Содержание:
Что такое экодуки и зачем они нужны
Экодук — это специальная конструкция, по которой дикие животные могут безопасно пересечь дорогу.
Ежегодно в Европе в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 29 млн млекопитающих и 194 млн птиц, в США — более 350 млн животных. В 2020 году португальские ученые выяснили, что ДТП даже повышают риск вымирания таких краснокнижных птиц и животных, как рябчик, гривистый волк и бурая гиена.
Первый известный современный экодук построили во Франции для оленей в 1950 году. С тех пор такие переходы распространились и в других странах, особенно европейских. Одна из стран-лидеров — Нидерланды. Там построено более 600 экодуков для разных животных — от мышей до лосей. В США еще больше — около 1000.
Экодуки могут принимать разную форму: мосты, эстакады, тоннели, водопропускные трубы и т.д. Это зависит от особенностей животных, для которых строится экодук, и местности, на которой он располагается. Рассказываем об интересных экодуках в разных странах.
Экодуки в разных странах
Нидерланды
В Нидерландах находится самый длинный экодук — мост Natuurbrug Zanderij Crailoo. Его протяженность — 800 м, а ширина — 50 м. Он проходит над автотрассой, железнодорожными путями и полем для гольфа.
Норвегия
В Осло, чтобы сохранить популяцию пчел, построили «пчелиное шоссе». В парках, на улицах, на крышах домов и даже на балконах местные жители высаживают нектароносные растения. А организация городских пчеловодов ByBi расставляет по городу ульи так, чтобы пчелы могли легко и быстро находить места для отдыха и пропитания.
США
Еще в 1963 году в городе Лонгвью штата Вашингтон запустили беличий мост длиной 18 м. Его решили открыть после того, как на дороге сбили несколько белок. Первые белки начали пользоваться мостом уже на следующий день после его установки. Экодук регулярно ремонтируют, и он существует до сих пор.
Австралия
Для таких животных, как сахарные планеры, белки, кольцехвостые опоссумы, в Австралии строят веревочные мосты длиной 40–80 м. За десять лет, с 2000 по 2010 год, на четырех дорогах в Квинсленде, где расположены экодуки, исследователи зафиксировали пять видов млекопитающих, пользующихся мостом. Но что более важно — за это время не обнаружили ни одного мертвого животного на дорогах.
На острове Рождества в сезон дождей, с октября по декабрь, крабы мигрируют к морю, чтобы отложить яйца. Для защиты крабов во время их миграции некоторые участки дорог перекрывают, причем могут сделать это без предварительного уведомления. Более того, специально для крабов построили мост высотой 5 м, через который животные безопасно «переходят дорогу».
Кения
Первый подземный переход для слонов в Кении построили в 2011 году на территории заповедника дикой природы Lewa. Сотрудники одноименной благотворительной организации, обслуживающей заповедник, заметили, что один слон из изучаемой ими группы неоднократно переходил дорогу в одном и том же месте. Выяснилось, что это была почти утраченная миграционная традиция. На основании этих данных было решено построить подземный переход.
За первые полгода по подземному переходу прошли около 250 слонов. К 2015 году коридором пользовались более 1 тыс. слонов, а также буйволы, водяные козлы, бабуины, леопарды и другие животные. Всего зафиксировали 17 разных видов. В 2018 году в Кении построили второй подземный переход.
Япония
В 2015 году в Японии на железнодорожных путях сделали тоннели для черепах, потому что те иногда застревали между железнодорожными стрелками. С 2002 по 2014 год из-за застрявших черепах 13 раз случались перебои в движении поездов в Киото и Наре. С появлением тоннелей таких инцидентов не происходило.
Россия
В России первый экодук построили в Калужской области в 2016 году. В 2023 году, по данным Министерства природных ресурсов, их насчитывалось уже более 250 штук. Экодуки можно встретить в Дмитровском районе Московский области, в парке «Лосиный остров», во Владимирской области, в Приморском крае, в Орловской области, в Ленобласти, в Чувашии и других регионах страны.