Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

«Умный регион» в Заполярье: как управлять областью на основе данных

Северное сияние в Териберке, Мурманская область
Северное сияние в Териберке, Мурманская область (Фото: Лев Федосеев / ТАСС)
Цифровизация регионального управления — это не только обратная связь администрации с жителями. Это ускорение управленческих процессов, сбор и анализ данных и помощь в принятии решений

Задача

Создать единый центр управления регионом для сбора и анализа данных в режиме одного окна. Провести интеграцию ведомственных и муниципальных информационных систем, полевых данных объектов ЖКХ и платформы обратной связи. Создать инструмент для руководителя региона, который поможет оперативно контролировать все ключевые параметры развития региона, решение вопросов благоустройства, безопасности, работы систем жизнеобеспечения, оперативно реагировать на нештатные ситуации.

Предпосылки и мотивация

Программно-аппаратные комплексы для «умного региона» в основном решают отдельные задачи в управлении ЖКХ, транспортом, медициной, школами или обеспечивают обратную связь на запросы жителей. Объединение данных на одной платформе и интеграция данных с системой обратной связи поможет расширить функции центра управления регионом, повысить скорость принятия решений и качество их проработки.

Решение

Единую цифровую платформу запустили в Мурманской области в прошлом году. Ее разработали в партнерстве с дочерней компанией «Росатома» — «Русатом Инфраструктурные решения». В это время по поручению президента Владимира Путина в стране как раз создавали Центры управления регионом (ЦУР). «Росатом» и Мурманская область создали ЦУР с расширенными функциями.

Платформа помогает справиться с последствиями «лоскутной цифровизации», исторически присущей российским регионам. Она воедино связывает новые системы между собой и с инфраструктурой, которая уже работает в городе или регионе.

«Локальные цифровые сервисы собирают данные разных отраслей, помогают выявить самые острые вопросы, но решать комплексные проблемы может только единая цифровая система. Такая система собирает данные из разных источников: от жалоб жителей в соцсетях до информации по нацпроектам», — комментирует замминистра цифрового развития Мурманской области Александра Никипелова.

Архитектура платформы управления регионом
Архитектура платформы управления регионом

В Мурманске платформа связала более 20 информационных систем шестнадцати региональных ведомств. Единая платформа управления регионом объединила статистику:

  • обращений жителей,
  • реализации национальных проектов,
  • экономического развития,
  • сообщений из СМИ и соцсетей,
  • данных «Госуслуг», транспорта, дорожного хозяйствӑства,
  • информацию ЖКХ и многое другое.

В состав комплекса входят портал для обратной связи с жителями «Наш Север», инвестиционный и туристический порталы, интеллектуальная система учета строительства, ремонта, обслуживания дворовых и общественных территорий, объектов городского хозяйства, расположенных на территории Мурманской области. Система помогает контролировать работу коммунальной техники в муниципалитетах в режиме онлайн. Например, уборку снега или вывоз мусора.

«Есть уровень решения задач, которые волнуют жителей, а есть стратегический уровень — нацпроекты. Единая платформа управления регионом собирает результаты проделанной работы по всем задачам», — говорит Никипелова.

ЦУР помогает городу или региону развиваться более прицельно: в сторону тех точек роста, которые вырисовываются на основании анализа поступающих данных.

Как это работает

Единая цифровая платформа помогает работать региональному правительству: собирать и анализировать информацию, взаимодействовать с жителями и бизнесом, привлекать инвесторов и туристов.

Принятие решений. Платформа автоматически собирает и анализирует данные — вся информация попадает на дашборды. Губернаторы и руководители региональных ведомств принимают решения на основе готовой статистики. Они видят, как работают те или иные структуры, как выполняют их поручения, могут контролировать работу подразделений или отдельных сотрудников муниципалитетов.

Контроль работы. На платформе есть функция автоматизированного контроля. Губернатор или руководитель ведомства может в реальном времени отслеживать статус работы над задачей.

На платформе удобно ставить задачи и отслеживать их исполнение
На платформе удобно ставить задачи и отслеживать их исполнение

Если нужно, можно добавить подзадачу, документы и комментарии. Платформа собирает всю информацию на дашборде: какие подразделения отстают, кто не прошел контроль, кто пропустил сроки.

Обратная связь. Администрация быстро получает информацию о городских проблемах. Проблемы привязаны к местности, — можно быстро распределить задачи тем ведомствам, которые должны ей заниматься. Работу контролируют губернатор, руководители ведомств и сами жители.

ЦУР помогает отрабатывать инциденты по сообщениям СМИ и местных жителей
ЦУР помогает отрабатывать инциденты по сообщениям СМИ и местных жителей

«Для повышения качества управления важно создать единую точку сбора данных, чтобы понимать причины и тенденции возникновения проблем, о которых сообщают жители. Раньше данные приходилось собирать вручную, а сейчас мы не только видим сигнал о проблеме, но и можем быстро принять взвешенное решение. ЦУР помогла объединить разные ведомственные системы. Мы уже видим усиление планирования и контроля, вовлеченность министерств и ведомств в решение стратегических задач. Быстрее отрабатываем поручения по операционным вопросам управления регионом», — рассказал губернатор Мурманской области Андрей Чибис на семинаре для руководителей цифровой трансформации регионов.

Когда проектировали систему, аналитики общались с органами власти, чтобы разобраться в текущих данных. Информационную систему интегрировали по API или выгружали собранные данные вручную. Скорость внедрения платформы зависит от уровня цифровизации каждой отдельной отрасли. Сбор информации, проектирование и запуск системы в Мурманской области заняли около полугода. Систему проектируют не в вакууме, ее нужно органично включать в федеральные и ведомственные системы, чтобы платформа с ними не конфликтовала.

«Важно использовать цифровую инфраструктуру, которая уже есть в каждом городе. Использовать объем информации, поступающей от уже существующих в городе систем. Мы понимаем, как интегрировать процессы и накопленные данные в ЦУР. Знаем, как их анализировать и защищать на общих серверах», — подчеркивает советник генерального директора АО «Русатом Инфраструктурные решения» Максим Чаховский.

Пример использования

Для региона. Цифровая платформа помогает найти узкие места и оперативно решать проблемы, работать с ними организационно — менять подходы в организации разных участников процесса. На основе данных создавать дорожные карты или планы повышения эффективности. Например, в феврале-марте 2021 года в Мурманской области выпало рекордное количество осадков. По сообщениям жителей, снег убирали в течение десяти дней, но в сильный снегопад это слишком долго. Нужно убирать снег за два дня, а еще лучше — в течение суток.

«У города свой план по уборке снега. Это отраслевая задача, которую мы видим через систему мониторинга, а жители могут жаловаться на сугробы с конкретных адресов. В этой ситуации необходимо стыковать плановую деятельность с оперативным реагированием», — говорит замглавы областного Минцифры Александра Никипелова.

Спецтехнику координировали с помощью системы мониторинга уборки территорий Мурманской области — это один из модулей платформы. Сегодня в мониторинге около 700 уборочных машин по всей территории региона. Система помогает оператору точно видеть местоположение техники, назначает задания по более 120 видам работ. Оператор имеет возможность координировать движение техники, в том числе опираясь на сигналы горожан с платформы «Наш Север» и в соцсетях, поступающие в Центр управления регионом.

Для жителей. Во-первых, город быстрее реагирует на сообщение жителей. «Синхронизированная работа служб и ведомств, в том числе над проблемами жителей, важна для каждого региона», — считает Максим Чаховский. Так, сообщения жителей по вопросам отопления автоматически попадают в Интеллектуальную систему ЖКХ, по уборке снега — в Систему мониторинга уборки территории на отработку со стороны профильных специалистов.

Во-вторых, это повышение качества информирования и расширение перечня онлайн-сервисов. Например, уже сейчас на региональном портале «Наш Север» можно отслеживать работу коммунальной техники, а за счет интеграции с Интеллектуальной транспортной системой — следить за прибытием и маршрутом общественного транспорта в приложении «Яндекс.Карты».

Планы и перспективы

Единая цифровая платформа управления регионом помогает добавлять новые цифровые сервисы, опираясь на потребности региона. Администрация Мурманской области планирует работать с системой дальше:

  1. Расширять потенциал управления на основе объективных данных, повышать эффективность процессов;
  2. Углубленно анализировать данные, чтобы интегрировать максимальное количество первоисточников по всем направлениям деятельности региона;
  3. Расширить функции платформы на уровень муниципалитетов и подведомственных организаций, контролировать подрядчиков.
Обновлено 22.04.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть