Гости выпуска:
Артем Герасименко — урбанист и автор Telegram-канала «Здоровые города».
Алексей Леонов — генеральный директор Энел Икс Рус.
Ведущая подкаста — Анастасия Чижевская — консультант в области устойчивого развития и блогер.
Таймлайн беседы
00:42-1:37 — Как транспорт влияет на экологичность города
1:37-5:34 — Электромобиль: история и причины популярности
5:34-12:33 — Идеальный город будущего: останется ли транспорт
12:33-15:11 — Роль государства в зарядной инфраструктуре
15:11-24:36 — Экологичность электромобилей
24:36-34:09 — Города будущего: сохранят ли автомобили свою популярность
34:09-37:58 — Радикальные привычки в пользу экологии
Первый электрический транспорт создали еще в 1842 году, быстрее обычного такие машины развивали скорость до 100 км/ч. Уже в конце XIX века в Петербурге инженер Ипполит Романов создал один из первых русских электромобилей. Тем не менее экономические факторы подтолкнули человечество перейти на двигатель внутреннего сгорания (ДВС), и только сегодня общество всерьез решило вернуться к более экологичному варианту.
Как транспорт влияет на экологичность города
Более 100 тыс. смертей в год в России происходят из-за загрязнения воздуха (около 5–7% общей смертности). Необходимы радикальные изменения в секторе транспорта, предполагающие снижение количества автомобилей с ДВС и перевод остальных на более высокие экологические стандарты для максимального сокращения выбросов.
Артем: «Главный аргумент для перехода к электрическому транспорту и снижению количества автомобилей — это тот факт, что примерно 80% вредных выбросов в атмосферу являются результатом работы ДВС. Этой цифры достаточно, чтобы понять степень влияния транспорта на природу».
По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в 2020 году в России насчитывалось около 6,3 тыс. электромобилей — что составляет лишь 0,014% от общего парка легковых машин в стране.
Самые популярные модели электромобилей среди россиян: Nissan Leaf, Tesla (Model S, Model X и Model 3), Mitsubishi i-MiEV, Jaguar I-Pace, LADA Ellada, Renault Twizy, BMW i3, Hyundai Ioniq и Peugeot Ion.
Алексей: «Старт с нуля требует большого географического покрытия: у любого владельца электромобиля есть потребность зарядиться в 10-15 минутах. Нужно поставить определенное количество зарядных станций, а потом ждать, когда рынок насытится. Этот период займет около пяти лет, и тут нужна будет поддержка государства. Нужно также развивать экосистему партнерства: для производителей шоколада и кофе будет полезно размещение на АЗС, а отели смогут привлекать большее количество гостей, устанавливая зарядные станции у себя».
Прокат электромобилей
Артем: «Мобильность и транспортная функция все больше перетекают в сервисную модель. Передвижение из точки А в точку Б не обязательно должно быть связано с индивидуальным средством мобильности: самокат, велосипед, автомобиль. Чаще всего люди прибегают именно к сервису: общественный транспорт, такси, каршеринг. Сам сервис становится более экологичным, переходит на электричество и становится менее объемным».
У BMW (Drive Now) и Renault (Mobilize) уже есть собственные сервисы каршеринга, в парке которых инновационные модели электромобилей. Это удобная программа для компаний — пользователи могут тестировать новые экологичные модели и в дальнейшем на них переходить.
В России электромобили есть у операторов: «Яндекс.Драйв», YouDrive, MORELECTRIC.
Алексей: «У нас есть несколько электромобилей у некоторых операторов каршеринга, но пока готовности перейти на них полностью нет. Основная причина — экономическая. В России лишь несколько марок продают электромобили, и как правило это премиальные бренды. Но мы видим, что в ближайшие два-три года начнется локальное производство в бюджетном сегменте. В Европе средняя разница в стоимости электромобилей и аналога с ДВС €10 тыс. для обычного, и €15 тыс. для премиального классов. Конечно, за рубежом есть субсидии, но у нас их нет, поэтому дельта стоимости в России будет намного больше. Мы надеемся на удешевление электрокаров с годами, на продажу б/у из-за рубежа и локальное производство».
Сложность утилизации батарей
Если не развивать инфраструктуру утилизации батарей в России, их будут отвозить на родину импортера — а это дополнительные выбросы углерода.
Артем: «Негативные прогнозы строятся на основе актуальных данных и не учитывают того, что производство батарей динамично развивается. Через 20 лет емкость батареи и срок жизни будет отличаться от нынешнего. Многие забывают, что в ДВС тоже есть аккумуляторные батареи, которые требуют утилизации, поэтому критика электрокаров не совсем взвешенная. Учитывая изменения срока службы, я считаю, что ситуация не так уж и плоха. Тема также идет параллельно с утилизацией зарядных элементов от электросамокатов, которых сейчас очень много. Думаю, что лет через пять придумают экологичное решение».
Алексей: «Пока существуют различные типы батарей. Вопрос их утилизации — один из ключевых в мире. Уже сейчас Евросоюз работает над обновлением пакета регуляторных правил по обращению с батареями. Там вводятся требования к производителям по проценту содержания переработанных элементов в химии, различные нормы по стандартам использования, по информированию населения. Процесс уже запущен».
Экологичны ли электромобили
По данным агентства Ricardo, при производстве одного легкового автомобиля в в атмосферу выбрасывается 5,6 т эквивалента СО2, а электромобиля — 8,8 т, почти половина из которых вызвана производством батарей.
Несмотря на это, суммарные выбросы на всех стадиях жизни электромобиля составляют около 80% от выбросов автомобиля с ДВС только в течение его эксплуатации без учета производства.
Алексей: «Все зависит от топливного баланса — сочетания различных источников топлива, благодаря которым вырабатывается электроэнергия. В среднем за свой жизненный цикл автомобиль с ДВС выбрасывает 250 г/км CO2 — из них 60% во время езды, а оставшиеся при производстве автомобиля и углеродный след от дизеля. Эксплуатация электромобиля соразмерна с ДВС, но углеродный след от аккумуляторов варьируется от 50-150 г/км CO2. Учитывая топливный баланс в России, пробег в стране примерно равен немецкому — 150 г/км — но дальше ситуация будет только улучшаться».
Как передвигаться по городу экологичнее
- небольшие расстояния лучше проходить пешком или проезжать на велосипеде — это самый экологичный вариант;
- на больших же расстояниях пользоваться общественным транспортом, отдавая предпочтение электробусам, рельсовому транспорту: трамваям, МЦД;
Если отказаться от автомобиля сложно:
- берите попутчиков — это увеличит эффективность поездки в разы;
- не прогревайте двигатель долго;
- двигайтесь с постоянной скоростью (меньше всего топлива расходуется при 60 км/ч) и переключайтесь на высокие передачи;
- выключайте двигатель при остановке на несколько минут;
- не захламляйте автомобиль;
Чтобы не пропускать новые выпуски, подписывайтесь на подкаст и слушайте нас в Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкасты», а еще в нашем телеграм-канале.
Будем рады обратной связи — пишите нам на podcasts@rbc.ru, ответы на какие вопросы вы не смогли найти и кого из экспертов хотели бы услышать у нас в подкасте.