X5 Group — продуктовая розничная торговая компания. Управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик», цифровыми бизнесами Vprok.ru, 5Post и др. По данным на конец июня, в X5 входит 22 682 магазина.
Задачи
В стратегии устойчивого развития до 2030 года компания закрепила несколько целевых показателей по снижению воздействия на окружающую среду. На 30% планируется сократить выбросы Scope 1 и Scope 2 (прямые выбросы парниковых газов и косвенные энергетические выбросы) в расчете на 1 кв. м торговой площади, а также коэффициент образования отходов (рассчитывается как общая масса отходов к объему розничного товарооборота). Кроме того, доля возобновляемой энергии в собственных операциях должна вырасти на треть.
Есть несколько промежуточных показателей, которые X5 хочет достичь уже к концу года. Например:
- на 10% сократить удельные выбросы парниковых газов в расчете на 1 кв. м торговой площади по сравнению с 2019 годом;
- довести до 95% долю перерабатываемых твердых отходов, которые образуются в торговых сетях;
- увеличить передачу до 20% пригодных к переработке пищевых продуктов, потерявших товарный вид до истечения срока годности.
Предпосылки и мотивация
К началу прошлого года у 63% российских компаний были программы устойчивого развития. Несмотря на изменение условий и уход некоторых игроков с зарубежных бирж, интерес к этой теме не исчез. У покупателей, сотрудников и партнеров сохраняется запрос на ответственные практики ведения бизнеса, отмечают в Х5 Group. В компании уверены, что интерес к ESG в России не просто не снижается, а растет.
Опросы участников рынка показывают, что фактор S (social) в последнее время обходит по значимости экологический аспект (E, environment). Тем не менее многие корпорации продолжают свои экологические инициативы и даже запускают новые. Это связано как с новыми регуляторными требованиями, так и с экономическим эффектом от экологической оптимизации.
В X5 цели по снижению воздействия на окружающую среду к 2030 году установили еще в 2019-м в рамках принятой тогда стратегии устойчивого развития. В основном они касаются сокращения выбросов парниковых газов на единицу торговой площади и увеличения доли возобновляемых источников в энергопотреблении.
«Значительная часть выбросов Scope 1 и Scope 2 связана с потреблением хладагентов, электричества и тепла магазинами и распределительными центрами X5», — поясняет директор по устойчивому развитию X5 Мария Подкопаева.
Решение
В компании развивают проекты в области устойчивого развития сразу по нескольким направлениям. Прежде всего внедряют возобновляемые источники энергии, снижают энергопотребление и количество отходов, повышают экологичность транспорта, переходят на устойчивые решения в кондиционировании и холодильных системах.
«Чтобы серьезно сократить выбросы, нужна огромная работа не только в торговых залах, но и за их пределами», — подчеркивает Подкопаева.
Реализация
Возобновляемые источники и энергоэффективность
Компания постепенно переводит свои объекты на возобновляемые и чистые источники энергии, в том числе запуская зеленые мощности — как в собственных проектах, так и в партнерстве.
Например, в Краснодарском крае в четырех магазинах торговой сети «Пятерочка» запущен пилотный проект по использованию солнечных батарей. Такие панели вырабатывают более 23% энергии, необходимой для работы магазина. На фасадные окна одного из самарских магазинов торговая сеть установила солеры, специальные солнечные панели. Такое решение впервые используется в магазине. Солеры создают оптимальное освещение благодаря регулируемому наклону пластин, а также генерируют электроэнергию и защищают помещение от перегрева и переохлаждения. Это помогает снизить затраты на кондиционирование и отопление.
В Карелии 39 объектов сети «Пятерочка» (около 34% от всех магазинов в регионе) перешли на электричество, вырабатываемое ГЭС.
Наконец, в июле «Пятерочка» перевела 490 магазинов в Курской, Мурманской, Смоленской и Тверской областях и арендованный распределительный центр в Курске на низкоуглеродную энергию, которую генерируют предприятия «Росатома».
Параллельно внедряются проекты по снижению энергопотребления. Половину магазинов сети «Перекресток» подключили к системе «Умный щит». Она позволяет полностью автоматизировать процессы вентиляции магазина, создания тепловых завес, кондиционирования и освещения. «Умный щит» учитывает режим работы объекта, температуру в помещениях и на улице, содержание кислорода и углекислого газа, качество воздуха. Опираясь на эти данные, система своевременно включает и выключает оборудование и освещение.
Магазины «Пятерочки» оборудуют решением «Умный магазин». Система автоматизирует управление холодильниками и холодильными витринами, отопительными и климатическими установками, освещением и отоплением. Только в прошлом году ее установили на 793 объектах.
Сокращение и переработка отходов
«Для минимизации пищевых отходов важно работать на опережение. То есть не создавать такие отходы, максимально используя продукты до истечения сроков годности», — рассказывает Подкопаева. Для этого в торговых сетях используют маркдаун, то есть дают скидки на продукты незадолго до истечения срока годности.
Есть и другие программы. Например, продукты, которые потеряли товарный вид, за символические суммы передаются фермерам. Как правило, это овощи, фрукты и бакалея, сотни тысяч тонн ежегодно. Из них делают корм для животных.
Часть овощей и фруктов отправляется компании «Плодородие». Она перерабатывает органические отходы в удобрения с помощью компостных червей.
Как черви создают удобрения
Вермикомпостирование — метод переработки органических отходов и производства удобрений. Из овощей и фруктов, опилок и животного навоза формируют грядки. При участии компостных червей органика распадается и превращается в удобрение. Процесс идет с выделением тепла. Это ускоряет созревание компоста и позволяет червям работать даже зимой. Если использовать такой состав для рекультивации почвы, после этого ее можно не удобрять 15–20 лет и все это время получать высокий урожай.
Помимо работы с пищевыми отходами X5 отправляет на переработку более 93% пластика, картона и пленки из магазинов и распределительных центров.
Фудшеринг
Уже второй год Х5 развивает направление фудшеринга. «У него большой потенциал как с точки зрения экологии, так и с точки зрения помощи нуждающимся», — говорит Подкопаева. Продукты с истекающим сроком годности, пригодные к употреблению, передают благотворительным организациям-партнерам.
Зеленые инновации
По мнению компании, устойчивое развитие — это высокотехнологичная сфера. Благодаря инновационным решениям удается, к примеру, развивать переработку.
X5 совместно с Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) в прошлом году провела отбор инновационных практик. Одним из финалистов стал проект компактной установки rNature, которая производит компост из пищевых отходов. Ее протестировали сотрудники распределительного центра в Богородске.
Кроме того, компания в пилотном режиме установила зарядные станции для электромобилей рядом с «Пятерочкой» в Санкт-Петербурге.
Экологичный транспорт
Магазины Х5 обслуживают больше 4 тыс. грузовиков, которые развозят продукты в 72 регионах присутствия компании. Чтобы оптимизировать потребление топлива, для грузовых автомобилей используют более легковесные кузова. Часть парка переводят на гибридные двигатели, работающие на газовом и дизельном топливе. А пробег машин сокращается за счет более тщательного планирования и оптимизации маршрутов.
Опасные отходы, которые образуются в подразделении «Х5 Транспорт», передаются на утилизацию. Это, например, ветошь, промасленные фильтры, аккумуляторы, отработанные масла.
Некоторые виды отходов — шины, масла, металлолом, аккумуляторные батареи — отправляют на вторичную переработку. Для этого компания заключает прямые договоры с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Результаты
По итогам прошлого года удельные выбросы парниковых газов составили 0,412 т эквивалента CO2 на 1 кв. м торговой площади. Показатель снизился примерно на 3% относительно уровня с 2021-го и на 13,7% по сравнению с 2019-м, когда были поставлены цели по снижению выбросов.
Возобновляемые источники и энергоэффективность
- В прошлом году X5 Group оформила международные сертификаты возобновляемой энергии I-REC. Они подтверждают, что 34 947 МВт электричества были произведены с помощью возобновляемых источников. Таким образом, выбросы парниковых газов от энергопотребления снизились на 12 445 т эквивалента CO2, или на 0,83%.
- Собственное производство возобновляемой энергии достигло 139 МВт. Этого достаточно, чтобы обеспечить работоспособность магазина с торговой площадью 300–350 кв. м в течение года.
- Установка солнечных батарей в «Пятерочках» сократила потребление электроэнергии из внешней сети в среднем на 18–20%.
- Система «Умный щит» помогла снизить энергопотребление на 10%, «Умный магазин» — на 4,9%.
Сокращение и переработка отходов
- В прошлом году фермеры получили 96 тыс. т овощей, фруктов и бакалеи, из которых делают корм для животных.
- С октября 2021-го «Плодородию» передали несколько сотен тонн фруктов и овощей.
- За первый год реализации проекта по фудшерингу удалось спасти более 13 т продуктов и помочь 26 тыс. людей.
- По итогам прошлого года, 663 тыс. т пластика, картона и пленки отправили на переработку.
Зеленые инновации
За две недели тестирования установки rNature из 1,4 т сырья получено 139 кг компоста. Его передали подрядчику, который производит удобрения.
Экологичный транспорт
- Около 20% автопарка переведено на гибридные двигатели. «Мы готовы переводить и больше, но инфраструктура газовых заправок в регионах пока не так развита, поэтому для парка это предельный показатель», — объясняют в компании.
- Пробег машин в рейсах уменьшился на 10,5% по сравнению с 2019 -м.
- В прошлом году на утилизацию передали 100 т опасных отходов.
- На вторичную переработку за год отправили 710 т ресурсов, включая масла и аккумуляторы.
Планы и перспективы
В компании обещают продолжить работу над повышением энергоэффективности. Все новые или открытые после реконструкции магазины «Пятерочка» и «Перекресток» будут оборудованы системой «Умный магазин».
Сеть «Пятерочка» будет и дальше строить солнечные электростанции и устанавливать солеры. В «Перекрестке» планируется модернизировать систему приточной вентиляции, чтобы использовать в качестве хладагента не фреон, а обычную воду. До конца года «Перекресток» и «Чижик» подключатся к процессу перевода объектов на низкоуглеродную энергию, которую генерируют предприятия «Росатома».
Компания также рассматривает возможность расширить проект по установке зарядных станций для электрокаров.