Как устроен антифрод и почему с мошенниками так сложно бороться

Фото: Pexels
Фото: Pexels
В период с апреля по июнь 2021 года мошенники украли ₽3 млрд у клиентов российских банков — в 1,5 раза больше, чем годом ранее. Преступным операциям противодействует антифрод-система. Как она работает?
1

Антифрод: что это?

При оплате покупки онлайн вам наверняка приходилось вводить код из СМС, чтобы подтвердить, что это именно вы используете свою карту, а не злоумышленник крадет ваши средства.

Это пример того, как работает антифрод (от англ. anti-fraud — борьба с мошенничеством) — комплекс мер, направленный на предотвращение мошеннических транзакций.

Антифродом называют автоматизированные программы, которые оценивают банковские или онлайн-операции по определенным критериям. Если какая-то из транзакций им не соответствует, проводится более тщательная проверка, после чего принимается решение о разрешении или блокировке операции.

Антифрод-системы применяются для защиты любых денежных операций, в том числе в онлайне, и используются банками, крупными магазинами и платежными системами (Visa, MasterCard, PayPal). С 2003–2004 годов использование таких систем стало обязательным во всем мире.

Антифрод необходим, чтобы пресечь попытку использовать личную информацию в корыстных целях. Ваши данные могут оказаться под угрозой в результате нескольких видов мошенничества:

  • хакерских атак или вирусов, проникающих через спам на компьютер;
  • вишинга, когда злоумышленники звонят случайному человеку и представляются «сотрудниками банка N» с просьбой сообщить данные банковской карты;
  • фишинга, если мошенники копируют официальные сайты компаний и «продают» там услуги;
  • скимминга, когда через специальные устройства, устанавливаемые на банкоматы, копируются данные карты.
2

Как работает антифрод-проверка

Рассмотрим пример довольно обычного фрода. Мошенник захотел купить в интернет-магазине товары по акции и воспользоваться для этого данными украденных банковских карт. Кажется, все просто: ему нужно создать несколько аккаунтов и оплатить покупки по одному разу с каждой карты. В результате могут понести ущерб и настоящие держатели карт, и владельцы предприятия.

Первичная проверка и фильтры

Однако правила алгоритмов антифрода этому помешают, так как на их основе пройдет первичная проверка, где будут учитываться:

  • количество транзакций за единицу времени;
  • размер суммы единоразового платежа или перевода;
  • число пользователей одной карты;
  • лимит на объем покупок;
  • количество карт, с которых один пользователь может совершать покупки за определенный период времени.

Даже если пользователь проводит транзакции сразу с нескольких IP-адресов или действительно находится в иной стране, чем та, где была выпущена карта, система это распознает и просигнализирует об аномалии. Однако это не повод блокировать платеж: операция пройдет еще несколько этапов проверки.

Кроме IP-адресов учитываются и такие фильтры как цифровой отпечаток, страна эмитента и соответствие данных о том, где была выпущена карта и откуда поступил платеж, а также история операций и наличие отклоненных транзакций.

Применение машинного обучения

Стоит учитывать, что антифрод-система — постоянно настраиваемый и обновляемый алгоритм, который начинает работать лучше, если его скорректировать. Для этого используется машинное обучение: искусственный интеллект (ИИ) формирует шаблоны (сценарии), опираясь на исторические данные о поведении пользователей, чтобы в дальнейшем делать прогнозы.

Обучение системы может проходить как под контролем специалиста (антифрод-аналитика), так и автономно, когда система самостоятельно распознает мошенничество и сигнализирует о нетипичных ситуациях.

По оценкам экспертов, на 2021 год банки потратили более $217 млрд на внедрение ИИ с целью предотвращения мошенничества и оценки рисков.

Финальная проверка: метки

После проверки фильтрами, система устанавливает метки на каждую операцию:

  • Зеленая — «одобрено», мошенничество маловероятно. К примеру, когда пользователь ежемесячно оплачивает коммунальные услуги, и транзакции проводятся примерно на одну и ту же сумму. В этом случае дополнительных проверок не требуется, а увеличение размера транзакций в десятки раз могло бы вызвать другую метку.
  • Желтая — «требуется проверка», есть вероятность мошенничества. Такая метка может возникнуть, когда с одного счета небольшие одинаковые суммы уходят на несколько других счетов. Либо происходит многократное снятие таких сумм со счета — просто онлайн-магазин решил засчитывать каждую покупку в отдельности. Тогда может потребоваться помощь оператора для установки причин транзакций или платежная система попросит подтвердить личность кодом из СМС или отпечатком пальца на экране мобильного телефона.
  • Красная — «опасность мошенничества», когда действия пользователя нетипичны. Например, клиент обналичивает ₽1,5 млн, в то время как его обычный лимит был не более ₽70 тыс. в месяц. Или когда картой, выпущенной в России, пользователь из Италии оплачивает покупки во французском интернет-магазине. Финальное решение — блокировать транзакцию или предпринять еще какие-то действия — принимает антифрод-аналитик. Банк имеет право заблокировать карту: клиенту придет СМС-уведомление с инструкциями, какую информацию и в какой срок нужно отправить, чтобы подтвердить законность действий. Или, если банковское приложение содержит такую услугу, придется пройти дополнительную идентификацию, например посмотреть в камеру телефона для распознавания внешности, и только потом завершить транзакцию.
3

Уязвимость антифрода

С тех пор как банки ввели новые средства защиты — бесконтактные платежи и систему многофакторной аутентификации (СМС-оповещения, push-уведомления, специальные вопросы и отпечатки пальцев), — количество возможностей для мошенничества должно было существенно снизиться.

Однако за 2020 год число правонарушений в сфере ИТ выросло на 73,4%, среди них наиболее популярными оказались фишинг и скам. Во втором квартале 2021 года в основном в результате того же фишинга с банковских счетов россиян было украдено более ₽3 млрд, при этом банки вернули только 7,4% украденных средств. Половину из них клиенты банков перевели мошенникам сами.

Ограничения антифрод-системы и решения

Существует множество ограничений, из-за которых банки не могут своевременно отреагировать на случаи мошенничества или вернуть украденные суммы. В их числе — отсутствие у банков права блокировать входящие платежи и задерживать транзакции, устаревшие данные карт злоумышленников (которые уже успели их поменять), использование подставных лиц, скорость вывода средств мошенниками, долгая проверка счетов и отсутствие поправок в законодательстве, касающихся блокировки и возврата похищенных средств. Кроме того, клиенты сами раскрывают данные карт, поддаваясь на провокацию мошенников.

Несмотря на это, банки продолжают заниматься улучшением своих систем безопасности и, например, начали учитывать различия в поведении молодых и пожилых пользователей.

Мошенники часто пользуются доверием пожилых людей и обманными путями убеждают их перевести свои деньги на некий «безопасный счет». Но для возрастных клиентов нехарактерно снимать деньги со вклада до выплаты процентов, в то время как среди молодежи такое поведение не вызовет подозрения систем безопасности.

Поэтому если антифрод-система сочтет поведение пожилого человека подозрительным, это станет поводом для сотрудника службы безопасности задать ему уточняющие вопросы и, возможно, предотвратить хищение.

4

Основные правила безопасности

Антифрод не может полностью гарантировать защиту пользователей, но без него вероятность столкновения с основными видами мошеннических схем гораздо выше. Ответственность лежит не только на сотрудниках службы безопасности, антифрод-аналитиках, владельцах предприятий, но и на держателях карт.

Необходимо повышать свою цифровую грамотность и придерживаться четких правил цифровой безопасности:

  • Хранить PIN-код, данные для входа в интернет-банк (логин, пароль, проверочные слова) в безопасном месте.
  • Ни в коем случае не спешить доверять звонящему (мошенники могут представиться сотрудником банка и использовать подмену номера) и не сообщать никому данные своей карты, одноразовые СМС-пароли для подтверждения операций, только если вы сами не позвонили в банк.
  • Включить СМС-уведомления от банка.
  • Использовать только проверенные и официальные сайты компаний, где вы планируете совершить покупку.
  • Выбирать банкоматы, расположенные в офисах банка или крупных торговых центрах с видеонаблюдением.
Обновлено 15.10.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть