Тренды урбанистики, которые делают Москву привлекательнее

Фото: Пресс-служба Московского урбанистического форума
Фото: Пресс-служба Московского урбанистического форума
Москва не сразу строилась — и продолжает строиться, меняться и формироваться по сей день. Рассказываем, какие тренды развития столицы обсудили на Московском урбанистическом форуме (МУФ)

Редевелопмент бывших промзон

Несмотря на плотную застройку, в Москве по-прежнему сохранились огромные территории, которые практически не используются. Бывшие промышленные зоны занимают более 18 тыс. га. Производство на них прекратилось много лет назад, и они превратились в хаотичные склады и свалки. Теперь эти территории будут использованы в интересах горожан, туристов и развития экономики.

Инвесторы и городские операторы реализуют в столице 41 проект комплексного развития территорий (КРТ), 28 из которых — на месте бывших промзон. Вместо них появятся жилые кварталы, которые будут использовать для переселения по программе реновации, а также объекты коммерческой инфраструктуры. Среди промзон, попадающих под реконструкцию, — ЗИЛ, «Нагатинский затон», «Серп и Молот» и другие.

«Ржавое наследие» промзон заменят современные кварталы с необходимой инфраструктурой — детскими садами, школами, поликлиниками, спорткомплексами, общественными пространствами. Кроме этого редевелопмент предполагает изменение функционала некоторых предприятий. Теперь они будут ориентированы на инновационное экологически чистое производство или размещение объектов науки на своей территории.

Программа обладает большим экономическим эффектом, так как проекты учитывают создание новых рабочих мест. В них предусматривается строительство бизнес-центров, современных производств и технопарков.

«Одним из самых крупных реализуемых проектов комплексного развития территорий в Москве сегодня является участок бывшей промзоны «Автомоторная» площадью 77 га в Головинском районе. Сейчас его занимают старые склады, автомастерские и неработающие предприятия. В редевелопмент инвестор вложит 200 млрд руб. В результате там появятся высокотехнологичные производства, общественно-деловые и социальные объекты, куда смогут трудоустроиться примерно 10 тыс. человек. Бюджетный эффект от реализации проекта оценивается в 4,4 млрд руб. в год», — рассказал министр правительства Москвы — руководитель департамента городского имущества города Москвы Максим Гаман на Московском урбанистическом форуме.

По словам экспертов сессии «Из отчуждения к притяжению. Комплексное развитие территорий» на МУФ, Москва уже накопила большой опыт, который необходимо адаптировать для других регионов страны. Успешный пример российской столицы также может быть полезен и для мегаполисов других стран, испытывающих дефицит в территориях для развития.

Программа комплексного развития территорий (КРТ) реализуется в столице с 2020 года, и за это время уже создан потенциал для градостроительного развития депрессивных районов на десятки лет вперед.

«Программа КРТ имеет ряд очевидных преимуществ и большой потенциал как для города, так и инвесторов. Это возможность вовлечь в хозяйственный оборот неэффективно используемые земельные участки в Москве и при этом качественно контролировать процесс перезагрузки и обновления территории. Инвесторы могут получить инвестиционно привлекательный проект и, что немаловажно, прозрачный юридический механизм кластерной реорганизации территории с учетом градостроительного потенциала, учитывая рыночную и социальную конъюнктуру», — отметил директор по правовым вопросам, член правления Capital Group Владимир Галактионов.

Цифровизация туристической отрасли

Летом 2023 года Москва стала вторым по посещаемости городом России среди туристов. Во многом это объясняется удобством и доступностью цифровых туристических порталов и услуг, которые в разы упрощают жизнь путешественника. Купить билет, забронировать отель, посмотреть отзывы и цены — все это можно сделать в несколько кликов благодаря цифровым решениям.

На Международном форуме инноваций БРИКС «Облачный город», который прошел в «Зарядье» в рамках МУФ, председатель комитета по туризму города Москвы Евгений Козлов рассказал, что 51% столичных туристов покупают билеты онлайн и через приложения, 44% ищут информацию по турам через поисковые системы, а 68% используют в Москве онлайн-карты. Эти цифры показывают, что будущее туристической отрасли — в цифровизации услуг и сервисов.

Еще в 2020 году Мостуризм совместно с департаментом информационных технологий создали сервис RUSSPASS. С его помощью можно забронировать отель, купить билеты на самолет или поезд, запланировать поход в музей или ресторан, оформить карту лояльности и почитать новости о самых интересных событиях Москвы. Это не только агрегатор билетов, но и путеводитель по достопримечательностям и культурной жизни столицы, интересный как туристу, так и жителю города. Создатели сервиса считают, что подобные приложения упрощают путешествия, что помогает туристической отрасли развиваться.

С 1 сентября 2023 года в России заработала единая информационная система «Электронная путевка». Туроператоры будут передавать в нее данные о купленных путевках, а туристы смогут увидеть их в своем личном кабинете. Это повысит прозрачность туристического бизнеса.

В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» к 2030 году число путешествий по России должно вырасти с 65 млн до 140 млн в год, а количество рабочих мест в этой сфере — до 4,7 млн.

Москва с готовностью делится опытом внедрения технологических решений в сфере туризма с другими регионами. Ранее во время деловой сессии Московского урбанистического форума в парке «Зарядье» Сергей Собянин заявил, что российская столица заняла первое место в мировом рейтинге по уровню оказания электронных услуг.

Появление новых арт-пространств и креативных сообществ

Экскурсии по «секретным» местам и окраинам

Искушенные путешественники и тем более жители Москвы, уже побывавшие в самых популярных музеях и арт-пространствах столицы, все чаще ищут новые форматы культурного отдыха. Ответ на этот запрос — экскурсии по нетривиальным пространствам, куда зачастую не попадешь самостоятельно. О том, как организована экскурсионная программа в Музее Москвы, на форуме рассказала его генеральный директор Анна Трапкова: «Наше бюро проводит 2 тыс. экскурсий в год, их посещают более 39 тыс. человек. Часто это пространства, в которые не попадешь без гида: например, здание мэрии Москвы или Петровский путевой дворец. Огромной популярностью пользуется промышленный туризм: билеты на посещение Электрозавода разлетаются очень быстро».

Музей Москвы поддерживает тренд на децентрализацию культурных центров. Флагманский проект музея «Москва без окраин» посвящен исследованию локальной идентичности отдаленных от центра районов — Таганского, Преображенского и других. Каждый выставочный сезон посвящается одному из районов Москвы, и команда музея вместе с местными жителями, экспертами и художниками занимается его изучением и репрезентацией. На базе исследований создается страница на сайте с интересными историями о районе, проводятся выставки и экскурсии. Например, одна из выставок в рамках проекта была посвящена Капотне — теперь музей планирует открыть там свой филиал.

Креативные кластеры как бизнес

Арт-пространства служат не просто дополнительной «приправой» к основной жизни города — они напрямую способствуют росту экономики: вокруг интересных культурных центров возникают модные кафе, магазины, сервисы, начинает кипеть жизнь помимо выставок и экскурсий. В результате район становится привлекательнее и для предпринимателей, и для туристов, и для местных жителей. Нередко такие пространства служат слиянию разных сообществ — например, когда бизнес нуждается в творческих специалистах.

«За три года работы мы осознали, что очень важно не только развивать креативные индустрии, но и интегрировать их в обычный бизнес, — отметила на дискуссии МУФ начальник управления развития креативных индустрий департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Юлия Адигамова. — Любая крупная корпорация, привлекая к себе дизайнеров, музыкантов, художников, может кратно увеличить выручку — это мощный инструмент повышения монетизации и продуктивности. А самим творческим людям мы помогаем найти заказы. Наша задача — выслушать потребности двух сторон, художников и бизнеса, и помочь им найти друг друга».

За последнее время управление развития креативных индустрий запустило несколько крупных проектов. Совсем скоро в Москве откроется «Метмаш» — крупнейший в России центр кинопроизводства. Он объединит специалистов в области моды, медиа и кино. Этот кластер стал ответом на запрос от киноиндустрий: им не хватало современных съемочных павильонов и пространств для производства медиаконтента. Еще один проект, онлайн-платформа «Центр материалов», не только помогает художникам найти материалы, но и работает как тренд-бюро: теперь бизнесмены могут понять, что скоро будет в тренде. А недавно завершился проект «Арт-фабрика» — программа переосмысления городской среды и общественных пространств с помощью современного искусства.

Квантовые вычисления для развития города

Чтобы город стал привлекательным, он в первую очередь должен быть удобным, а для этого необходимо грамотное управление. Технологии, которые применялись в городском управлении десять лет назад, сегодня теряют свою эффективность. Время требует новых цифровых и технологичных решений, и это стало еще одной темой для дискуссии на площадке Мосурбанфорума в «Зарядье».

Большую ставку эксперты делают на квантовые компьютеры. В отличие от обычных компьютеров они обрабатывают значения не по отдельности, а сразу группами. Соответственно, и вычисления квантовый компьютер производит намного быстрее. Он будет полезен в любой сфере, где есть ресурсоемкие и сложные задачи. Например, в 2016 году Volkswagen Group представила систему управления дорожным трафиком на основе квантовых вычислений. Компания анализировала данные о движении автомобилистов при помощи обычных компьютеров, а к квантовым системам обращалась для оптимизации трафика, используя предиктивную аналитику.

В число задач квантового компьютера может входить оптимизация движения, например разведение транспортных потоков, вопросы логистики, связанные с товарными доставками.

«Квантовые вычисления могут предоставить огромные возможности в прогнозировании и моделировании, это позволит кратно увеличить скорость принятия решений для эффективного управления мегаполисом. В то же время должны существовать определенные правила и институты, которые контролируют использование технологий и обеспечивают безопасность данных», — отметил на МУФ министр правительства Москвы, начальник главного контрольного управления города Москвы Евгений Данчиков.

Антон Гугля, генеральный директор ООО «КуАпп», тоже подчеркнул значимость организации системы безопасности данных: «Математически доказано, что с помощью квантовых компьютеров злоумышленники смогут осуществлять атаки на традиционную криптографию и существующие алгоритмы шифрования: сегодня они получают доступ к данным, сохраняют их и ждут момента, когда появится возможность использовать мощный компьютер. Именно поэтому данные, которые будут ценными еще долгое время, нужно защищать уже сегодня», — отметил он.

Фото:«Город открытий»
Экономика образования Экономика и впечатления: как Москва развивает образовательный туризм

Брендирование города

У каждого города есть свой культурный код. Все то, что делает город самобытным и непохожим на другие: история, культурные и экономические особенности, архитектурные решения, индивидуальный стиль, формирующий образ жизни горожан. На основе культурного кода формируется бренд территории. Цель у брендинга может быть разной — от преображения депрессивных территорий до создания туристического бренда мирового уровня.

На сессии МУФ «Лучший город земли. Что составляет бренд территории» министр правительства Москвы, руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Сергей Черемин отметил, что для мегаполиса крайне важно развивать свой бренд, чтобы оставаться конкурентоспособным городом и привлекать инвестиции, туристов, квалифицированные кадры.

Сергей Черемин

«Когда в 2011 году была принята новая стратегия развития столицы, никто не верил, что бренд Москвы — а тогда его олицетворяли пробки, киоски, громадное количество наружной рекламы — как-то изменится. Однако всего за 12 лет город стал неузнаваемым и действительно получил право называться лучшим городом Земли. Сегодня мы стараемся создать новое лицо Москвы, восстанавливая памятники, создавая новые комфортные жилые пространства, модернизируя наши улицы, увеличивая площадь пешеходных зон. Огромные усилия были направлены на изменение городской среды, создание новых зеленых территорий, реконструкцию парков, создание комфортных условий для малого и среднего бизнеса. В Москве есть множество мест, которые брендированы сами по себе: Чистые пруды, Парк Горького, Патриаршие пруды, парк «Сокольники». Они притягивают и туристов, и местных жителей».

В 2022 году, по словам министра, Москву посетили 18,5 млн человек.

Брендирование помогает городским территориям обрести душу. О том, как это происходит на практике, рассказал Петр Кудрявцев, урбанист и основатель бюро Citymakers. Вместе с группой «Эталон» бюро создает проект жилого квартала на месте завода ЗИЛ. Новый район располагается на набережной Марка Шагала, занимает 107 га и представляет собой концепцию «пятнадцатиминутного города». То есть все необходимое для комфортной жизни находится в шаговой доступности. От созвучия со словом «шагать» и названием набережной появился бренд Shagal. А наследие завода выражается, например, в элементах голубого цвета, по которому всегда можно узнать легендарный грузовик ЗИЛ.

Алексей Слукин, руководитель направления стратегий Студии Артемия Лебедева отметил, что за любым брендом в первую очередь стоит идея, продукт, и только потом ее следует «обернуть в привлекательную упаковку». «Пока сам продукт растет и развивается — будь то город, район, парк, жилищный комплекс — живет и бренд».

Обновлено 08.09.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть