
E+ Change и Ipsos в России опросили экспертов о том, как проходит внедрение принципов устойчивого развития в компаниях, изучили социальные проекты, участвовавшие в конкурсе E+ Awards Russia, и по результатам представили «Барометр устойчивой трансформации бизнеса 2024».
Выяснилось, что в 85% опрошенных компаний уже имеется и успешно развивается система управления устойчивым развитием. При этом в 75% организаций речь идет о работе специального подразделения, в 62% — о ведении отчетности, в 56% — о наличии стратегии.
На каких целях фокусируются компании
Чаще всего компании фокусируются на ответственном потреблении и производстве. Так ответили 42% респондентов. Также среди топ-3 целей устойчивого развития (ЦУР) из 17, предложенных ООН, 31% опрошенных назвали «хорошее здоровье и благополучие», 27% — «достойную работу и экономический рост». Эти же цели доминировали и в исследовании 2023 года. Однако процент компаний, которые их придерживались, был другим — 74, 38 и 64% соответственно.
Кроме целей, принятых ООН, компании фокусируют усилия и на других темах ESG-повестки. Например, поддержка семей с детьми в приоритете у 50% опрошенных, и это на 22 п.п. выше, чем годом ранее. Вырос интерес и к благоустройству общественных пространств — на 17 п.п., до 42%, и к повышению доступности культурных благ для населения — на 20 п.п., до 33%. А вот интерес к работе с экологизацией поставщиков как цели упал за год с 51 до 38%. Как и к поддержке российских производителей и/или экспортеров сельскохозяйственной продукции — с 34 до 19%.
Как выбирают проекты
Среди ESG-инициатив, которые компании реализовали в 2024 году, лидируют проекты социальной направленности. Внимание бизнеса к ним растет второй год подряд.
Как выяснили исследователи, при выборе проекта компании исходят из проблем страны, города (75% респондентов), мнения собственников (58%) и рисков (48%). Для 44% опрошенных важно, чтобы тема находила эмоциональный отклик у команды компании. Свыше трети компаний (37%) ориентируются на то, что делают конкуренты, еще 12% — на PR-повестку.
Каковы результаты
На вопрос исследователей «Достигли ли запущенные ESG-проекты желаемых бизнес-показателей — ROI, EBITDA, продажи, доля рынка и т.д.», 36% опрошенных ответили, что они были достигнуты либо частично, либо полностью, либо даже перевыполнены. Более 60% заявили, что у них пока либо нет возможности посчитать результат, либо проект находится на стадии разработки, либо изначально не планировали считать именно бизнес-показатели. Интересно, что 66% участников опроса среди бизнес-достижений своих проектов назвали улучшение имиджа или репутации бренда, 45% — улучшение показателей бренда, 21% — привлечение новых клиентов.
В ходе опроса также выяснилось, что лишь 4% компаний всегда закладывают такие бизнес-показатели, как увеличение продаж, EBITDA, доля рынка и т.п., в обязательные метрики для оценки ESG-проектов. Еще 56% делают это только для некоторых своих инициатив.
Вообще же приоритетным показателем для оценки ESG-инициатив 56% опрошенных считают Social Impact (влияние на общество). PR и медийным показателям, бизнес- и маркетинговым метрикам приоритет отдают по 23% респондентов. При этом связь между социальным влиянием, которое оказывает проект, и бизнес-показателями видят 86%. Однако считают его только 19% компаний. Остальные либо не видят взаимосвязи и не считают ее, либо видят, но все равно не считают.
Как реагирует потребитель
Согласно РосИндексу, процент россиян, готовых в 2024 году покупать товары в перерабатываемой упаковке или платить больше, если продукт экологически чистый, хоть и незначительно, но вырос — с 60 до 61% и с 39 до 42%, соответственно. Похожий тренд с участием в благотворительности и волонтерском движении. За год процент тех, кто регулярно жертвует деньги на благотворительность, вырос с 17 до 18%, а тех, кто считает себя волонтером, — с 11 до 12%.
Сами компании (83% участников опроса) уверены, что потребители готовы платить за социально ответственные и экологичные товары и услуги. 19% делают такой вывод, исходя из своего опыта. Более 60% хоть и согласны с утверждением, но отмечают, что на практике потребители так поступают редко. Остальные 17% убеждены, что клиент не готов. Среди основных рисков при вводе ответственного товара или услуги на рынок респонденты называют увеличение их стоимости, отсутствие понимания и экспертизы со стороны потребителя, низкий интерес, обвинения в гринвошинге.
Несмотря на некоторый скепсис бизнеса, исследование показало, что 86% компаний уже запустили продукты или сервисы, которые полностью или частично соответствуют принципам устойчивого развития.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.