Climate Action Simulation: кто и зачем играет в климатические игры

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
По всему миру набирают популярность климатические игры, где участники могут взять на себя роль лиц, принимающих решения, и предложить пути выхода из климатического кризиса. Как работают такие симуляторы?

В 2015 году почти все страны мира подписали Парижское соглашение по климату. Его основная задача — ограничить глобальное потепление до 2°C к 2100 году, лучше — не превысить 1,5°C. Уже сейчас температура выросла более чем на 1 градус по сравнению с доиндустриальным периодом.

Ученые из Массачусетского технологического университета (MIT) и некоммерческой организации Climate Interactive разработали компьютерную модель En-ROADS, которую применяют в климатической игре Climate Action Simulation. Задача игры — показать участникам, какие реальные действия помогут достичь целей Парижского соглашения. В нее играют уже в 104 странах, в России ее проводит агентство по стратегиям и образованию в сфере устойчивого развития Living Lab Russia&CIS.

«Сейчас мы единственные официальные русскоязычные амбассадоры. Но теоретически ведущим игры может стать каждый — рассказывает соосновательница Living Lab Russia&CIS Анастасия Лаукканен. — В игру можно играть со студентами и старшими школьниками, представителями бизнеса и политиками. Специальных знаний не требуется. Знаниями должен обладать тот, кто ведет игру, чтобы все правильно объяснить».

Фото:Shutterstock
Зеленая экономика Экологическое просвещение в школах: как устроено и кто за него отвечает

Как устроена климатическая модель

En-ROADS (Energy-Rapid Overview and Decision-Support) — это имитационная модель для понимания того, как решать глобальные энергетические и климатические проблемы с помощью политических, технологических и социальных изменений. Модель представляет собой систему обыкновенных дифференциальных уравнений, решаемых с помощью интегрированного метода Эйлера. Когда участник совершает действие, предлагая проверить свою гипотезу, то симулятор вычисляет результат из 14 тыс. уравнений.

Демонстрация работы симулятора

На базе En-ROADS можно создавать сценарии, в которых основное внимание уделяется тому, как изменения налогов, экономического роста, энергоэффективности, технологических инновациях, цен на выбросы углерода, структуры топливно-энергетического комплекса и других факторах влияют на глобальные выбросы парниковых газов и температуру. Например, мы выдвигаем гипотезу о том, что сокращение добычи угля приведет к снижению глобальной температуры. Затем мы проверяем этот сценарий на симуляторе. Он показывает, насколько наше предположение верно.

Изначально участникам предлагается базовый сценарий, при котором глобальное повышение температуры достигнет 3,6°C к концу XXI века, если оставить все как есть и не предпринимать никаких дополнительных действий по борьбе с изменением климата. Участники игры с помощью симулятора могут проверить, как любая комбинация из разнообразных действий влияет на выбросы, экономику и температуру.

Скриншот базовой модели
Скриншот базовой модели

Интерфейс симулятора выглядит как пульт управления, где можно передвигать ползунки, ответственные за определенную сферу, всего их 18 штук: электрификация транспорта, добыча полезных ископаемых, «зеленые» технологии, экономический рост и так далее. Изначально модель выставляет данные на позиции status quo, отражая реальное положение на текущий момент. Например, углеродный налог изначально стоит на позиции «0», так как не во всем мире введена плата за выбросы парниковых газов.

Затем участники игры предлагают свои решения, которые, по их мнению, могут привести к снижению глобальной температуры. Вводятся данные — симулятор сразу показывает, что произойдет с температурой к 2100 году, если весь мир будет придерживаться данной стратегии. Например, установим на выбросы углеродный налог для всех стран в размере $50 с 2025 года. По итогу к 2100 температура снизится на 0,4°C. Также графики показывают, как изменится выработка традиционной энергии и сократится эмиссия парниковых газов.

Симулятор En-ROADS используют политики, бизнесмены, студенты и многие другие. В климатических играх участвуют члены Конгресса США, офис Генерального секретаря ООН, профессора университетом по всему миру и представители крупнейших банков.

Фото:Maridav / Shutterstock
Зеленая экономика Десять сервисов для слежения за экологическими проблемами планеты

Как проходит игра

В Москве агентство Living Lab Russia&CIS на базе Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинка») в апреле 2021 года очно провело Climate Action Simulation, чтобы показать всем желающим, как вырабатываются решения по климату.

Climate Action Simulation представляет собой интерактивную ролевую игру, где участники делятся на шесть команд: традиционная энергетика, климатические активисты, представители мировых правительств, чистые технологии, сельское хозяйство и промышленность. Игрокам необходимо выработать единый план по ограничению глобального потепления.

Представители индустрий получают сценарии, которых им надо придерживаться. Например, сектор традиционной энергетики должен всеми силами не допустить введения углеродного налога выше $25 за 1 т. Представители сельского хозяйства не могут позволить, чтобы сокращались пашни, а сельхоз земли использовались под высадку деревьев, иначе их бизнес станет нерентабельным.

Игра состоит из двух основных раундов. В первом каждый сектор предлагает свое решение. Выходит так, что решения одной индустрии затрагивают интересы другой. Представителям чистых технологий выгодно сократить добычу полезных ископаемых, так как будут развиваться возобновляемые источники энергии, но это ударит по угольным и нефтегазовым компаниям. Поэтому во втором раунде представители индустрий должны вести переговоры и найти решение, которое устраивало бы всех. Ведущие добавили еще третий раунд, чтобы продолжить переговоры и прийти к совместному решению.

В итоге участники добились значительного результата — повышение температуры на 1,7°C к 2100 году, при базовом сценарии в 3,6°C. Таким образом игроки смогли выполнить Парижское соглашение. В первую очередь этому способствовали решения по внедрению технологий по улавливанию углерода, энергоэффективность зданий и промышленности, электрификация производства и транспорта, а также налог на углерод. Спустя полгода аналогичные решения приводят к повышению температуры уже на 2°C.

Скриншот итоговой игры
Скриншот итоговой игры

Выводы, к которым пришли участники:

  • Ни одно решение не может дать желаемого результата, необходим комплекс мер.
  • Все зависит друг от друга. Каждое действие влечет за собой изменения во многих областях жизни общества.
  • Даже если мы засадим все свободные земли лесами, то к концу века температура снизится незначительно.
  • Самые действенные способы не допустить повышение температуры — сокращение прямых выбросов и захват углерода.

«Важный урок, который не показан в модели наглядно, но мы стараемся его проговорить, что каждое действие — это не просто потенциальное снижение температуры. У каждого действия есть последствия, например, как цена на энергию скажется на бедных странах, либо на бедном населении богатых стран», — говорит Анастасия Лаукканен.

Разработчики игры преследовали цель позволить участникам получить представления о факторах, которые влияют на изменение климата и какие решения можно предпринять, чтобы остановить рост глобальной температуры. По мнению создателей Climate Action Simulation, люди больше вовлекаются в проблему изменения климата именно через игру, чем через обычную лекцию.

Как попробовать сыграть в климатическую игру самостоятельно?

  • Попробовать скачать интерактивную мобильную игру Keep Cool, создав собственную команду или присоединившись к существующей, если знаете код-приглашение.
  • Можно использовать материалы и учебные пособия Climate Interactive и самостоятельно организовать мероприятие EN-ROADS.
Обновлено 16.02.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть