![Сергей Кобзев — о будущем железнодорожного транспорта в России](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/90/755912673954900.jpg)
Об эксперте: Сергей Кобзев, заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «РЖД».
Транспорт — один из основных потребителей углеродного топлива. По мнению аналитиков Правительства, Россия на десятки процентов уступает в энергоэффективности западным технологиям. В России на транспорт приходится около трети всех парниковых выбросов (30,5%), а с учетом личного транспорта — более половины (54,9%).
Доля железной дороги в объеме выбросов занимает около 1%, при этом доля «РЖД» в грузообороте страны, без учета трубопроводного транспорта, — 87%.
В отличие от других видов промышленности и энергетики, грузовые железнодорожные перевозки в России, по оценке Международного энергетического агентства, являются самыми энергоэффективными в мире (второе место занимает Китай, третье — Индия, четвертое — Северная Америка, пятое — Евросоюз, шестое — Япония).
Экологичное топливо
Основная причина — высокая доля перевозки грузов и пассажиров на экологически чистой электрической тяге (более 86% грузов и 85% пассажиров). «РЖД» в своей долгосрочной программе развития планирует крупномасштабную электрификацию оставшихся направлений, которые сегодня еще работают на дизельной тяге. Это снизит потребление дизельного топлива на 440 тыс. тонн в год и сократит выбросы парниковых газов на 1,5 млн т. Прежде всего, это БАМ и участок от Волочаевки до портов Ванинского узла.
Другое направление — переход с дизельного топлива на природный газ. Локомотив на газомоторном топливе выбрасывает в атмосферу в пять раз меньше вредных веществ.
![Сергей Кобзев — о будущем железнодорожного транспорта в России](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/33/755855698676334.png)
![Сергей Кобзев — о будущем железнодорожного транспорта в России](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/43/755855698639435.png)
Мы заключили четырехстороннее соглашение с «Газпромом» и двумя основными производителями локомотивов. «Газпром» берет на себя создание инфраструктуры по производству сжиженного природного газа и строительству специализированных заправочных комплексов, а мы планируем приобретать и эксплуатировать газомоторные локомотивы.
Переход на природный газ для автономных локомотивов действительно является прогрессивным в плане экологии шагом. Тем не менее более чистого транспорта, чем на электрической тяге, нет. Поэтому мы вместе с «Роснано» работаем над созданием аккумуляторного автономного маневрового электровоза для крупных железнодорожных вокзалов Москвы и Санкт-Петербурга. Опытный экземпляр такого локомотива мы должны получить в следующем году для всесторонних испытаний и, в случае подтверждения заявленных показателей, начнем внедрять его в крупных агломерациях.
В ведущих странах мира, например, в Германии и во Франции, железнодорожные компании включают в свои экологические стратегии водород как новый перспективный вид топлива. И мы, совместно с отечественной наукой и машиностроителями, работаем в этом направлении.
Экологические преимущества водорода как топлива неоспоримы. Но пока для производства водородного топлива на 1 кВт энергии нужно затратить 3 кВт той же энергии. Прогнозы ведущих мировых энергетических экспертов показывают, что в ближайшей перспективе ситуация будет изменяться в сторону большей доступности водородного топлива. Поэтому мы вместе с партнерами уже приступили к созданию опытных пассажирских поездов на водородных топливных элементах. Пилотным полигоном внедрения выбран остров Сахалин, где, благодаря поддержке правительства области, формируется водородный инфраструктурный кластер с полным технологическим циклом от производства водорода до его применения, вокруг которого формируется инновационная и образовательная среда. Это очень интересный проект, нацеленный на будущее развитие и масштабирование.
Переход к возобновляемым источникам энергии
На некоторых объектах «РЖД» солнечные энергомодули работают уже больше восьми лет. Последнюю мини-электростанцию мощностью 31 кВт мы ввели в конце 2019 года на станции Светлоград Северо-Кавказской железной дороги. Очень внимательно следим за ее эксплуатацией и контролируем объем вырабатываемой солнечными панелями энергии. Пока она ни разу не выдала в сеть заявленную производителем мощность, надеемся, что это произойдет в июне. Вместе с отечественным производителем солнечных панелей мы разработали онлайн калькулятор, где можно рассчитать срок окупаемости инвестиций во внедрение солнечной электростанции на дороге. Пока это более десяти лет.
![Сергей Кобзев — о будущем железнодорожного транспорта в России](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/87/755864542075870.png)
![Сергей Кобзев — о будущем железнодорожного транспорта в России](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/98/755864542037985.png)
«РЖД» постепенно переходит на возобновляемые источники энергии также и в теплоснабжении объектов инфраструктуры. За последние три года закрыто более полусотни мазутных и угольных котельных с переводом потребителей на экологически чистые источники энергии. Еще более ста объектов будут переведены на альтернативные источники в ближайшие два-три года: тепловые насосы, солнечная энергия, древесные пеллеты. Эти меры обеспечат снижение выбросов в атмосферу не менее чем на 30 тыс. т в год.
Бережное отношение к природе
В «РЖД» реализуется программа защиты водной среды: мы строим и реконструируем очистные сооружения. За пять лет введено более 40 современных систем водоочистки. Цель — уменьшить сброс на 400 тыс. т в год, чтобы десятки водоемов — озер, прудов, малых рек — стали заметно чище.
Наша компания — одна из немногих, которая взяла на себя обязательство по ликвидации экологического вреда от железнодорожного транспорта, накопленного с 1930-х годов. В результате за пять лет было очищено более 70 тыс. кв. м территорий и утилизировано около 100 тыс. т отходов
При реконструкции БАМа и Транссиба, строительстве высокоскоростных магистралей и развитии подходов к портам «РЖД» стремится к тому, чтобы новые объекты как можно меньше затрагивали сложившиеся природные экосистемы. Проектирование ведется в строгом соответствии с нормами и требованиями экологического законодательства Российской Федерации.
Опыт экологически чистого строительства крупных железнодорожных объектов у нас есть — это олимпийские объекты в Сочи, реконструкция МЦК и МЦД, подходы к Крымскому мосту, проект перевода на российскую колею железных дорог Сахалина с реконструкцией искусственных сооружений через множество рек острова.
Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.