В «зеленом» тренде: как Казань становится первым в РФ городом без отходов

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Coca-Cola в России — один из лидеров в производстве высококачественных безалкогольных напитков. Принципы устойчивого развития интегрированы во все аспекты деятельности компании

Из 17 целей устойчивого развития, принятых ООН, ответственное потребление и производство оказалось наиболее актуальным для российского бизнеса: 16% работающих здесь компаний отдали предпочтение этой цели. Согласно опросу* бизнес-сообщества, опубликованному осенью 2019 года, самые приверженные принципам устойчивого развития — компании сектора потребительских товаров, нефтегазовой отрасли, а также игроки телеком- и ИТ-рынка. Ответственное ведение бизнеса положительно влияет на эффективность деятельности компании благодаря готовности потребителя платить за более экологичные товары и услуги.

РБК Тренды спросили у игроков разных секторов экономики, что их мотивирует вести более ответственный бизнес и как они вовлекают в этот процесс потребителей.

*Опрос «Барометр устойчивой трансформации бизнеса» провели КПМГ и Effie Russia.

Задача

Уменьшить количество твердых коммунальных отходов (ТКО) и сделать более популярным экологичный образ жизни в одном из крупнейших городов России.

Предпосылки и мотивация

По данным «Гринпис», ежегодно россияне выбрасывают более 70 млн т бытового мусора. Около 94% этих отходов в конечном итоге отправляются на мусорные полигоны и свалки, еще 2% — сжигаются, что может быть еще опаснее из-за вредных выбросов тяжелых металлов и диоксинов в воздух. До переработки сейчас доходит лишь около 4% от совокупного объема бытовых отходов.

С 2016 года в России запущена программа Coca-Cola «Разделяй с нами». Ее цель — сформировать культуру раздельного сбора отходов. В рамках этой программы Coca-Cola установила контейнеры для раздельного сбора во многих городах, очистила от мусора береговые линии водоемов и ведет образовательные программы.

С 2018 года программа «Разделяй с нами» стала частью глобальной стратегии Coca-Cola «Мир без отходов». В рамках нее Coca-Cola и президент Татарстана Рустам Минниханов в 2019 году подписали соглашение, согласно которому Казань должна стать первым в России городом без отходов, и тем самым внести значительный вклад в раздельный сбор мусора и экологическое просвещение в России.

Подготовка и первые шаги

Во время старта программы «Разделяй с нами» в школах и университетах Казани установили 116 контейнеров для раздельного сбора отходов, а во время чемпионата WorldSkills Kazan горожанам предложили поучаствовать в экоквесте и научиться экономно использовать ресурсы планеты, узнать больше о снижении своего мусорного следа, а для волонтеров и организаторов мероприятия провели тренинги по раздельному сбору отходов.

Проект «Город без отходов» стал комплексной программой, интегрирующей экологические инициативы Coca-Cola в Казани. Проект предполагает оснащение города необходимой инфраструктурой для раздельного сбора мусора, проведения просветительских мероприятий и популяризации экологичного образа жизни.

Реализация

На сегодняшний день в Казани установлено более 600 контейнеров для раздельного сбора пластиковых отходов. Они расположены по всему городу — во дворах, школах, университетах и парках.

В двух крупнейших парках города — Горкинско-Ометьевском лесу и парке Урицкого — установлено более 250 двухсекционных контейнеров для раздельного сбора мусора. Специальные красные контейнеры предназначены для пластиковых и стеклянных бутылок, пакетов Tetra Pak и алюминиевых банок. Рядом с ними стоят серые контейнеры — они для отходов, непригодных для повторного использования: остатков еды, одноразовой посуды, салфеток, медикаментов и другого мусора.

Фото: Coca-Cola
Фото: Coca-Cola

В парках установлены не только контейнеры, но мебель из переработанного сырья: беседка, скамейки, шезлонги, стулья и качели. Также по всей территории парков установлены специальные щиты с подробной информацией о различных категориях отходов и их правильной сортировке.

Фото: Coca-Cola
Фото: Coca-Cola

Кроме того, в сентябре 2020 года в Горкинско-Ометьевском лесу открылось выставочное пространство «Казань — город без отходов». С помощью интерактивных экспозиций горожанам рассказывают об устройстве идеального города без отходов, особенностях маркировки отходов, знакомят со всеми этапами переработки, а также проводят интерактивные игры и викторины.

Фото: Coca-Cola
Фото: Coca-Cola

Результат

По данным Coca-Cola, с помощью контейнеров для раздельного сбора мусора в Казани уже на сегодняшний день удалось собрать и переработать более 220 т пластиковых отходов. При этом в парках собрали суммарно более 8 т отходов, из которых на переработку отправили более 4 т отходов, пригодных для повторного использования.

Раздельный сбор отходов был интегрирован и во Всероссийскую Спартакиаду Специальной Олимпиады по зимним видам спорта, которая проходила в Казани в феврале 2021 года. На мероприятии присутствовало более 1 100 гостей, из которых каждый гость сдал на переработку в среднем три бутылки. Всего на играх было собрано почти 100 кг твердых отходов, а из переработанного эквивалента собранных пластиковых бутылок можно изготовить, например, футболки для 400 человек.

В общероссийских масштабах Сoca-Cola собрала и отправила на переработку 24% от всей потребительской упаковки, выпущенной компанией на российский рынок — суммарно это около 28 тыс. тонн.

Планы и перспективы

Coca-Cola намерена и дальше развивать в России крупномасштабные проекты, направленные на популяризацию раздельного сбора отходов, ответственного потребления и экологичного образа жизни. Представители компании отмечают, что проект «Город без отходов» может быть масштабирован на другие города России уже в ближайшем будущем.

Елена Ковалева, менеджер по устойчивому развитию и корпоративной социальной ответственности компании Coca-Cola в России:

«Проект «Город без отходов» в Казани на данный момент демонстрирует отличный результат, и мы рассматриваем его реализацию в других городах России, в том числе и в ближайшей перспективе. В дальнейшем мы планируем осуществлять сбор эквивалента отходов от всей потребительской упаковки Coca-Cola на территории Казани и других городов, где будет реализовываться проект. Также мы увеличиваем долю переработанного пластика в нашей упаковке, и уже в ближайшем будущем намерены повысить ее с 10% до 20%».

Все эти инициативы являются частью глобальной стратегии «Мир без отходов», в рамках которой Coca-Cola намерена к 2030 году обеспечить сбор и переработку каждой произведенной и проданной компанией бутылки или банки.

Обновлено 30.03.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть