В России полным ходом идет цифровизация и уже принят федеральный проект «Цифровое государственное управление». Он включает автоматизацию всех стадий жизненного цикла недвижимости — от проектирования до эксплуатации зданий. Консалтинговая компания KPMG и платформа PropTech Russia подготовили доклад о тенденциях в цифровом строительстве. РБК Тренды публикуют из него ключевые положения.
Авторы исследования пообщались с представителями 20 крупнейших строительных компаний России. Они изучили, какие вопросы предстоит решить отрасли, как работает рынок инноваций, какие высокотехнологичные решения уже применяются и какие это приносит результаты.
Кто уже на «цифре»
Росстат выяснил, что в 2020 году доля ИТ-инвестиций не превышала 0,5% в основном капитале строительных организаций. В других отраслях этот показатель достигал 9%.
Однако в пандемию ускорилось внедрение цифровых решений для девелоперов. Они включают точный анализ покупательских аудиторий торговых объектов, а также контроль безопасности и качества среды внутри офисных зданий.
Кроме того, весной 2020 года Банк России разрешил заключать ипотечные сделки без посещения банка. К сентябрю доля онлайн-договоров достигла 40% от их общего числа.
Эксперты выяснили, что в настоящее время в приоритетном порядке нужно развивать несколько направлений цифровизации:
- интеграцию ИТ-систем для эффективного обмена данными и максимальной автоматизации бизнес-процессов;
- передачи функции контроля «умным» алгоритмам;
- обеспечения сквозного учета;
- налаживания систем взаимодействия с клиентами и поставщиками.
52% участников исследования уже имеют пять и более ИТ-решений в своей организации. Еще 29% имеют от трех до пяти таких решений. При этом всего у 14% компаний все они интегрированы в единую систему.
Более 60% компаний используют цифровые продукты для принятия инвестиционных, операционных и стратегических решений. Половина из них имеют собственные разработки. При этом менее четверти компаний закупили современный софт.
В сфере девелопмента и строительства наибольший потенциал роста имеют ИТ-решения для продаж и динамического ценообразования на основе анализа данных (CRM, контроль и анализ фактических расходов, проектирование). Примерно половина опрошенных компаний пока не использует эти возможности.
В сфере управления недвижимостью лишь треть компаний используют ИТ-решения для автоматизации взаимодействия с арендаторами и ценообразования, что открывает потенциал для их разработки (CRM, бюджетирование, расширенная аналитика).
В сфере эксплуатации инфраструктуры объектов недвижимости около 47% респондентов не используют никакие технологические продукты для выстраивания взаимоотношений с управляющей компанией, но применяют их при контроле и анализе фактических расходов и во взаимоотношениях с поставщиками и подрядчиками.
Барьеры на пути цифровизации
Традиционными препятствиями на пути цифровизации в строительной отрасли считаются разные трактовки положений и рекомендаций, слабое внедрение института электронной подписи, недоверие участников долевого строительства к цифровому документообороту, а также отсутствие опыта работы с таким ПО у сотрудников.
Участники исследования назвали дополнительные факторы, которые мешают перейти на «цифру»:
- непрогнозируемый результат;
- сложности оргструктуры и неготовность персонала;
- высокие затраты на внедрение;
- слишком долгие сроки внедрения;
- негибкая архитектура ИТ;
- отсутствие технологий, решающих приоритетные задачи;
- сложность постановки бизнес-требований в техзадания для ИT;
- риски, связанные с устойчивостью компании — поставщика технологий;
- усложнение ИТ-ландшафта уже внедренных решений;
- сложности, связанные с техподдержкой;
- постоянный отток денежных средств.
При этом компании считают, что важнейшими стимулами для внедрения цифровых решений являются потребность в большей информативности бизнеса со стороны менеджмента и акционеров, повышение доходности и эффективности, моральное устаревание существующей инфраструктуры, требования кредиторов и в меньшей степени — регуляторов и законодательства.
Нераскрытый потенциал
Как отмечают авторы исследования, строительная отрасль обладает большим потенциалом для развития цифровизации, и она должна распространяться на практику ведения бизнеса в целом.
100% опрошенных компаний указали, что критически нуждаются в технологических инновациях. При этом у 65% из них отсутствует ИТ-стратегия, а 25% участников опроса и вовсе не имеют профильных специалистов по инновациям.
ИТ и корпоративная культура
Цифровизация требует изменения многих аспектов корпоративного управления и культуры. Компаниям необходимо внедрять гибкий подход к разработке (Agile) и использовать традиционные методы проектного управления (Waterfall) только в отдельных случаях.
Гибкий подход предусматривает быстрое внедрение маленькими этапами, тестировку гипотез и корректировку задач, фокусировку только на ключевых элементах, быстрое восстановление после неудач, наличие автономных сотрудников и альянса исполнителей с общими целями. Его основными принципами выступают прозрачность, доверие и делегирование лидерства.
Для этого подхода важно не просто ставить задачу перед ИТ-отделом, а работать вместе с ним. Здесь возникает еще одна проблема — развитие у сотрудников компании необходимых «цифровых компетенций» и знаний в области цифровых технологий. Это актуально в том числе и для лидеров, которые должны вести процесс цифровизации.
Где нужна «цифра» в России
КПМГ выяснила, что наиболее распространенные запросы на цифровые технологии существуют в сфере дронов и видеофиксации, порталов подрядчиков, лазерного сканирования, VR и AR, информационного моделирования зданий (3D-8D), 3D-печати, роботизации процессов и мобильных решений для рабочих площадок.
При этом сегменты жилой и складской недвижимости ассоциируются с самыми эффективными ИТ-решениями. К примеру, показ квартиры в VR или 3D открывает эту возможность для покупателей из других городов.
Самым окупаемым этапом для цифровизации участники рынка признают проектирование объекта недвижимости (58%). На втором месте оказался операционный менеджмент, который регулирует процессы управления активом (55%). При этом слабоокупаемым считается этап приобретения и продажи (11%).
Самый затратный этап — строительство — обладает наибольшим потенциалом для цифровизации (42%). Но еще 11% респондентов заявили, что окупаемость таких инвестиций фактически равна нулю.
От концептуальной модели до демонтажа
BIM или Building Information Modeling представляет собой информационное моделирование зданий и управление их жизненным циклом на всех этапах существования.
Такой подход позволяет сократить количество ошибок в проектной документации на 40%, время проектирования — на 20-50%, а проверки проекта — в шесть раз. Сроки согласования и координации документации могут снизиться на 90%, реализации проекта и строительства — до 50% и 10%. Совокупные расходы на строительство и эксплуатацию становится возможно сократить на сумму до 30%.
Более 60% опрошенных компаний уже используют BIM, а более половины не использующих планируют его внедрение в краткосрочной перспективе. Однако подавляющее большинство применяют этот подход только на этапе проектирования объекта.
Широкомасштабному внедрению BIM препятствует целый ряд факторов: ограничения по времени, проблемы интеграции и синхронизации, низкий уровень компетенций генпроектировщиков, необходимость обучения персонала, внедрения новых бизнес-процессов и инструментов работы.
Как правильно инвестировать
Чтобы разумно вкладываться в цифровые решения, необходимо проводить аналитические исследования, бенчмаркинги и анализ передовых практик, а также постоянно мониторить рыночные тренды.
Результаты опроса застройщиков и девелоперов показали, что половина компаний сами следят за новинками профильных ИТ-решений и проводят профилактическую диагностику систем. Еще четверть опрошенных выбирают решения по мере необходимости, а остальные действуют по инерции.
90% компаний-участников предпочитают проверенные решения, а 55% используют собственные разработки. Стартапам доверяют лишь 15%, а инвестируют в их разработки 25%. У 20% под эти цели сформирован отдельный бюджет. При этом никто из респондентов не использует венчурные партнерства и инвестиционные фонды.
Сегодня многие строительные компании уже готовы инвестировать в цифровизацию, но пока подходят к процессу аккуратно, заключают аналитики.