Экономика замкнутого цикла в ретейле: как X5 Group сокращает отходы

Фото: пресс-служба X5 Group
Фото: пресс-служба X5 Group
X5 Group объединяет торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик» и ряд цифровых бизнесов. Рассказываем, какие технологии группа использует для сокращения отходов и почему переработка выгодна бизнесу и обществу

Задачи

Одним из направлений стратегии устойчивого развития X5 является сокращение отходов от операций компании. Сейчас их основную часть составляют упаковочные материалы, а также продукты с истекающим сроком годности или испорченным товарным видом, например, помятые фрукты и овощи, которые уже не пойдут в реализацию.

Необходимо было решение, которое позволило бы не выбрасывать их, а использовать или перерабатывать, чтобы развивать экономику замкнутого цикла, давать возможность повторного использования этого сырья в других сферах и снижать вред для экологии.

Предпосылки и мотивация

Согласно отчету аналитического центра «ТИАР-Центр», в 2020 году объем пищевых отходов в России составил 17,9 млн т. 29% из них приходится на ретейл: в основном это продукты, которые магазины не успевают продать до истечения срока годности и выбрасывают. Таким количеством продовольствия можно было бы накормить 3,6 млн людей.

Фото:X5 Retail Group
Зеленая экономика «Зеленые» прилавки: десять откровенных вопросов X5 Retail Group

Еще одна проблема — загрязнение окружающей среды пластиком. 42% пластмассы, которую изготавливают в России, составляет одноразовая упаковка. Причем ее вторичная переработка позволяет решить сразу несколько важных задач, в том числе сократить количество отходов на полигонах.

Решение и реализация

Для решения проблемы отходов Х5 системно работает сразу в трех направлениях:

  • Переработка упаковочных материалов. Картон, пластик, пленку и другие материалы из распределительных центров и магазинов передают на переработку. Переработанный материал в дальнейшем повторно используется в разных сферах бизнеса, что позволяет сократить и само производство пластика.
  • Вермикомпостирование С октября 2021 года X5 Group сотрудничает с компанией «Плодородие», которая развивает технологию вермикомпостирования. Для переработки овощей и фруктов с истекшим сроком годности используют червей. Животные поедают растительные отходы и превращают их в органическое удобрение для почвы, которое позволяет получать хороший урожай в течение 15–20 лет. Пока проект на этапе пилота, но в компании не исключают, что он может стать масштабным направлением работы с пищевыми отходами.
  • Передача продуктов до истечения сроков годности в полезное использование. С точки зрения работы по минимизации пищевых отходов компания старается работать на опережение, то есть не создавать такие отходы, а максимально использовать продукты до истечения сроков годности. Уже более трех лет компания сотрудничает с фермерами по всей стране: передает за символические деньги на корм животным овощи и фрукты, некоторую бакалею, которые потеряли товарный вид и более непригодны для продажи потребителям, но абсолютно безопасны и могут быть использованы в сельском хозяйстве.

Еще одним важным стратегическим направлением является фудшеринг, который X5 Group развивает с июля 2022 года. Сотрудники пилотных магазинов «Пятерочка» и «Перекресток» в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Челябинске теперь ежедневно отбирают пригодные к употреблению хлебобулочные изделия, у которых срок годности еще не вышел, но истечет через 1–2 дня. Затем волонтеры забирают продукты и безвозмездно передают нуждающимся — подопечным благотворительных организаций АНО «Фудшеринг» и «Банк еды «Русь».

Для запуска фудшеринг-проекта в компании наладили отдельные бизнес-процессы по сбору, учету и передаче хлеба. Сотрудники сортируют товары по сроку годности, которые забирает волонтер благотворительной организации — для него оформляют акт приема-передачи.

Фото:Freepik
Экономика шеринга Добавленная стоимость: как развивается фудшеринг в России

В компании направление считают перспективным и с точки зрения экологии, и поддержки нуждающихся людей, но для значительного масштабирования есть преграды: на товары, которые идут на благотворительность, не отменен НДС. Поэтому компания платит налог так, как будто продает эти продукты и зарабатывает на них, хотя это совсем не так. В конце 2022 года Министерство экономического развития предложило освободить от НДС товары, которые бизнес передает на благотворительность, — сейчас инициатива рассматривается. Поддержку фудшеринга высказывали и в Минпромторге.

Результаты

Переработка упаковочных материалов. За 2021 год компания передала на переработку 618 тыс. т картона, пластика и пленки, за первое полугодие 2022 года — около 317 тыс. т.

Вермикомпостирование За год таким методом переработали 300 т фруктов и овощей. Как утверждают в Х5, благодаря органическому удобрению повысилась плодородность почв.

Передача продуктов до истечения сроков годности в полезное использование.В 2021 году фермерам для переработки в корм животных передали около 99 тыс. т продуктов, в первом полугодии 2022 года — более 43 тыс. т, а с начала проекта — уже более 250 тыс. т продуктов.

Фудшеринг по состоянию на 2022 год находится на стадии пилотного проекта. Его первоначальная цель — наладить инфраструктуру по сбору внутри магазина продуктов с истекающим сроком годности, обучить персонал и построить эффективную логистику по передаче продовольствия нуждающимся людям. К программе сейчас подключено несколько магазинов «Пятерочка» и «Перекресток» в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске.

Результаты пока оцениваются компанией положительно: в среднем один пилотный магазин за месяц передает нуждающимся 120–180 кг хлеба в зависимости от формата, а списания в этой категории продуктов сократились на 60–63%.

Планы и перспективы

До 2023 года компания планирует увеличить долю перерабатываемых отходов до 95%. В первом полугодии 2022 года показатель достиг уже 93%. Для развития направления в компании ищут инновационные решения: в октябре совместно с ФРИИ провели питч-сессию стартапов в области устойчивого развития. Финалистами стали десять проектов, выбранные инициативы сейчас оцениваются экспертами X5 для пилотирования в бизнесах компании.

Также в X5 нацелены масштабировать программу фудшеринга: подключить к проекту магазины и распределительные центры по всей России и начать передавать на благотворительность другие продукты, помимо хлебобулочных изделий.

Обновлено 28.11.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть