«Русатом Инфраструктурные решения» (РИР) — это дивизион госкорпорации «Росатом», который разрабатывает и внедряет цифровые решения по нескольким направлениям, включая «умный город».
Задача
Внедрить цифровые технологии в сектор ЖКХ, чтобы повысить качество жилищно-коммунальных услуг и получать объективные полевые данные о работе с минимумом затрат для города или региона.
Предпосылки и мотивация
ЖКХ остается одной из самых архаичных отраслей с точки зрения цифровизации. И если в Москве или других мегаполисах внедрение цифровых технологий постепенно набирает темп, то в большинстве малых и средних городов этот процесс даже не начинался.
Решение
С марта 2021 года в городе Глазове на севере Удмуртской республики внедряют систему «Цифровой водоканал». Систему разработала дочерняя компания «Росатома» «Русатом Инфраструктурные решения». Она же развивает местный водоканал и внедряет систему в городе, в том числе на средства гранта, выданного Российским фондом развития информационных технологий.
Система состоит из трех компонентов: инфраструктуры для сбора и передачи данных, программных модулей и IoT-платформы, куда поступают и где обрабатываются данные.
Вот как работает «Цифровой водоканал»
Модуль «Анализ балансов» собирает сведения об объеме поднятой и отпущенной потребителям воды. Сопоставление этих данных помогает выявить и локализовать потери, чтобы оперативно устранить их причины. Например, аварии, манипуляции со счетчиками или незаконные врезки.
Модуль «Анализ режимов» обрабатывает и нормализует данные, которые приходят из разных информационных систем или вводят вручную. На основе первичных данных можно гибко контролировать собираемые и вычисляемые показатели. Это помогает быстро находить объекты, на которых произошли нарушения. Предупреждать аварийные ситуации и не допускать длительной работы в неэффективных режимах.
Модуль «Заявки» помогает контролировать аварийные и планово-предупредительные работы, учитывая количество сотрудников и техники. В электронных заявках видно:
- кто и как долго работает;
- когда завели заявку;
- какие материалы и техника потребовались;
- где находится техника.
С этим модулем можно посчитать время и себестоимость каждой заявки. А анализ истории вызовов, особенно повторных, помогает понять, что мешает эффективности ремонтов и каких ресурсов не хватает.
Модуль «Обходчик-контролер» выстраивает точное расписание работы специалистов службы сбыта. В заявку сразу подгружаются данные по договору с абонентом, сопутствующая техническая информация и история обращений. Обходчики получают задание на служебный телефон или планшет и едут сразу на объект.
Модуль связан с мобильным принтером. Это помогает быстро распечатать и подписать документы. Другая функция модуля — контроль за персоналом, в том числе геолокационный.
Модуль «Центральная панель» дает главе компании или собственнику статистику по всему предприятию: динамику инцидентов, исполнение инвестпрограммы, количество аварий в определенный период, платежи.
Результаты
Платформа «Цифровой водоканал» помогает повысить эффективности и надежность работы городского водоканала. По расчетам «Русатома», потери в сетях должны снизится до 11%, а потребление электроэнергии — до 20%. А производительность труда контролеров увеличится до 60%.
За счет внедрения модуля «Заявки» ремонтные работы на сетевых объектах проводят быстрее и качественнее, а работа транспорта и техники становится эффективнее.
Планы и перспективы
Разработка и программное обеспечение на местах — российские, поэтому решение стоит дешевле зарубежных аналогов.
«Мы часто слышим, что сейчас не до цифровых технологий — денег не хватает даже фонд обновить. Но цифровизация в ЖКХ — это история не о богатых, а о компаниях с ограниченным бюджетом. Цифровые технологии помогают рационально распределить скромные ресурсы, для максимальных результатов. Прежде всего — повысить операционную эффективность инфраструктуры со всеми ее проблемами», — говорит директор проектного офиса «Цифровое ресурсообеспечение» РИР Игорь Чернов.
По словам Чернова, главные заказчики цифровизации ЖКХ — жители города. Чем меньше аварий и лучше настроены режимы водоканала, тем выше качество и надежность водоснабжения. Независимо от времени суток и пиковых периодов.
При этом для цифровизации системы теплоснабжения и горячего водоснабжения уже есть решение. Все это помогает повысить эффективность работы ЖКХ и получить объективные данные о работе городских систем администрации региона или города.
«У нас уже есть опыт интеграции больших объемов информации, поступающих из муниципалитетов, ведомственных и технологических систем, транспорта и других источников. Всю информацию мониторят и передают от ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний через уровень города на регион с помощью другого решения РИР — Единой цифровой платформы управления регионом. Это помогает видеть текущую ситуацию и предупреждать возможные инциденты. Например, это уже работает в Мурманской области», — говорит генеральный директор РИР Ксения Сухотина.
Такой подход помогает расширить функции центров управления регионом, созданных в прошлом году в каждом регионе по решению президента России. С новыми функциями «Центр управления регионом» становится полноценным информационно-аналитическим центром, куда стекаются данные с полевого уровня, ведомственных информационных систем и платформ обратной связи. В результате руководство региона получает полную информацию о ситуации в регионе и может принимать эффективные управленческие решения.