Этот материал ребята из команды Трендов обсудили в выпуске подкаста «Летучка». Послушать можно на любой удобной платформе: в плеере выше, в Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts и везде, где есть подкасты.
На время карантина даже мода переместилась в онлайн: например, Mercedes-Benz Fashion Week-2020. Но виртуальными становятся не только модные показы, но и сама одежда. Луи Витон еще в 2019 году создал виртуальные образы для киберспортивной игры League of Legends. Только за прошлый год мировые продажи цифровой одежды составили $53,4 млн. А сейчас, когда больше 3 млрд человек неделями сидят дома, тренд на все виртуальное будет только расти.
Как создают цифровую одежду?
Сначала проводят фотосессию модели, либо же берут готовые фото с разных ракурсов. При этом важно выбрать подходящее освещение и позы, а также обтягивающую одежду — чтобы виртуальная хорошо сидела по фигуре.
3D-манекен в цифровой одежде от Регины Турбиной
На основе фотографий создают цифровой аватар: 3D-манекен внутри программы.
Затем его делают подвижным — чтобы одежда смотрелась красиво и эффектно.
На следующем этапе моделируют одежду, «примеряют» ее на модели и драпируют ткань. Важно, чтобы одежда сидела максимально естественно и реалистично.
В финале дорабатывают освещение и текстуру, после чего готовый файл отправляется владельцу.
Сколько это стоит?
Самую первую цифровую коллекцию в конце 2018 года придумало агентство Virtue, чтобы привлечь внимание к реальной одежде скандинавского бренда Carlings. В коллекции было 20 унисекс-вещей по цене от €10 до 30. Идея была в том, чтобы сделать ультрамодную одежду доступной для каждого.
Их примеру последовал английско-немецкий стартап Rohbau, который представил коллекцию из одного худи за €40.
Голландский бренд The Fabricant пошел по другому пути: они создают авторские модели с упором на эксклюзив. Такого подхода марка придерживается и при создании обычных вещей: к примеру, моделируя кроссовки в 3D, чтобы они идеально сидели на стопе. В мае 2019-го они продали цифровое платье за рекордные $9,5 тыс. Такую цену объяснили тем, что модель «сшита» с помощью блокчейна и обладает уникальным кодом — то есть платье невозможно повторить или подделать. Покупателем стал Ричард Ма, исполнительный директор компании Quantstamp — он заказал платье для своей жены. Свою покупку он называет «инвестицией в будущее».
Российский дизайнер Регина Турбина пока только создает отдельные модели в дополнение к своей физической коллекции. Цифровой лук по заказу Даниила Трабуна обошелся ему в 5 тыс. руб.
Есть варианты и побюджетнее: например, цифровые кимоно от The Milliardova всего за 890 руб.
Как это носить?
Если у вас нет минимальных навыков работы с графическими редакторами, вы не сможете сами наложить одежду на фото. Поэтому и Carlings, и Rohbau работают по такой схеме: вы покупаете вещь, они делают макет под вас, а потом накладывают на ваше фото и присылают в готовом виде.
Вот как это выглядит на живом человеке:
Лиза Анкарман — стилист и fashion-блогер в одежде от Carlings
Дмитрий Бычик — фотограф и lifestyle-блогер в одежде от Carlings
Даниил Трабун — медиа-директор «Яндекса» в худи от Регины Турбиной
Николай Дубинин — ведущий канала «Индустрия 4.0» — и его дочь Варя в цифровых худи Rohbau
Кто покупает digital-одежду и зачем?
Мы неслучайно начали с игр: многие дизайнеры считают, что именно они подготовили рынок для цифровой одежды. К примеру, «скины» в Fortnite или DotA стоят до $10 тыс., и их покупают только для того, чтобы выделиться в игре: никаких весомых преимуществ они не дают.
Второй тренд, который предопределил цифровую одежду — развитие VR и AR. Apple, вслед за Google и Facebook, выпускает свои AR-очки, сквозь которые можно видеть маски как в Instagram и другую дополненную реальность. Российская студия Malivar создает виртуальных персонажей, которые ведут аккаунты в соцсетях и сотрудничают с брендами вместо живых блогеров и звезд. Самая известная — Алиона Пол, для которой создают цифровые же наряды.
Алиона Пол, виртуальная модель в цифровом кимоно от Malivar для Mercedes-Benz Fashion Week
Но не только виртуальные, но и вполне реальные блогеры и инфлюэнсеры признаются: часто модная одежда им нужна только для того, чтобы выложить красивые фото в Instagram. Так почему бы не покупать для этого цифровые луки?
Такой подход, к слову, подводит нас к другому тренду — экологичность и ответственное потребление. Эту причину блогеры тоже озвучивают в числе важных: чем больше вещей ты покупаешь, тем больше вреда наносишь экологии.
Есть и те, для кого цифровая одежда — едва ли не единственный способ выглядеть идеально. К примеру, люди с протезами конечностей, нестандартной фигурой или лишним весом. Им бывает трудно найти что-то, что сидело бы идеально, но при этом хочется быть привлекательными на фото.
Наконец, виртуальный лук — это возможность примерить нечто такое, что ты никогда бы не решился носить в реальной жизни. И тут потребности клиентов и дизайнеров совпадают на все 100%: вместо повседневных черно-серых моделей оверсайз появляются яркие и футуристичные костюмы необычного кроя, часто — с эффектом металлик или голограммы. Словом, это отличный шанс почувствовать себя моделью в авторском платье от кутюр или героем фантастического фильма.
В 2020 году цифровая одежда пока еще не выглядит массовым трендом, и не так уж много людей готовы платить за виртуальный лук. Но ведь и AR-маски в Instagram поначалу выглядели баловством, а сейчас даже крупные бренды готовы за них платить. Возможно, тотальная изоляция и рост онлайн-сервисов подстегнут спрос и на цифровые луки.
Что еще почитать и посмотреть по теме:
- Обзор тренда цифровой одежды от 360.tv
- Как устроен рынок виртуальных вещей (ENG)
- Что такое цифровая одежда
- Кто и зачем покупает цифровую одежду
- Цифровая одежда и мировая мода от Elle (ENG)
- Vogue — про цифровую одежду и 3D-дизайн (ENG)
- Сюжет CNBC о том, как делают цифровую одежду в Carlings (ENG)
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.