А в чем тренд?
Новые разработки делают исследования Мирового океана более быстрым и эффективным. Они также способствуют защите флоры и фауны, которые страдают от повышения кислотности и температуры в результате изменения климата. Помимо борьбы с глобальным потеплением подобные научные работы параллельно помогают решать другие задачи. Одна из них связана с нераскрытой авиакатастрофой.
Как исчез рейс МН370
Исчезновение МН370 — одна из самых больших загадок в истории современной авиации. В марте 2014 года рейс с таким кодом авиакомпании Malaysia Airlines отправился из международного аэропорта Куала-Лумпура в Пекин и примерно через 38 мин полета потерял связь. По данным военных радаров, самолет отклонился от курса, после чего исчез где-то над Индийским океаном. 12 членов экипажа и 227 пассажиров были признаны погибшими, а поисково-спасательные работы не привели ни к какому результату, кроме обнаружения нескольких обломков.
Новый метод помогает прояснить авиакатастрофу
В 2023 году группа ученых из американских и ирландских университетов частично реконструировала возможную траекторию движения обломков с помощью нового метода — данных о температуре океана, которые хранятся в раковинах группы членистоногих под названием «усоногие».
Соавтор исследования Нассер Аль-Каттан из Университета Южной Флориды подчеркнул: «Скрывающаяся за загадкой трагическая история побудила всех участников проекта методично собирать данные и детально описать итоги работы. Самолет пропал более девяти лет назад, а поиски приостановились в 2017 году. Мы надеемся на то, что новый подход хоть немного прояснит ситуацию для семей тех, кто находился на борту МН370».
Усоногие заселяют фрагменты обломков
Новая стратегия поиска впервые пришла в голову Грегори Герберту, биологу из Университета Южной Флориды, после того как он увидел фотографии обломков самолета. На одной из них был запечатлен флаперон — это поверхность крыла для контроля крена или разворота самолета. Он был найден на пляже острова Сент-Андре в заморской территории Франции Реюньон в конце июля 2015 года. Серийные номера подтвердили, что он был частью MH370. Флаперон был покрыт усоногими, которые заселили его вскоре после падения самолета.
Панцири помогут определить место крушения
Герберт специализируется на изучении панцирных морских беспозвоночных — устриц, морских улиток и усоногих. Около 20 лет биолог разрабатывал метод измерения температуры океана через панцири морских животных. В 2010 году он изучил 400-летние раковины устриц, которые показали, что Джеймстаун, первое постоянное английское поселение в Америке, регулярно страдало от засухи.
Поиски MH370 были сосредоточены на участке протяженностью несколько тысяч километров вдоль коридора, который проходит с севера на юг в Индийском океане. Предполагалось, что самолет должен был скользить по этой дуге после того, как у него закончилось топливо. Так как температура океана в этом районе меняется очень быстро, Герберт считает, что его метод поможет более точно определить место крушения MH370.
Новый метод подтвержден в лаборатории
Усоногие часто образуют колонии на плавающем мусоре. Соотношение изотопов кислорода в слоях их раковин зависит от температуры: чем теплее вода в момент формирования слоя, тем ниже это соотношение. Таким образом, можно определить историю изменения температуры поверхности моря, измеряя уровни этих изотопов в слоях раковины. Это, в свою очередь, поможет ограничить места, где мог и не мог находиться плавающий обломок, такой как флаперон. Этот метод похож на анализ истории климата по кольцам деревьев.
Сначала исследователи изучили живых усоногих в лаборатории. На коряге на западном побережье Ирландии были найдены 46 молодых раковин. Их доставили в Ирландский национальный университет. Корягу разрезали на три части с равным количеством усоногих и поместили каждую в аквариум.
В течение трех недель усоногих кормили свежими креветками. Параллельно ученые медленно повышали температуру воды — в каждом аквариуме по-разному. Затем усоногих окрашивали специальным веществом, чтобы проследить, как именно растут раковины. Способ измерения температуры по количеству изотопов был подтвержден.
Анализ ракушек с МН370 поможет в поисковых работах
Исследователи применили этот метод в изучении усоногих, которые образовали колонии на флапероне MH370. Сочетание записей температуры воды с океанографическим моделированием позволило частично реконструировать траекторию, по которой двигался фрагмент самолета. Это открытие позволит сузить территорию поиска. Ученые планируют найти более крупных членистоногих на других частях МН370, чтобы восстановить детальный путь обломков. Метод также может использоваться для более точного определения пути и источника любого дрейфующего объекта в океане.