Углеродное голодание: как России адаптироваться к налогу ЕС на импорт

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Новый налог на импорт стали, цемента, алюминия и электроэнергии в страны ЕС затронет поставки из России на $7,6 млрд в год. Эксперты McKinsey рассказали, как стране и бизнесу ответить на эти меры ЕС и остаться на рынке

Зачем нужно трансграничное углеродное регулирование

В июле 2021 года Еврокомиссия представила экологический план EU Green Deal, согласно которому к 2030 году атмосферные выбросы должны снизиться на 55% до уровня 1990 года. Одно из главных требований — введение углеродного налога в виде квот на тонну выбросов СО2 с 2026 года. За них придется платить тем странам, которые ввозят в ЕС продукцию неэкологичных компаний.

На первом этапе налог будет касаться стали, цемента и других направлений производства с риском утечки СО2. Так компании станут осознаннее подходить к выбросам, чтобы оставаться в рынке: импортеры продукции в ЕС сократят закупку неэкологичного сырья, чтобы не платить налог. Условия для внутренних и иностранных производителей станут равны.

Фото:Carl Court / Getty Images
Зеленая экономика European Green Deal — главные положения закона

Как новый углеродный налог отразится на экономике России

Еще в 2019 году Россия поставляла в страны Евросоюза 48% сырой нефти и газового конденсата, 62% нефтепродуктов и 70% природного газа от всего своего экспорта. Это значит, что углеродный налог в рамках трансграничного регулирования может привести к дополнительным расходам в нашей стране и снизить конкурентоспособность ее экономики. Уже сейчас есть прогнозы от Минэкономразвития, согласно которым в 2027 году Россия заплатит Евросоюзу более €1 млрд углеродного налога в год. К 2050 году, когда проект трансграничного регулирования полностью реализуют, эта цифра может вырасти до €24 млрд.

Если не подстроиться под нововведения трансграничного углеродного регулирования, всего за 25 лет расходы импортеров на ввоз продукции из России в ЕС могут вырасти до €24 млрд в год
Если не подстроиться под нововведения трансграничного углеродного регулирования, всего за 25 лет расходы импортеров на ввоз продукции из России в ЕС могут вырасти до €24 млрд в год

Новый налог ЕС: ответ правительства

Трансграничное углеродное регулирование требует от государства ответа на новые реалии. Разберемся, что государству следует сделать, чтобы защитить интересы национальной экономики, решить задачи декарбонизации и создать фундамент для развития перспективных отраслей промышленности.

  • Внедрить национальную систему оценки и учета CO2

Собственная система углеродного мониторинга поможет выяснить реальные объемы выбросов. От этих данных можно будет оттолкнуться, чтобы подготовить распоряжения и нормативные документы по сокращению выбросов, а затем оценить эффект от их реализации на уровне государства, отраслей и отдельных компаний.

  • Разработать собственную систему тарификации углеродных выбросов

Правительства многих стран создали системы формирования налога на углерод. Например, производители в Мексике и отдельных провинциях Китая платят своему государству за тонну выбросов СО2 всего $2,5, в Швеции — $120. Такой внутренний налог может стимулировать декарбонизацию компаний: им будет выгоднее стать «зелеными», чтобы платить меньше.

  • Обеспечить льготное финансирование декарбонизации

Государству нужно помогать производствам, которые встают на путь декарбонизации. Механизмы поддержки могут быть разными: например, «зеленое» финансирование или возврат уплаченного тарифа за внутренний налог.

Фото:Bloomberg
Зеленая экономика Как государству продвигать экологическую повестку

Новый налог ЕС: ответ бизнеса

Чтобы выжить на международном рынке, российским предпринимателям следует сформировать собственную систему декарбонизации на своих предприятиях. Разберемся, что им для этого нужно сделать.

  • Оценить объем выбросов CO2

У владельцев производств больше данных об углеродоемкости своих компаний. Такой анализ поможет выработать программу действий.

  • Наладить системный учет CO2

Предпринимателям стоит подсчитывать, сколько выбросов производят их компании, и отслеживать это количество в динамике. Результат этой работы пригодится во время международных переговоров, чтобы доказать свою экологичность и наладить экспорт в другие страны.

  • Разработать набор мер по декарбонизации для приоритетных направлений производства

Всего есть три группы рычагов: снижение спроса на энергоресурсы (в том числе через развитие экономики замкнутого цикла), устранение выбросов и замена сырья на менее углеродоемкие аналоги. Меры будут зависеть от степени поддержки государственной политики: если ее нет, то компании не смогут, например, вложиться в дорогой переход на водородное топливо.

Фото:из личного архива
Зеленая экономика Водородная энергетика России и Европы: перспективы рынка на $700 млрд

  • Расставить приоритеты среди всех источников выбросов

Они будут зависеть от потенциала декарбонизации. Например, если международная практика уже подтверждает высокую эффективность отдельных рычагов, ими стоит воспользоваться в первую очередь.

  • Ответить на ряд организационных вопросов

Потребуется изменить операционную модель, создать отдельные комитеты в совете директоров, назначить ответственных за задачи декарбонизации.

Выводы: почему России нужно стремиться к углеродной нейтральности

Сокращение выбросов СО2 — общемировой тренд, а не просто прихоть Евросоюза. Об углеродной нейтральности как о национальной цели заявляют, например, Китай, Япония и Южная Корея. По мере того как практики регулирования выбросов будут внедряться в разных странах, установление трансграничных правил станет все более вероятным.

Чтобы странам-экспортерам выжить на «зеленом» рынке, потребуется создать собственную систему формирования цен на углерод и развить инструменты государственной поддержки. Только в этом случае получится сохранить конкурентоспособность и обеспечить устойчивое развитие.

Обновлено 28.10.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть