Лизинг экологичной техники: есть ли перспективы в России

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Узнали у Максима Калинкина, генерального директора группы «Газпромбанк Лизинг», как изменился лизинг экологичных видов транспорта после ухода европейских брендов и какие перспективы у сферы в будущем

«Газпромбанк Лизинг» — один из крупнейших лизингодателей в России. Компания обеспечивает техникой ключевые отрасли экономики страны, например, нефтегазовую, металлургическую и строительную. В то же время эксперты «Газпромбанк Лизинг» придерживаются ESG-стратегии — развивают направление по финансированию электрокаров и транспорта на газомоторном топливе. Более того, недавно компания профинансировала самую крупную партию электромобилей Evolute в России.

Фото: пресс-служба АО «Газпромбанк Лизинг»

Об эксперте: Максим Калинкин занят в лизинговой отрасли более 20 лет. С 2010 года работает в группе компаний «Газпромбанк Лизинг», где прошел путь от советника генерального директора до главы группы. Отвечает за развитие трех компаний, которые предоставляют лизинговые услуги для крупного корпоративного бизнеса, а также для ИП, малого и среднего бизнеса.

— Почему об электрокарах и технике на газу в последнее время говорят все больше?

— У этих направлений есть плюсы с точки зрения эксплуатации. Например, работоспособность и КПД электрического автомобиля гораздо выше, чем у обычного. То же самое и с техникой на газомоторном топливе. Свою роль играет и экологическая повестка больших городов — «зеленый» транспорт меньше загрязняет окружающую атмосферу. Региональные власти в свою очередь активно популяризируют эти виды транспорта — в некоторых субъектах даже установлены квоты для перехода на газомоторную технику. На федеральном уровне разработаны и успешно используются госсубсидии: электрический транспорт сегодня можно приобрести со скидкой до ₽925 тыс. на одно транспортное средство, газомоторный — со скидкой до ₽2,7 млн в зависимости от вида техники.

— Какой транспорт на газомоторном топливе больше всего пользуется спросом?

— Самый распространенный — это легковые автомобили с газобаллонным оборудованием, которое устанавливается в багажник. Как правило, их покупают физлица и используют в личных целях. В лизинг передать такую технику можно, но возникнет вопрос НДС, который включается в лизинговые платежи. И, если юридическим лицам НДС возмещается, то физлицам в рамках текущего законодательства это не представляется возможным. Поэтому дешевле им взять автомобиль в кредит или за личные средства.

Высоким спросом сегодня пользуется городской транспорт на метане (автобусы), который особенно распространен в регионах России. Чтобы стимулировать ускоренный переход на газовое топливо, запущена федеральная программа с определенными квотами на каждый регион для закупки экологичных автобусов. В Москве программа не работает, поскольку здесь уже используются электробусы.

Фото:Евгений Биятов / РИА Новости
Индустрия 4.0 Поехали в город: какие инновации запускают на московском транспорте

Еще один сегмент, пользующийся популярностью у клиентов, — это грузовой транспорт. В этом году мы профинансировали порядка 1 000 единиц техники, работающей на природном газе, и большая часть из них — это как раз различные грузовики. Если посмотреть в разрезе нашего транспортного лизингового портфеля, то доля газомоторной грузовой техники в парке «Газпромбанк Лизинг» составляет 44%, еще 20,4% приходится на автобусы и микроавтобусы на ГМТ, на легковые автомобили — 17,2%, на спецтехнику — 18,7%.

Это хорошие цифры. Но если учесть, что доля российского газомоторного автопарка составляет всего 0,4% по сравнению с китайским, где на компримированном природном газе работает 70% всего транспорта, то стремиться есть к чему. Этим и займется лизинговая отрасль в ближайшие годы.

— С какими проблемами сталкиваются регионы при переходе на газомоторный транспорт?

— Основная проблема сейчас — это недостаточность инфраструктуры. Из-за этого и затянулся процесс по переходу на газ. Но опять же, нельзя снимать со счетов тот факт, что мы страна больших дорог и расстояний. Поэтому я уверен, вопрос с заправочными станциями решится. Но пока что если грузовик на экотопливе выезжает из Москвы, он не сможет доехать, например, до Санкт-Петербурга только лишь единожды заправившись. Придется искать соответствующую АГНКС, и это может вызвать определенные затруднения для автовладельца.

— Как решается вопрос с инфраструктурой для электротранспорта?

— Над установкой электрозарядок сейчас работают в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и еще в некоторых городах. Это не настолько сложные объекты, они не требуют строительства отдельно стоящих станций. В то же время существует не так много производителей, к сожалению, которые готовы обеспечивать регионы подобной инфраструктурой.

Мы прорабатываем вопросы по финансированию электрозарядок, а производители постоянно улучшают техническую составляющую транспорта. Например, пять-семь лет назад чтобы зарядить электробус, нужно было от 20 до 40 минут, зарядная станция находилась на территории автобусного парка или рядом. Сейчас же построили систему быстрой дозарядки, которая работает на остановках во время входа/выхода пассажиров. Процесс занимает максимум три-пять минут, а основная зарядка происходит ночью на базе.

Фото:Shutterstock
Зеленая экономика Проблемные аккумуляторы: почему мир пока не перешел на электромобили

Государство популяризирует электротранспорт, обустраивает бесплатные парковки — это хорошая новость. Но в то же время нужна доступность зарядок в частном секторе — около жилых домов или на паркингах. Вопрос этот комплексный — с похожими проблемами мы сталкивались, когда переводили транспорт на природный газ.

— Часто ли берут в лизинг электромобили?

— Недавно мы передали достаточно крупную партию Evolute на условиях лизинга — почти 100 автомобилей для одного из региональных клиентов. Но если говорить о рынке лизинга в целом, то берут один-два максимум электромобиля в лизинг.

Что касается продаж электрокаров, то, по данным «Автостата», с января по октябрь 2022 года было куплено на 34% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

— Что касается обычного транспорта на ДВС, как вы сегодня справляетесь с дефицитом?

— Считаю, что мы справились. Дефицит есть, но им можно управлять. Вопрос, скорее, в цене. Что касается популярных брендов легковых, грузовых, строительных машин, ушедших с российского рынка, то почти все лизингодатели перешли на финансирование поддержанной техники. Клиенты понимают, что та же трех-пятилетняя высококачественная техника JCB или иного производителя, которая много лет пользуется спросом на территории РФ среди строительных и подрядных компаний, прекрасно эксплуатируется и после окончания договора лизинга.

— Об уходе брендов. Какую долю занимали в прошлом году зарубежные поставщики, а какую российские? Как этот баланс изменился теперь?

— Произошла перегруппировка. Процент зарубежного и российского транспорта не мог кратно измениться, потому что европейские производители оставляли машины на складах и стоянках. Сейчас место Европы занимают марки из Китая и Кореи, стран Востока и ближнего зарубежья.

Спрос на транспорт в целом не ушел, но даже при всем желании наши автомобильные заводы не могли быстро увеличить производство. Многое зависит от импортных комплектующих, поэтому в первом квартале производства остановились из-за того, что на складах не было запчастей. Нужно было принимать решения, чтобы сборка продолжалась и сотни тысяч людей не остались без работы.

Фото:Unsplash
Экономика образования От поезда-пули до беспилотного автомобиля: кто создает транспорт будущего

За несколько месяцев наши производители были вынуждены искать альтернативу агрегатам, узлам двигателей и коробкам передач. И если год назад были востребованы российские грузовики с высоким экологическим классом Евро-5 и Евро-6, то сейчас из-за недостатка комплектующих выпускаются автомобили класса Евро-1 и даже Евро-0. Эти стандарты действовали в 90-х годах, когда общество только начало задумываться о защите окружающей среды от воздействия выхлопов. Я призываю не относиться к этому скептично: задачу по более экологичному производству уже поставили на правительственном уровне. Вырабатываются меры господдержки, выделяются бюджетные средства на научные исследования и опытно-конструкторские работы.

— Поэтому сейчас набирают популярность российские электрокары Evolute?

— В том числе.

— Они действительно имеют отечественное происхождение?

— Evolute собирают на липецком заводе, который предоставляет рабочие места, платит налоги в бюджет региона, развивает отрасль. Не могу сказать, происходит ли здесь сварка кузова, но на автозаводе находится одна из самых больших в России специальных ванн, где красят автомобили. Это говорит о том, что работа завода обширная и серьезная.

— Можно ли сейчас взять в лизинг другие модели электрокаров?

— Конечно, в доступе у клиентов не только Evolute, продажи которого стартовали только пару месяц назад, но и японские, немецкие и прочие бренды электрокаров. Но выгодно обновить парк сегодня с существенной скидкой можно только за счет автомобилей российского производства.

— Какие перспективы вы видите для развития «зеленой» техники в России? Не проще ли направить инвестиции на поддержку отечественных автопроизводителей обычного, не «зеленого» транспорта?

— Развитие экологичных видов транспорта в нашей стране точно будет. Насколько массовым будет этот сегмент, напрямую зависит от развития инфраструктуры — без нее сложно представить, что кто-то захочет проехать полгорода, чтобы заправиться.

Еще пять-семь лет назад многие сомневались в газомоторном транспорте, а сегодня 90% российских автопроизводителей имеют свои линейки техники на природном газе. В 2020 году я присутствовал на закладке первого газомоторного теплохода в Татарстане. Теперь в эксплуатации есть даже газовые локомотивы. Тот же самый путь предстоит преодолеть и электрокарам.

Обновлено 12.12.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть