Зачем России национальная сеть туристических троп

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Туристическая тропа — рай для любителей активного отдыха на природе. Однако сложно создать такую тропу, если в законодательстве даже нет ее четкого определения. Разбираемся, кто и как работает над этой проблемой

Что такое туристические тропы и зачем они нужны

Туристические тропы позволяют сделать отдых на природе комфортным и безопасным — можно идти и не бояться, что заблудишься, провалишься в яму или случайно наступишь на растение из Красной книги. А благодаря грамотно составленному маршруту туристы могут увидеть самые красивые и интересные места. На тропах устанавливают необходимую инфраструктуру — туалеты, зоны отдыха, урны, ставят информационные стенды и навигационные элементы. Все это делается для того, чтобы маршрут был приятным, познавательным и безвредным для природы.

Туристическая, или туристская, тропа — это непрерывные участки территории, на которых расположена некапитальная инфраструктура (то есть сооружения, которые можно разобрать, собрать заново и перенести на новое место, — навесы, благоустроенные площадки, тенты для автопарковок, легковозводимые строения и т.д.) и услуги, которые предоставляются человеку на всем протяжении маршрута.

Туристические тропы бывают разными: на несколько километров или на несколько дней похода с палатками; для пеших, велосипедных, лыжных и даже конных прогулок; могут ограничиваться небольшой зоной в пригороде, а могут проходить через несколько регионов и объединять разнообразные ландшафты. Например, в Алтайском биосферном заповеднике расположена первая в России туристическая тропа под водой, а экотропа в Кроноцком заповеднике на Камчатке проходит по Долине гейзеров, одном из семи чудес России, — здесь можно увидеть кипящие источники, горячие озера, гейзеры и грязевые котлы.

Чем туристическая тропа отличается от экотропы

Экотропы обустраиваются на землях особо охраняемых природных территорий (ООПТ) — государственных заповедников, заказников, национальных парков, на которых любая деятельность регулируется отдельным законодательством. Его требования нельзя применить ко всей территории России в связи с разнообразием земель и их статуса. На ООПТ проблем по обустройству экотроп нет, потому что понятие «экотропа» закреплено в законе, в отличие от понятия «туристическая тропа».

«Регионы используют самые разные механизмы, в ручном режиме подстраивают их для создания туристических троп и необходимых объектов туристской инфраструктуры», — говорит Татьяна Медведева, руководитель центра законодательных инициатив ВЭБ.РФ.

Зачем России национальная сеть туристических троп

Развитие сети троп может стать одним из драйверов роста туристической отрасли. По данным Росстата, в 2022 году валовая добавленная стоимость туриндустрии составила 3,6 трлн руб., это 2,6% от ВВП России. До 2030 года руководство государства поставило задачу увеличить этот показатель в разы. Для сравнения: в Испании сфера туризма в прошлом году, по подсчетам туристической ассоциации Exceltur, обеспечила более 12% ВВП.

В 2022 году по итогам форума «Сильные идеи для нового времени» президент России Владимир Путин поручил правительству вместе с Агентством стратегических инициатив (АСИ) и ВЭБ.РФ рассмотреть вопрос о создании условий для развития национальной системы туристических троп и сопутствующей инфраструктуры.

Экотуризм — это, в первую очередь, про осознанное созерцание, гармонию с собой и окружающей средой.
Зеленая экономика Как путешествовать по диким местам экологично: отдохни и сохрани

Туристические тропы в мире и России: масштабы и отличия

В 2023 году АСИ проанализировало, как происходит правовое регулирование туристических троп в мире и в России, а также провело исследование-опрос, чтобы понять, сколько всего троп в регионах страны. Согласно полученным данным, в России насчитывается около 1800 туристических троп.

Больше всего троп выявлено в Приволжском федеральном (более 400) и Сибирском федеральном (свыше 350) округах. Меньше всего — в Северо-Кавказском федеральном (55) и Уральском федеральном (больше 50) округах.

Длина почти 60% троп (более 1 тыс.) от общего количества составляет 5–20 км, и только 4% троп (порядка 70) имеют длину от 200 км. 18% троп имеют протяженность 20–40 км, 12% — 40–100 км, 7% — 100–200 км.

В сравнении с другими странами Россия значительно отстает по протяженности туристических троп — например, в Канаде она в 100 с лишним раз выше, чем в России, в то время как площадь страны примерно в два раза меньше. Данных об обороте аутдор-индустрии (отрасли экономики, обслуживающей рынок в сфере рекреационного природопользования) совсем нет. «Одна из причин такого разрыва, — уверена директор дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив Ольга Захарова, — не недостаток возможностей для разработки такой инфраструктуры, а отсутствие правового поля вокруг троп в России. Без правого поля мы не можем создавать тропы, вести грамотную статистику и мониторинг. Это искусственно ограничивает нашу конкурентоспособность и позиционирование».

Зачем России национальная сеть туристических троп

Сегодня в России не существует единой системы туристических троп национального и регионального уровня, как и нет единого реестра троп. В Европе, например, систему троп курирует Европейская пешеходная ассоциация (ERA). Она обеспечивает трансграничное сотрудничество между 66 профильными организациями в 35 странах и координирует 12 самых протяженных маршрутов, простирающихся от мыса Нордкап (крайней северной точки Европы) до Кипра и от Атлантического океана до Карпатских гор. Единый стандарт качества от Европейской пешеходной ассоциации — сертификация LQT («Тропа высшего качества»). Она объединяет лучшие пешеходные маршруты в Европе и гарантирует, что на тропе туристов ждут хорошо промаркированные маршруты, удобная логистика, возможность перевозки багажа и другие удобства. Все маршруты, получившие сертификацию LQT, проинспектированы опытными путешественниками. Там, где тропы — это системно регулируемая сеть, внутренний туризм процветает, инфраструктура развивается, а количество желающих пройти по маршрутам увеличивается.

Как и зачем регулировать тропы

Главная проблема тропостроения — это отсутствие единого понятия тропы и противоречивые подходы к ее определению. «Без этого понимания невозможно применять механизмы земельного законодательства по использованию земельных участков, привлекать финансирование, давать возможность малому бизнесу оказывать услуги на таких тропах и создавать качественные объекты сервиса для людей», — говорит Татьяна Медведева.

На государственном уровне нет единой системы управления отраслью. Вопросом троп в стране занимаются разные ведомства: Минприроды, Рослесхоз и Минэкономразвития в рамках направления «Туризм». Маршруты и территории, по сути, не защищены законом. Нет регулирующих органов, не используются единые стандарты в инженерных и социальных технологиях проектирования троп, отсутствуют системы мониторинга, статистики и контроля. Правовое поле в первую очередь позволит законно размещать тропы на различных категориях земель — лесного фонда, сельхозназначения и землях населенных пунктов.

Ольга Захарова, директор дивизиона «Городская экономика» АСИ

«В различных правовых актах есть несколько определений троп. Одно из них (ГОСТ Р 56642-2021) трактует туристско-рекреационную (экологическую) тропу как полосу движения на местности, образованную естественным или искусственным способом, используемую для движения посетителей по туристско-рекреационному маршруту. В этом случае происходит привязка к проезжей части — создается ситуация, когда на тропу, не имеющую никакого покрытия и инфраструктуры, можно распространить требования и правила, которые касаются автомобильных дорог. А эти требования для туристских троп избыточны. Сооружения, которые сейчас создают при обустройстве туристских троп (мостки, настилы), являются объектами некапитального строительства. В случае признания туристской тропы полосой движения возводить такие объекты будет невозможно, поскольку полоса движения не подразумевает такое строительство».

Ольга Захарова уверена, что прежде всего правовое поле позволит создавать доступный, безопасный и качественный отдых для туристов. Эксперт выделяет пять существующих в России типов троп:

  • Национальные тропы непрерывно проходят через несколько регионов, особо охраняемые природные территории, также могут проходить через населенные пункты, лесной фонд и другие виды земельных участков. Национальные тропы отражают культуру, традиции и историю страны, поэтому их так важно наделить соответствующим статусом, а для этого нужно разработать особые критерии.
  • Межрегиональные тропы объединяют два и более регионов и проходят по разным категориям земель. Такой тропой, например, могла бы стать Большая уральская тропа.
  • Региональные тропы проходят внутри одного региона по разным категориям земель — например, Большая Севастопольская тропа и Волжская тропа.
  • Тропы на федеральных и региональных ООПТ (экотропы) — например, Большая Валдайская тропа или масштабный проект «Тропа 47» в Ленинградской области.
  • «Партизанские» тропы энтузиастов и волонтеров, созданные и существующие вне правового поля.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Обед металлургов против all inclusive: что такое промышленный туризм

Как решается проблема

По поручению Владимира Путина АСИ совместно с ВЭБ.РФ разрабатывает масштабную программу по развитию сети национальных туристических троп. Она включает в себя совершенствование законодательства, создание методических рекомендаций и обучающей программы.

Вместе с заинтересованными ведомствами АСИ и ВЭБ.РФ уже разработали и направили в Минэкономразвития проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот проект предусматривает следующие аспекты:

  • Внесение изменений в Земельный кодекс РФ, согласно которым можно будет использовать земельные участки для размещения тропы без заключения договора аренды. Это позволит упростить процедуры использования земли и снизить финансовые затраты при создании туристических троп.
  • Внесение изменений в Лесной кодекс РФ, согласно которым можно будет использовать леса для размещения туристских троп без предоставления лесного участка.
  • Закрепление правил создания туристской тропы и требований к разработке ее паспорта.
  • Формирование единого перечня туристских троп.
  • Введение определения туристской тропы как комплекса объектов, которые не являются объектами капитального строительства. Закрепить, что тропы предназначены для пешего, велосипедного, лыжного или конного вида передвижения и размещаются на земельных участках, поверхностных водных объектах или их части.

Как Волжская тропа меняет экономику территорий

В 2021 году в Татарстане началась работа над Волжской тропой, которая завершилась спустя почти два года — 30 марта 2023 года прошла официальная презентация и запуск проекта. Сейчас начинается пилотирование отдельных участков с АСИ, проработка методологии и земельных вопросов. «Мы на практике убедились в необходимости усовершенствовать законодательство, разработать модели управления тропой и сформировать единые требования к маркировке и обустройству троп», — отмечает Ольга Захарова.

Волжская тропа — 350-километровый маршрут, который проходит через пять муниципальных районов республики и объединяет самые живописные места Татарстана: это более 100 объектов культурного наследия и 26 особо охраняемых природных территорий.

Идея создать Волжскую тропу появилась в 2021 году. Институт развития городов Республики Татарстан решил соединить два туристско-рекреационных кластера «Зеркала Татарстана» и «Дингез — море Татарстана» одним непрерывным и благоустроенным маршрутом. Так был запущен проект пешеходной тропы вдоль правого берега Волги, от границ с Ульяновской областью до Чувашской Республики с дополнительным отрезком в Казани.

Кирилл Глобов, первый заместитель руководителя департамента дирекции по природным территориям Института развития городов Татарстана

«Мы видим, что проект вызвал отклик у людей. По маршруту прошли уже более 5000 человек, мобильное приложение скачали 3800 пользователей, на наш призыв создать сообщество хранителей тропы откликнулось 88 волонтеров из Казани и районов, через которые проходит маршрут. Они следят за тропой, убирают мусор, обустраивают сложные участки. В поселениях есть инициативные жители, которые предоставляют парковки, гостевые дома, бани для туристов. С помощью мобильного приложения мы сможем изучить предпочтения туристов, чтобы передать предпринимателям информацию о том, какие услуги им можно предоставить, например кемпинг. Для нас Волжская тропа не просто туристический продукт, а инструмент социально-экономического развития муниципальных районов, через которые проходит маршрут тропы».

По словам Ольги Захаровой, тропы необходимы, чтобы сберегать и приумножать культурно-историческое наследие, укреплять здоровье жителей, создавать условия для комфортного и самостоятельного отдыха на природе, развивать районы по маршруту тропы и стимулировать предпринимательскую активность, в том числе местных жителей. Создание сети национальных троп — это возможность возродить всесоюзные плановые маршруты, образовать протяженную сеть межрегиональных маршрутов, повысить туристическую привлекательность регионов. Кроме того, это возможность вовлечь жителей в национальную идею на основе осознанного подхода к хрупкости природы, здоровому образу жизни и культурной самоидентификации.

Обновлено 31.05.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть