5 млрд.

Компания SpaceX получила контракт на запуск всех спутников следующего поколения Iridium NEXT. Запуски проводились с использованием ракеты Falcon 9, и за 2017-2019 годы количество модернизированных спутников на орбите достигло 75.

В январе 2020 года спутниковый кластер Iridium Communications был сертифицирован для использования в Глобальной системе оповещения о бедствиях и обеспечения безопасности на море (GMDSS). Сертификация положила конец монополии американской компании Inmarsat с 1999 года.

  • Galaxy Space

Амбиции создания флота спутников есть у китайской компании Galaxy Space. После успешного запуска спутника в начале этого года, компания планирует вывести на орбиту 650 спутников. В 2020 году было заявлено вывести на орбиту 40 спутников, но пока новостей нет.

Китайский спутник Yinhe-1
Китайский спутник Yinhe-1 (Фото: nasaspaceflight.com)

  • Amazon

Успех Илона Маска не дает спать спокойно и собственнику Amazon. В рамках проекта Джеффа Безоса, известного как Kuiper, планируется вывести на низкую околоземную орбиту 3236 спутников. Компания Amazon заявляет, что развернет спутники в пять этапов, при этом услуги широкополосной связи начнутся после того, как на орбиту будет выведено 578 спутников. Однако пока это только планы, хотя у другого проекта Безоса — Blue Origin — есть собственная ракета многократного использования New Shepard.

Ракета многоразового использования New Shepard, компании Blue Origin
Ракета многоразового использования New Shepard, компании Blue Origin (Фото: Джон Вейнц)

  • Telesat и правительство Канады

Канадская компания Telesat в партнерстве с правительством Канады в мае поделилась планами выбрать главного подрядчика на изготовление 298 низкоорбитальных интернет-спутников. На данный момент у Telesat есть только один прототип спутника, запущенный почти три года назад. Компания заявила о намерении увеличить количество спутников до 500.

Новый план компании предусматривает начало развертывания в 2022 году 78 спутников с запуском на полярные орбиты. Остальные 220 спутников будут выведены на наклонные орбиты к концу 2023 года. Но пока это тоже только планы.

  • StarLink

После банкротства OneWeb единственным активным и масштабным проектом является StarLink. На сентябрь 2020 года количество запущенных спутников Starlink на высоту 550 км составило 713. Компания вышла на рекордные объемы производства спутников — 120 в месяц. SpaceX работает над усовершенствованием пусковой станции, чтобы Falcon 9 смог выводить на орбиту 400 спутников при каждом запуске. Компания подала заявку на разрешение на запуск до 42 тыс. спутников.

Каждый спутник весит 260 кг и имеет конструкцию из плоских панелей для максимально компактного размещения на ракете Falcon 9. Спутники оснащены четырьмя антеннами с фазированной решеткой и ионными двигателями на криптоне.

Дизайн основной части спутника Starlink
Дизайн основной части спутника Starlink (Фото: Starlink)

По информации СМИ, телеком-проект StarLink является частью плана Илона Маска по покрытию расходов на более амбициозные проекты, такие как полеты и поселение на Марсе. Мировая индустрия интернет-доступа приносит около $1 трлн годового дохода. Маск считает, что если StarLink сможет получить хотя бы 3% от этого рынка, то компания сможет зарабатывать примерно $5 млрд.

Цена для абонентов

Абонентная стоимость услуг StarLink ожидается не выше $80 в месяц плюс однократный платеж за терминал — $100-300. По информации StarLink, отмечается повышенный интерес к будущей услуге со стороны американцев — компания получила разрешение на установку 5 млн пользовательских терминалов. Предположительно, сервис будет доступен в Северной Америке и Канаде к концу 2020 года.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: