Об эксперте: Сергей Кобзев, заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «РЖД».
Транспорт — один из основных потребителей углеродного топлива. По мнению аналитиков Правительства, Россия на десятки процентов уступает в энергоэффективности западным технологиям. В России на транспорт приходится около трети всех парниковых выбросов (30,5%), а с учетом личного транспорта — более половины (54,9%).
Доля железной дороги в объеме выбросов занимает около 1%, при этом доля «РЖД» в грузообороте страны, без учета трубопроводного транспорта, — 87%.
В отличие от других видов промышленности и энергетики, грузовые железнодорожные перевозки в России, по оценке Международного энергетического агентства, являются самыми энергоэффективными в мире (второе место занимает Китай, третье — Индия, четвертое — Северная Америка, пятое — Евросоюз, шестое — Япония).
Экологичное топливо
Основная причина — высокая доля перевозки грузов и пассажиров на экологически чистой электрической тяге (более 86% грузов и 85% пассажиров). «РЖД» в своей долгосрочной программе развития планирует крупномасштабную электрификацию оставшихся направлений, которые сегодня еще работают на дизельной тяге. Это снизит потребление дизельного топлива на 440 тыс. тонн в год и сократит выбросы парниковых газов на 1,5 млн т. Прежде всего, это БАМ и участок от Волочаевки до портов Ванинского узла.
Другое направление — переход с дизельного топлива на природный газ. Локомотив на газомоторном топливе выбрасывает в атмосферу в пять раз меньше вредных веществ.
Мы заключили четырехстороннее соглашение с «Газпромом» и двумя основными производителями локомотивов. «Газпром» берет на себя создание инфраструктуры по производству сжиженного природного газа и строительству специализированных заправочных комплексов, а мы планируем приобретать и эксплуатировать газомоторные локомотивы.
Переход на природный газ для автономных локомотивов действительно является прогрессивным в плане экологии шагом. Тем не менее более чистого транспорта, чем на электрической тяге, нет. Поэтому мы вместе с «Роснано» работаем над созданием аккумуляторного автономного маневрового электровоза для крупных железнодорожных вокзалов Москвы и Санкт-Петербурга. Опытный экземпляр такого локомотива мы должны получить в следующем году для всесторонних испытаний и, в случае подтверждения заявленных показателей, начнем внедрять его в крупных агломерациях.
В ведущих странах мира, например, в Германии и во Франции, железнодорожные компании включают в свои экологические стратегии водород как новый перспективный вид топлива. И мы, совместно с отечественной наукой и машиностроителями, работаем в этом направлении.
Экологические преимущества водорода как топлива неоспоримы. Но пока для производства водородного топлива на 1 кВт энергии нужно затратить 3 кВт той же энергии. Прогнозы ведущих мировых энергетических экспертов показывают, что в ближайшей перспективе ситуация будет изменяться в сторону большей доступности водородного топлива. Поэтому мы вместе с партнерами уже приступили к созданию опытных пассажирских поездов на водородных топливных элементах. Пилотным полигоном внедрения выбран остров Сахалин, где, благодаря поддержке правительства области, формируется водородный инфраструктурный кластер с полным технологическим циклом от производства водорода до его применения, вокруг которого формируется инновационная и образовательная среда. Это очень интересный проект, нацеленный на будущее развитие и масштабирование.
Переход к возобновляемым источникам энергии
На некоторых объектах «РЖД» солнечные энергомодули работают уже больше восьми лет. Последнюю мини-электростанцию мощностью 31 кВт мы ввели в конце 2019 года на станции Светлоград Северо-Кавказской железной дороги. Очень внимательно следим за ее эксплуатацией и контролируем объем вырабатываемой солнечными панелями энергии. Пока она ни разу не выдала в сеть заявленную производителем мощность, надеемся, что это произойдет в июне. Вместе с отечественным производителем солнечных панелей мы разработали онлайн калькулятор, где можно рассчитать срок окупаемости инвестиций во внедрение солнечной электростанции на дороге. Пока это более десяти лет.
«РЖД» постепенно переходит на возобновляемые источники энергии также и в теплоснабжении объектов инфраструктуры. За последние три года закрыто более полусотни мазутных и угольных котельных с переводом потребителей на экологически чистые источники энергии. Еще более ста объектов будут переведены на альтернативные источники в ближайшие два-три года: тепловые насосы, солнечная энергия, древесные пеллеты. Эти меры обеспечат снижение выбросов в атмосферу не менее чем на 30 тыс. т в год.
Бережное отношение к природе
В «РЖД» реализуется программа защиты водной среды: мы строим и реконструируем очистные сооружения. За пять лет введено более 40 современных систем водоочистки. Цель — уменьшить сброс на 400 тыс. т в год, чтобы десятки водоемов — озер, прудов, малых рек — стали заметно чище.
Наша компания — одна из немногих, которая взяла на себя обязательство по ликвидации экологического вреда от железнодорожного транспорта, накопленного с 1930-х годов. В результате за пять лет было очищено более 70 тыс. кв. м территорий и утилизировано около 100 тыс. т отходов
При реконструкции БАМа и Транссиба, строительстве высокоскоростных магистралей и развитии подходов к портам «РЖД» стремится к тому, чтобы новые объекты как можно меньше затрагивали сложившиеся природные экосистемы. Проектирование ведется в строгом соответствии с нормами и требованиями экологического законодательства Российской Федерации.
Опыт экологически чистого строительства крупных железнодорожных объектов у нас есть — это олимпийские объекты в Сочи, реконструкция МЦК и МЦД, подходы к Крымскому мосту, проект перевода на российскую колею железных дорог Сахалина с реконструкцией искусственных сооружений через множество рек острова.
Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.