Google придумала, как авиакомпаниям минимизировать загрязнение воздуха

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Авиаотрасль ответственна за 3,5% антропогенного вклада в изменение климата. Чтобы минимизировать этот эффект, стоит уменьшить количество конденсационных следов

А в чем тренд?

С начала эпохи реактивных самолетов белые полосы в небе — конденсационные следы — стали привычным явлением по всему миру. Эксперимент, который провели специалисты Google и авиакомпании American Airlines, позволяет сократить вредные авиационные выбросы в атмосферу.

Почему конденсационные следы вредны

Конденсационные следы образуются, когда смешиваются атмосферный водяной пар и водяной пар в выхлопах двигателей самолетов. При остывании пар начинает конденсироваться вокруг частиц не полностью сгоревшего топлива, а низкие температуры приводят к образованию ледяного следа. Его частицы поглощают и задерживают солнечное излучение, что способствует глобальному потеплению.

На долю авиации приходится около 2,5% глобальных выбросов CO2. Если учитывать другие загрязняющие вещества от самолетов, а не только углекислый газ, то индустрия становится ответственной за 3,5% влияния на изменение климата. Другие виды транспорта, особенно автомобильный, вносят значительно больший вклад. Однако исследования в области авиации особенно важны, так как пока не существует технологии для снижения выбросов при дальних перелетах. При этом в ближайшие десятилетия ожидается резкий рост спроса на авиаперевозки, по мере того как бедные страны будут улучшать свое положение.

Фото:Pexels
Зеленая экономика Что такое химтрейлы и почему в них верят люди

Создание карты конденсационных следов

Исследователи Google совместно с представителями авиакомпании American Airlines пытались определить маршруты, которые не будут способствовать образованию конденсационных следов. Аналитики совместили модели конденсационных следов со спутниковыми снимками, а также с данными о погоде и предыдущих траекториях полетов. Это позволило разработать карты прогноза формирования конденсата.

В августе 2023 года Google выпустила заявление: пилоты, которые использовали модели ИИ для выбора высоты, смогли уменьшить количество конденсационных следов на 54%. Этот показатель получится улучшить в будущем. Исследователи IT-компании Карл Элкин и Динеш Санекомму заявили: «Это первое доказательство того, что коммерческие рейсы могут напрямую избегать конденсационных следов и тем самым снижать воздействие полетов на климат».

Относительная дешевизна модели

В ходе эксперимента было установлено, что при использовании новых маршрутов самолеты будут сжигать на 2% больше топлива. По мнению аналитиков Google, общее увеличение расхода керосина на всех рейсах авиакомпании составит не более 0,3%, так как большинство конденсационных следов возникает из-за небольшой доли рейсов. Стоимость предотвращения появления конденсационных следов может составлять $5–25 за тонну эквивалента выбросов CO2.

Межправительственная группа экспертов по изменению климата в докладе 2022 года заявляла, что на создание системы предотвращения образования конденсационных следов уйдет до десяти лет. Эксперимент Google позволяет предположить, что технология может быть готова раньше этого срока.

Обновлено 22.09.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть