Для того, чтобы изобретения «выстреливали», необходимо следующее:
- исследования, наука — что изобрести?
- инженерная мысль — как это применить?
- предпринимательство — как это продать?
Однако эти три компонента в России совпадают крайне редко.
Когда совпало: Шухов и Бари
Инженер Владимир Шухов, спроектировавший Шуховскую башню в Москве, в конце 19 века получил три патента на введение в архитектуру гиперболоидной формы башен. Такая конструкция сочетает в себе легкость и прочность — башни могут стоять примерно 100 лет.
Шухову повезло найти своего предпринимателя (как, например, инженерному гению Стиву Возняку повезло встретить гения-предпринимателя Стива Джобса). Владимир Шухов познакомился с Александром Бари — тот был предпринимателем, меценатом и курсировал на две страны, Россию и Америку. Бари пригласил Шухова на нефтяные промыслы в Баку, где инженер и спроектировал первый русский нефтепровод и получил патент на круглый в сечении резервуар для хранения нефти. Инженерный гений Шухова приносил Бари прибыль, поэтому всем его изобретениям и технологиям сразу давали практическое применение.
Когда не совпало: Siemens и Пироцкий
16 мая 1881 года компания Siemens запустила под Берлином первый в мире трамвай. На полгода раньше первый трамвай могли бы запустить в Санкт-Петербурге — но этого не произошло. Российский инженер и изобретатель Федор Пироцкий 22 августа 1880 года, то есть за год до немецкой презентации, продемонстрировал электрический трамвай. Он почти месяц возил питерских пассажиров на 85-метровом участке со скоростью 12 км/ч. Однако у Пироцкого не оказалось денег, чтобы усовершенствовать изобретение, а государство отказалось его финансировать. Проект закрыли, и Siemens выиграл эту гонку, застроив пригороды Берлина трамвайными линиями, а затем построив первое континентальное метро в Будапеште.
Почему в России патентуют изобретения реже, чем за рубежом?
Любое изобретение — это интеллектуальная собственность автора. Чтобы распоряжаться этой собственностью, по закону ее надо зарегистрировать, то есть получить патент на свое имя.
Патент — это документ, который закрепляет изобретение за его создателем и дает право несколько лет или всю жизнь получать за свой интеллектуальный труд прибыль.
Чтобы получить патент, нужно, чтобы изобретение:
- было новым;
- предлагало неочевидное техническое решение;
- могло быть промышленно применимо.
Соблюдение этих условий проверяет специальная госэкспертиза.
В Европе первое патентное ведомство появилось в 1450 году в Венеции, а в Америке первый патент был получен в 1641-м на новый способ изготовления соли. А что в России?
- В России это называлось «привилегией». Первые царские привилегии начали выдавать лишь при Петре I, при этом царь в любой момент мог отозвать бумагу;
- Законодательство, в рамках которого решения принимал не царь, а специальная комиссия, появилось в России лишь в 1896 году. Как результат, с 1896 года по 1917-й было выдано в три раза больше патентов, чем за всю предыдущую историю;
- В 1919 году СССР ликвидировал патентную систему, неограниченные права на любые изобретения передавались государству;
- В 1981 году в России появились правила, приближенные к международным патентным стандартам;
- В 1991 году приняли законы об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах;
- С 2008 года действует отдельная часть Гражданского кодекса по авторскому праву и интеллектуальной собственности (авторские и смежные права; товарные знаки и средства индивидуализации; базы данных, ПО; технологические инновации). По мнению юристов, она слабо защищена.
Число патентных заявок в 2018 году:
США — 3,1 млн;
Китай — 2,4 млн;
Япония — 2,1 млн;
Россия — 38 тыс.
Всего 3% российских изобретений доходит до международного рынка. Почему так происходит?
- Стоимость патента на изобретение: от 10 тыс. до 100 тыс. руб.;
- Бюрократия: одну заявку могут рассматривать от года до полутора лет;
- Кража идей: можно внедрить изобретение на производстве и запатентовать его на полученную прибыль. Правда, в процессе идею могут перехватить конкуренты;
- Попытка изолироваться и создать в стране полный цикл производства. Инновационный продукт требует больших рынков. Именно поэтому Китай, Индия и США могут себе позволить создавать технологии для внутреннего рынка, а Россия — нет. Многие отечественные технологические компании разрабатывают свои решения за пределами страны.
Что еще почитать по теме:
- Как искать инвестора в стартап во время пандемии
- Цифровая защита: как меняется управление интеллектуальным капиталом в России
- Как развиваются инновации в России и где крупнейший бизнес ищет новые технологии
- Миссия невыполнима? Машинный перевод — секретное оружие патентных экспертов
- Интеллектуальная собственность (патенты)
- Почему интеллектуальная собственность в России не продается
- Влияние коронавируса на интеллектуальную собственность
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.