Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как бизнесу в России стать экологичным: «Зеленый» подкаст РБК Трендов

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
В новом выпуске подкаста поговорили с представителями «ЭкоТехнологий» и Splat о роли бизнеса в осознанности общества и о том, обязаны ли компании быть экологичными, чтобы при этом оставаться экономически устойчивым

Гости выпуска:

  • Светлана Копытина — руководитель экологических проектов компании Splat.
  • Екатерина Петренко — руководитель направления по партнерскому маркетингу компании Splat.
  • Сабина Нахметова — руководитель проектов компании «ЭкоТехнологии».

Ведущая подкаста — Анастасия Чижевская — консультант в области устойчивого развития и блогер.

Таймлайн разговора

2:43 — Принципы устойчивого развития для бизнеса

8:26 — Бюджет экологических проектов: где компании берут деньги

15:22 — Маркетинговый эффект экологических акций

24:06 — Примеры проектов, которые меняют стиль потребления

29:00 — Рекомендации бизнесу, который только встает на путь устойчивого развития

32:36 — Радикальные привычки в пользу экологии

Устойчивое развитие в России

Российский рынок приходит к устойчивому развитию только сейчас. Из 300 крупнейших компаний страны только 64 открыто публикуют свою отчетность. Основные цели для ответственного бизнеса: углеродная нейтральность, улучшение качества условий труда и жизни для сотрудников, решение социальных проблем и защита окружающей среды.

Splat — российский производитель средств для ухода за полостью рта, косметики и бытовой химии — следует целям устойчивого развития. Уже восемь лет компания проводит программу углеродно-нейтрального производства и за это время высадила 45,2 га лесов в тех регионах, где окружающая среда нуждается в озеленении после бедствий: пожаров, ледяных дождей и жучков-короедов — в Иркутской, Архангельской, Волгоградской области и Удмуртской республике.

Светлана: «Мы считаем очень важным найти баланс между дальнейшим экологическим и технологическим развитием компании. Поскольку мы — производственная компания, наших покупателей волнует, насколько экологична наша фабрика. Большая часть продукции производится на собственной фабрике «Органик Фармасьютикалз» в Новгородской области.

Сейчас система менеджмента сертифицирована на соответствие ISO 14001 — сертификату экологического менеджмента. Это значит, что команда регулярно оценивает, какое влияние производственная деятельность оказывает на окружающую среду и старается убрать или минимизировать все риски. Безусловно, есть очистные сооружения сточных вод, воздушных выбросов, которые мы регулярно модернизируем. Производственные отходы собираем раздельно, почти 90% отдаем на переработку, а не вывозим на свалку».

Компания «ЭкоТехнологии» консультирует бизнес по устойчивому развитию, перерабатывает пластик на Тверском заводе вторичных полимеров и занимается экопросвещением. У проекта более 200 партнеров, 30 из которых входят список РБК-500.

«ЭкоТехнологии» за несколько лет организовали более 50 проектов по сортировке отходов и в год перерабатывают около 25 тыс. т пластика (80 млн пластиковых бутылок в месяц).

Сабина: «Мы сами перерабатываем отходы и производим свое оборудование для отрасли. Установили по всей стране около 60 мусоросортировок, более 20 тыс контейнеров. Также у нас есть сеть крупнейших фандоматов собственного производства. Мы консультируем бизнес, экологизируем мероприятия, делаем разные проекты по устойчивому развитию».

Проведения экологических акций в России

В августе 2020 компания Splat совместно с торговой сетью «Перекресток» запустила масштабную акцию по сбору и переработке зубных щеток. Контейнеры установили в каждом магазине по всей стране — всего 810 точек. Собранное вторсырье превратят в полимерпесчаную плитку, которую используют для ремонта тротуаров в малых городах России.

Екатерина: «Мы провели работу внутри, оценив все свои ресурсы, и поняли, что такую адресную программу по всей России сможем покрыть самостоятельно. Каждые две недели наша полевая команда мерчендайзеров проверяет контейнеры в магазинах «Перекресток». Мы каждую неделю этот проект обсуждаем, подводим итоги.

Фаворит по сбору зубных щеток — один из магазинов в Самаре. Самара оказалась самым экологичным городом в России. Наши ожидания от акции — 20 т собранных щеток за год, пока собрано 10% от плана. Проект продлится до конца июля 2021 года, и учитывая, что прошло уже четыре месяца с момента запуска, мы понимаем, что пока далеки от плановых показателей, поэтому с точки зрения коммуникации мы стараемся вовлекать новые аудитории. Например, сейчас мы запустили пилотный проект вместе со студентами и организацией «Зеленые вузы России».

Анастасия: «Со своей стороны отмечу, что для четырех месяцев это все же хороший показатель, ведь главное, что потребители узнали об этой акции, теперь отходы должны у них просто накопиться. Чем больше будет длиться акция, тем больший объем отходов мы получим».

Подобные акции повышают лояльность компаний и популяризируют «зеленый» бренд. Например, под руководством «ЭкоТехнологий» был реализован проект фандоматов Domestos — который получил награду Effie Awards Russia 2020 в номинации «Позитивный вклад в общество и устойчивое развитие». В магазинах «Перекрестка» и «Карусели» установили специальные фандоматы для приема пластиковой тары 1 и 2 маркировки (PET/ПЭТ, HDPE/ПНД).

Сабина: «Здесь имеется прямая связь с повышением лояльности к бренду и охватами. Ответственное потребление набирает популярность, потому, проводя экоакцию, ты становишься лидером перемен. Постепенно мы идем к тому, что не делать никакие шаги к устойчивому развитию — уже будет равняться проигрышу».

Где брать деньги на экоакции

Любая акция требует от компании больших экономических и человеческих ресурсов: от создания концепции проекта до реализации и подведения итогов. Для каждого масштабного мероприятия нужны специалисты в области логистики, коммуникации, инфраструктуры, производства, координации и так далее. Поэтому для начала нужно оценить свои силы, понять, откуда брать средства и рассказать потребителю о проблеме, которую хотите решить.

Для стимулирования бизнеса к переходу к устойчивой экономике с 2014 года действует расширенная ответственность производителя (РОП). Концепция подразумевает, что предприятие отвечает за утилизацию отходов от производства. Это освобождает компанию от уплаты экологического сбора государству.

Так, «ЭкоТехнологии» создали 13 индивидуальных программ для компаний по самостоятельной реализации РОП. Это переработка стеклянной, пластиковой, бумажной, металлической, алюминиевой тары и упаковки.

У Splat также есть проекты, реализованные в рамках РОП, которые помогают компании не только экономить на экологическом сборе, но и делать свой вклад в развитие устойчивого развития.

Светлана: «Мы очень внимательно подошли к выбору партнеров. Выбор сделали в пользу двух молодых компаний, которые работают с нами и сегодня, проекты продолжаются, это не одноразовые акции. Одна из компаний благодаря финансовой поддержке Splat смогла увеличить объемы переработки пластика в три раза.

В прошлом году они переработали 90% пластика от всего количества, что мы выпускаем со своей продукцией. Такие проекты являются для нас первым шагом к статусу Zero Waste-компании, которая перерабатывает столько же, сколько отправляет в обращение.

Отмечу, что РОП дает возможность производителям самостоятельно направлять часть бюджета на реализацию акций, проектов. И это огромный плюс, потому что здесь также могут быть задействованы различные PR-истории, пропаганду осознанности и так далее. РОП — это здорово. Весь бюджет направлен на развитие отрасли переработки».

Осознанное потребление и экономическая выгода

В пирамиде осознанного потребления (5R) переработка занимает только первую ступень. Последняя и самая основная — отказ, осознанное потребление. Поэтому возникает вопрос, как бизнес, который направлен на повышение продаж, может реализовывать этот принцип.

Светлана: «Здесь есть два аспекта. Первый — делаем ли мы что-то и стараемся ли снижать потребление наших продуктов. Я отвечу, что скорее наоборот. Наша продукция относится к продуктам первой необходимости. Мы с вами понимаем, тем более в период пандемии, как важно соблюдать гигиену полости рта, рук, тела, как важно убирать дом. От этого зависит здоровье, и наши продукты помогают заботиться о нем.

Второй аспект: думаем ли мы минимизировать упаковку — безусловно! Этот вопрос стоит на повестке дня. Мы попробовали вообще отказаться от упаковки в проекте Bio-Refill в нашей экологичной линейке BioMio».

Екатерина: «Буквально недавно наш бренд BioMio — производитель средств экологичного ухода для дома — запускает уникальный в ретейле и в России проект. Это рефил-станции товаров повседневного спроса Bio-Refill. Первые девять станций уже установлены в магазинах сети «Перекресток». Покупатель сможет приобрести многоразовую бутыль, либо же сразу прийти со своей тарой, наполнить ее одним из средств BioMio, самостоятельно распечатать ценник и оплатить на кассе. Принцип такой же, как при взвешивании овощей. Только это будет бытовая химия. Проект позволит потребителям почувствовать себя важным участником экологической миссии, сократить количество используемого пластика в упаковке и снизить объемы утилизации пластика в целом. Также он развивает культуру использования многоразовой упаковки».

Несколько советов бизнесу

  • Нужно посмотреть вокруг: на стейкхолдеров, покупателей, партнеров, госпрограммы, рынки и понять, что экоповестка сейчас существует везде. Без нее скоро невозможно будет вести открытый честный бизнес.
  • Нужно смотреть, как деятельность вашей компании действует на окружающую среду, сфокусироваться и начинать действовать: модернизировать стоки, использовать экоматериалы.
  • Смотреть на более развитые рынки Европы, учиться у них положительным примерам и анализировать ошибки.
  • Необходимо правильно оценить свои возможности, чтобы обеспечить прозрачность на всех этапах. Например, компания собирает все виды упаковки — хотя переработать может только часть. А это уже репутационный и экологический риск.
  • Подходить к вопросу нужно комплексно и профессионально. Нельзя забывать о просвещении населения. Для начала нужно рассказать о проблеме потребителю, а только потом запускать проекты.

Чтобы не пропускать новые выпуски, подписывайтесь на подкаст и слушайте нас в Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкасты», а еще в нашем телеграм-канале.

Будем рады обратной связи — пишите нам на podcasts@rbc.ru, ответы на какие вопросы вы не смогли найти и кого из экспертов хотели бы услышать у нас в подкасте.

Обновлено 30.03.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть