Глобальный сдвиг или глубочайший кризис: каким будет 2021 год

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Пандемия изменила практически все сферы нашей жизни. Тем интереснее понять, каких перемен нам ждать в 2021-м. Изучив исследования Accenture, Kearney, Gartner и Bain & Company, мы составили список главных трендов

Тренд № 1. Перевод бизнеса в онлайн

Accenture отмечает, что в 2020 году мир пережил глобальную трансформацию, сравнимую с великим переселением народов в IV—VII веках. Мы начали работать, учиться и развлекаться онлайн, и это изменило наше отношение к физическому окружению.

Вечеринки, дни рождения, свадьбы и похороны проводили в интернете. Звезды начали давать онлайн-концерты, шоу и спектакли. Ивент-агентства, музеи и туристические компании предлагают виртуальные туры и мероприятия.

Коммуникации между компаниями и потребителями тоже изменились. Фокус сместился на онлайн-магазины и сервисы, виртуальные презентации и удобную доставку. Сам процесс выбора и покупки, то есть взаимодействия с брендом, теперь растянут во времени и распределен по разным гаджетам. Это подстегнет рост цифровых инструментов для рекламы и продвижения, а также сделает соцсети ключевым каналом продаж.

По словам Марии Григорьевой, управляющего директора Accenture Technology в России, 2020 год действительно дал толчок многим изменениям — от развития e-commerce, экспоненциального развития логистических компаний, организующих доставку всем, кто остался дома, до формирования новых привычек у пользователей. Все это будет подстегивать рынок и в 2021 году — компании будут предлагать услуги и продукты по-новому, используя другие точки контакта с пользователем. [1]

Gartner соглашается: теперь важно строить бизнес так, чтобы он был доступен из любой точки. Уже сейчас появляются банки, которые работают только через приложения, а в будущем офлайновые офисы вовсе исчезнут.

Самыми успешными станут те, кто ускорит цифровую трансформацию и сделает цифровые форматы основными в своем бизнесе. [2]

Тренд № 2. Переход на удаленную работу

В Accenture полагают, что человечество ждет глобальный переворот в работе небольших команд и целых компаний. Удаленная работа изменила отношение к организации рабочего времени и пространства, а также коммуникацию с коллегами. [3]

Для многих дом и офис теперь — одно и то же место. Людям приходится самим организовывать свой день и рабочее пространство, покупая все или почти все оборудование за свой счет. А главное — дистанционная работа лишает нас живого общения с коллегами, обмена опытом, поддержки, мотивации.

С другой стороны, компании активно подключают и развивают онлайн-сервисы, которые бы облегчили сотрудникам рабочий процесс. Согласно опросам Accenture, ¾ сотрудников хотят, чтобы после пандемии удаленная работа сохранилась хотя бы частично, а в идеале — 50/50 с офисной.

Олег Гейлер, партнер Bain & Company, подтверждает: «Многие скептики убедились, что работать удаленно можно — и даже весьма эффективно. Сложно представить, что после завершения пандемии все вернутся к доковидной офисной жизни. Скорее, многие компании будут пробовать гибридные модели, сочетающие удаленную и офисную работу».

Если верить исследованию Kearney, в ближайшее время многократно вырастет число «цифровых кочевников» (от англ. digital nomad — фрилансеры и удаленные сотрудники, которые работают, переезжая из одной страны в другую). В 2020 году к ним относили, в частности, 10,9 млн американцев (на 49% больше, чем их было в 2019-м). Судя по недавнему опросу, в ближайшие три года «цифровыми кочевниками» планируют стать 19 млн жителей США, еще 45 млн примкнут к ним в недалеком будущем. [4]

Такая тенденция наблюдается и в других странах. Именно поэтому в Германии, например, собираются закрепить право любого сотрудника работать удаленно. Это повлечет за собой изменения в сфере туризма и на рынке недвижимости: спрос на краткосрочную и долгосрочную аренду снизится, уступив место среднесрочному — до полугода. По данным сервиса Airbnb, средняя продолжительность аренды в июне 2020 года была на 18% выше, чем в январе 2020-го. Следом изменится налоговое законодательство и визовая политика: скажем, Грузия уже ввела специальные визы для фрилансеров из других стран.

Тренд № 3. Контроль за поведением

Эксперты из Gartner обращают внимание на бурный рост интернета поведения — IoB (Internet of Behaviors). Если интернет вещей (IoT) подразумевает умные устройства, подключенные к Сети, то IoB — это данные о поведении и привычках пользователей, которые компании получают с их умных устройств.

Например, с помощью телематики для коммерческих автомобилей можно отслеживать манеру вождения: резкие торможения, агрессивные повороты, неаккуратную парковку. Эти данные помогут компании — владельцу автомобилей — внедрить новые стандарты безопасности для водителей и отсеять потенциально опасных сотрудников. [2]

Bain говорит о целом рынке персонального страхования, в основе которого будут данные о нашем поведении. Тем же водителям станут предлагать индивидуальные условия для страховки — в зависимости от того, как они ведут себя на дороге. Причем для отслеживания будут использовать обычные смартфоны. [5]

В глобальном масштабе IoB может собирать и обрабатывать информацию из множества источников: паспортные данные, сведения о клиентах, профили в соцсетях. Используя также сервисы геолокации и системы распознавания лиц, можно точно предсказывать маршруты людей, их действия и предпочтения. Правда, возникают этические и юридические тонкости: в некоторых странах законы о персональных и больших данных серьезно ограничивают их использование.

Тренд № 4. Ставка на искусственный интеллект

В Bain считают, что уже в скором времени на пик своего развития выйдут искусственный интеллект и смежные с ИИ технологии. Речь идет в первую очередь о периферийном ИИ (Edge AI) — то есть таком подходе, где используются периферийные вычисления: обработка данных у границы сети, в которой они формируются (на локальном устройстве), а не в вычислительном центре.

Благодаря периферийному ИИ можно создавать открытые и децентрализованные ИТ-системы, увеличивая пропускную способность и эффективность локальных устройств и каналов связи. При этом снижается нагрузка на глобальные облачные серверы и хранилища, а также затраты на их использование.

Этот тренд стал особенно актуальным во время пандемии, когда многие компании перешли на дистанционную работу. Локальные вычисления позволили компаниям и сотрудникам, которые находятся в регионах со слабой ИТ-инфраструктурой, не терять важные данные и не прерывать бизнес-процессы из-за проблем с Сетью. Особенно востребованы периферийные вычисления на базе ИИ будут в промышленности, где используют автоматические системы мониторинга. [5]

По данным Economist Intelligence Unit, банки и страховые компании планируют увеличение инвестиций в ИИ на 86% к 2025 году и полностью автоматизируют ключевые сервисы и аналитику. На рынке труда тоже грядут изменения: ИИ-специалисты станут одними из самых востребованных и высокооплачиваемых. [6] Gartner отмечает также ИИ-инженерию — глобальную стратегию, где искусственный интеллект становится основой для всех бизнес-процессов. Он даже может решать вопросы доверия, этичности и прозрачности, не говоря уже об автоматизации и проверке на соответствие техническим стандартам. [2]

Тренд № 5. Распространение сетей 5G

Bain предрекает новую промышленную революцию благодаря распространению мобильных сетей пятого поколения, или 5G. [5] Всемирный экономический форум, ссылаясь на исследование компании IHS Markit, прогнозирует, что к 2035 году сети 5G принесут глобальной экономике $13,2 трлн и 22,3 млн рабочих мест. Это ускорит повсеместный переход к Индустрии 4.0 и промышленному интернету вещей. [7]

Сети 5G до 100 раз ускорят передачу данных, которые используют многочисленные приложения и сервисы, а также промышленные системы для производства, контроля и мониторинга. При этом сбоев и задержек станет намного меньше, что сделает процесс производства непрерывным и безопасным. Управлять им можно будет с любого устройства в любой точке планеты.

Мария Григорьева из Accenture уверена, что абсолютно всем важно следить за перечисленными трендами.

Бизнесу стоит:

  • задуматься о том, как изменились ритуалы, влияющие на культуру компании — терпеливость и производительность, празднование достижений, привычки людей — и как это в итоге повлияло на покупательские особенности и интересы;
  • переосмыслить используемые людьми ресурсы (где и как они работают), способы, которыми собирается заказ (уход от личного присутствия к интернет-заказу), способы и методы доставки (пересмотр логистических цепочек, расширение экосистемы и объединение с компаниями, обеспечивающими быструю доставку);
  • важно перепродумать, как вы развиваете свой бренд, какие глобальные цели ставите перед собой и как планируете их достигать с учетом глобальных кризисов и пандемии.

С другой стороны:

  • государству необходимо формировать эмпатию даже в сложных ситуациях — управлять мнением и устанавливать новые социальные принципы коммуникации;
  • больше внимания уделять медицине: это и работники отрасли, особенно те, кто потерял работу из-за кризиса, и страховые компании;
  • продумать правила посещения мероприятий, регулируя сложившуюся ситуацию с помощью разрешений, а не запретов.

Тренд № 6. Ориентация на шеринг и устойчивое развитие

По прогнозам Gartner, к 2029 году экономика замкнутого цикла заменит линейную экономику. Это означает, что на смену покупке и продаже окончательно придут аренда или совместное использование — то есть шеринг-экономика. Bain называет шеринг-экономику логичным следствием перехода корпораций к устойчивому развитию.

Следующий этап — аренда ИТ-продуктов. Так работают сервисы SaaS (Software as a Service, программное обеспечение как услуга) — например, облачные хранилища или онлайн-логистика. За счет SaaS компании экономят ресурсы на покупку, поддержку и обновление отдельного ПО и целой облачной инфраструктуры.

Эксперты Kearney возлагают надежды на водородные технологии, которые позволят снизить выбросы углекислого газа. Это особенно актуально для производства удобрений и пищевой промышленности. В ближайшем будущем водород можно будет применять и в автомобилях вместо обычного топлива. И это только начало.

  • В июле 2020 года ЕС представил водородную стратегию, среди главных целей которой — достичь уровня производства в 1 млн т «зеленого» (то есть возобновляемого) водорода в год за ближайшие четыре года.
  • Япония открыла Фукусимский центр исследований водородной энергетики, который питается от солнечных батарей и может производить до 100 кг чистого водорода в час.
  • BP и Ørsted разрабатывают проект по производству «зеленого» водорода в Германии.
  • Amazon и Shell вложили более $21 млн в стартап, разрабатывающий водородные силовые установки для авиации.

Евгений Богданов, партнер Kearney, руководитель транспортной практики в России и СНГ, добавляет: «Россия — часть мировой экономики и, следовательно, эти тенденции будут оказывать влияние на нас так же, как и на остальной мир. Все большее количество стран подтверждает свою приверженность декарбонизации энергетики. Это имеет большое значение для экономики РФ, так как в долгосрочной перспективе снижает мировой спрос на важнейшие экспортные товары России — нефть и уголь».

Однако чтобы стать трендсеттером, России нужно придумать что-то новое, что найдет применение в мире. «Я думаю, что если мы будем способствовать развитию малого и среднего бизнеса, у нас будет шанс», — отмечает Богданов.

Тренд № 7. Повышение мер кибербезопасности

Вместе с развитием цифровых сервисов более значимой стала и проблема кибербезопасности. По данным Интерпола, за время пандемии резко увеличилось количество кибератак. [8] Как выяснили в Bain, 43% топ-менеджеров считают, что в их компании соблюдают все меры ИТ-безопасности и защиты данных. Однако глубокий анализ показал, что на деле таких компаний всего 24%.

Эксперты Bain называют пять главных ошибок в сфере кибербезопасности. [9]

  1. Трудности с определением самых ценных активов. ИТ-эксперты могут неверно определять ценность тех или иных данных и активов компании. Поэтому нужна совместная работа с теми, кто глубоко погружен в бизнес.
  2. Нецелевое распределение ресурсов. Компании год за годом тратят большие бюджеты на те или иные способы защиты, при этом игнорируют текущие изменения и наиболее актуальные уязвимости.
  3. Игнорирование рекомендаций от специалистов по кибербезопасности. Не все из них доходят до руководства или воплощаются слишком поздно.
  4. Отказ от облачных сервисов. Ветераны ИТ-индустрии до сих пор относятся к ним с недоверием, предпочитая хранить все данные на собственных серверах.
  5. Конфликт интересов. Часто рекомендации специалистов по кибербезопасности противоречат тому, что говорят другие ИТ-специалисты и топ-менеджеры. Это приводит к тому, что важные меры принимают несвоевременно.

Крупные компании часто хватаются за новейшие технологии, упуская из виду важность единой стратегии и регулярных мер в области киберзащиты. В результате внедрение необходимых мер растягивается на месяцы. Среди самых распространенных причин кибератак в последние годы — неспособность вовремя обновить веб-серверы с применением соответствующей защиты.

Чаще всего хакеры взламывают Active Directory (AD) — активный каталог в ОС Windows, который дает доступ ко всем логинам и паролям в локальной сети. С его помощью мошенники получают любую конфиденциальную информацию, включая платежные и персональные данные клиентов. Избежать этого позволит онлайн-мониторинг AD с помощью специальных сервисов.

Только 55% опрошенных сотрудников заявили, что в их организации регулярно проходят мероприятия и обучение кибербезопасности. Лишь 58% руководителей постоянно работают над тем, чтобы управление кибербезопасностью отвечало их бизнес-целям. Если тенденция сохранится, в 2021-м кибератаки принесут компаниям убытки до $6 трлн — в два раза больше, чем в пять лет назад.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Десять самых громких кибератак XXI века

Атаки программ-вымогателей в 2021-м будут совершаться каждые 11 секунд — в три раза чаще, чем в 2015-м, а ущерб от них вырастет в 57 раз — до $20 млрд. Еще одна глобальная угроза — сеть Darknet, где размещается вредоносное ПО для хакеров и сливаются персональные данные, полученные в результате взлома или несанкционированного доступа. Ее объем, по оценкам Congressional Research Service, в 5 тыс. раз превосходит открытый интернет. [10]

Gartner говорит о сетевой кибербезопасности — распределенной, гибкой и масштабируемой стратегии защиты, которая выстраивается вокруг каждого человека или продукта. Мы больше не можем контролировать гигантские сети устройств с терабайтами данных, но можем защитить данные на этапах передачи из одной точки в другую. В этом также помогут особые алгоритмы вычислений с высоким уровнем конфиденциальности.

Тренд № 8. Фокус на эмпатию и толерантность

Accenture отмечает, что в 2020 году в обществе обострились тенденции, связанные с неравенством и нетерпимостью. Многие оказались в уязвимом положении — в силу пола, возраста, физических аспектов или социального статуса. Поэтому люди особенно нуждаются в эмпатии и сочувствии.

Компаниям приходится это учитывать: и с позиции работодателя, и в коммуникации с клиентами. В ход идут социальная и политическая повестки, человеческие истории и новый, более «человечный» дизайн.

Лучше всего работает фокус на какой-то одной уязвимой группе. Это могут быть благотворительные инициативы, специальные сервисы, продукты и скидки для нее. К примеру, eBay предложила бесплатное размещение для маленьких магазинов и производителей. Для сотрудников запускают бонусные программы, сервисы психологической поддержки и онлайн-мероприятия.

Тренд № 9. Внедрение новых HR-технологий

Bain обращает внимание на то, что ежегодно компании теряют сотни миллионов долларов из-за того, что сотрудники не выходят на работу. В период пандемии от этого особенно страдали ретейлеры: 88% из них предпочли бы иметь запас сотрудников, чем терпеть убытки из-за нехватки персонала. [11]

Эту проблему можно решить, если быстро реагировать на пиковые нагрузки и перераспределять людей между разными точками. Например, французский сервис Andjaro позволяет следить за числом сотрудников на всех объектах в режиме онлайн, отслеживать пиковые часы и подстраивать графики. Это позволяет экономить ретейлерам до €20 млн в год.

В целом совсем скоро управление персоналом перейдет на новый уровень. К 2025 году около четверти всех сотрудников будут миллениалы. Они с раннего детства погружены в цифровые технологии, и к ним придется искать новые подходы. [12]

Отбор и наем персонала станут автоматизированными. Придут на помощь игровые элементы и когнитивные технологии. Уже есть сервисы, которые оценивают опыт и навыки соискателей с помощью самообучаемых алгоритмов. Каждый кандидат получает оценку по десяткам различных параметров, а лучшие резюме попадают напрямую к HR-специалисту.

Тренд № 10. Переоценка привычных ценностей и ритуалов

Accenture отмечает, что пандемия изменила наши повседневные привычки и паттерны, нарушила устоявшиеся эмоциональные связи. Мы еще только приспосабливаемся к новой реальности.

Сильнее всего пострадали традиции, связанные с коллективным опытом. Например, публичные церемонии, когда нам важно чувствовать поддержку близких. Все это пришлось перевести в онлайн-формат, и для многих видеосозвоны с членами семьи стали новым ритуалом.

Другой важной потребностью стала забота о себе всеми доступными способами: это и онлайн-медитации, и видеосессии с психологом или тренером, и онлайн-курсы или мастер-классы. Регулярность этих занятий дала дополнительный психологический эффект, когда привычный распорядок дня оказался нарушен. Компании откликнулись на этот запрос флешмобами, онлайн-мероприятиями и эфирами в соцсетях, чтобы поддержать своих клиентов.

Обновлено 09.03.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть