Зарплата, рынок, эгоизм: что влияет на экологичное поведение россиян

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Ученые департамента психологии НИУ ВШЭ выяснили, что на проэкологическое поведение влияют не только социальные, но и политические факторы. Рассказываем, почему свободный рынок не способствует устойчивому потреблению

Мотивация в изучении вопроса

Согласно данным исследования, в последние годы тема глобального изменения климата и окружающей среды не сходит с первых полос крупных мировых и российских СМИ. Экологи который год призывают граждан со всего мира придерживаться рационального потребления. Одни этот призыв услышали и теперь разделяют отходы дома по фракциям, а в магазин ходят с многоразовыми мешочками. Другие пока не совсем понимают, как могут повлиять на ситуацию. Тогда исследователи задумались, какие факторы (детерминанты) влияют на проэкологическое поведение граждан.

Проэкологическое поведение (англ. pro-environmental behaviour) — это стремление снизить вред, который наносится окружающей среде, или же оказывать на нее благоприятное воздействие.

В настоящее время исследования детерминант в России немногочисленны. Психологии НИУ ВШЭ решили устранить этот пробел в данных. Они провели анализ политических, экологических и социальных детерминантов проэкологического поведения.

Фото:Shutterstock
Зеленая экономика Как менялось отношение к проблемам экологии в России за последние 20 лет

Участники и способы исследования

В выборку исследования попали 412 человек. Среди них 219 женщин, а это 53,2% опрошенных. Возраст респондентов — от 18 до 92 лет. Большинство респондентов имели высшее или неоконченное высшее образование.

В опросе участвовали граждане из более 48 населенных пунктов Российской Федерации. При этом основу выборки составили жители Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Приглашение участвовать в опросе распространялось через социальные сети.

Проэкологическое поведение измерялось с помощью шкалы Кэмерона Брика, которая была адаптирована именно для российских граждан. Аспирантка департамента психологии НИУ ВШЭ Александра Иванова объяснила для чего, нужно было вносить некоторые изменения: «Адаптация шкалы — это не значит, что мы меняем те виды поведения, которые были обозначены исследователем, а мы думаем, что они для России не подходят. Адаптация включает в себя формулировки: насколько они релевантны для России. Например, в одном опроснике спрашивается: «Как часто вы видите диких животных и птиц: шакалов, орлов и так далее». Люди в России не видят шакалов, поэтому и нужна адаптация. Шакалов пришлось сменить на волков. Или, например, в США расстояния измеряются в милях. Мы не можем спросить россиян так, поэтому адаптировали мили в километры».

Сама шкала включала пять основных групп поведения:

  1. Управление личными отходами (раздельный сбор, сокращение потребления).
  2. Социальное поведение (подписание петиций в защиту окружающей среды, участие в субботниках).
  3. Экопокупки (предпочтение местных продуктов, продукция с натуральным составом).
  4. Ресурсосбережение (экономия воды и электроэнергии).
  5. Действия, которые связаны с климатом (замена авиаперелетов поездками на поезде, отказ от мяса).

Респондентам предлагали оценить, как часто они совершают определенные действия по шкале от 1 (почти никогда) до 5 (всегда). Примеры вопросов:

  • Как часто вы берете с собой в магазин многоразовые сумки?
  • Как часто вы ходите пешком, ездите на велосипеде, пользуетесь каршерингом или общественным транспортом вместо езды на машине в одиночку?
  • В повседневной жизни как часто вы кладете остатки пищи в компост (на удобрение, переработку)?
  • Как часто вы употребляете продукты со своего огорода (в сезон выращивания)?
  • Как часто вы сортируете мусор на переработку, когда рядом с вами есть другие люди?
  • Как часто вы обсуждаете экологические темы в личном разговоре или в социальных сетях?
  • Как часто вы участвуете в акциях по защите окружающей среды?
  • Как часто вы занимаетесь самообразованием на экологические темы?
  • Когда вы покупаете одежду, как часто вы выбираете экологичные бренды?

Ответы на них помогли психологам рассмотреть связь проэкологического поведения с личными и политическими ценностями, экологическими установками, мотивацией и другими переменными.

Аспирантка Департамента психологии Александра Иванова выступила с докладом «Проэкологическое поведение в России: адаптация шкалы Кэмерона Брика и связь с экологической обеспокоенностью»

Результаты исследования

Проанализировав полученные данные, психологи сделали ряд выводов:

  • Женщины покупают экологически-устойчивые товары чаще мужчин.
  • На поведение влияет образование. Чем выше его уровень — тем больше доля покупок экологических товаров.
  • Люди с более высокими заработками позволяли себе выбирать менее устойчивые варианты. Например, ездить в путешествие на самолете, а не на поезде. Или покупали авокадо вместо овощей местного производства.
  • Жители Москвы и Подмосковья больше вовлечены в процесс сортировки отходов по сравнению с другими регионами.
  • Гедонистические ценности отрицательно влияли на развитие всех (кроме сбережения ресурсов) групп экологичного поведения. Ученые полагают, что это происходит потому, что гедонизм связан с желанием получать удовольствие от жизни и отказом от самоограничений.
  • Среди политических ценностей выделялись: вера в свободный рынок, вера в равенство и традиционные ценности. Вера в свободный рынок оказалась наиболее связана с неэкологичными действиями: низким уровнем сбережения энергии и устойчивого потребления.

Идея свободного рынка тесно связана с экономической политикой невмешательства. Такая политика гласит, что государственное экономическое вмешательство должно быть минимальным.

По словам экспертов, вера в свободный рынок, гедонистические и эгоистические ценности часто объединены между собой. Человек стремится достичь личный комфорт и высокий доход, не обращая внимание на состояние окружающих или природу.

Елена Сауткина, профессор департамента психологии НИУ ВШЭ:

«Полученные результаты дают более детальное представление о факторах, которые влияют на проэкологическое поведение людей в России. Пока о них известно очень мало. В будущих исследованиях мы планируем получить новые данные, которые позволят построить модели, способные объяснить такое поведение».

Обновлено 22.04.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть