Когда мы летим в отпуск, едем на автомобиле в магазин или даже смотрим фильм, сжигается ископаемое топливо. При этом выделяются углерод и другие газы, которые негативно влияют на климат. Все выбросы парниковых газов, попадающие в атмосферу из-за деятельности человека, — это так называемый углеродный след. Как мы можем его сократить?
Гость выпуска — основатель и генеральный директор компании «КарбонЛаб» Михаил Юлкин.
Ведущая подкаста — Анастасия Чижевская — консультант в области устойчивого развития и блогер.
Таймлайн беседы
0:57 — Что такое углеродный след и из чего он складывается?
2:33 — Как может обычный человек понять, из чего состоит его личный углеродный след?
3:43 — Что больше всего влияет на углеродный след?
9:07 — Как правильно компенсировать углеродный след?
15:14 — Что значит надпись «углеродно нейтральное производство» на продукте? И всегда ли производители имеют в виду одно и то же?
19:38 — Придется ли нам отказаться от авиаперелетов в будущем?
Что такое углеродный след
Человек воздействует на климат выбросом парниковых газов, которые накапливаются в атмосфере и усиливают парниковый эффект. Все мы так или иначе выделяем парниковые газы: когда едем на работу или готовим обед. Совокупность всех выбросов, на которые повлиял человек — это «углеродный след».
Михаил: Мы используем свет, электричество, тепло — все вместе это дает выброс в атмосферу CO2 и других парниковых газов, например метана. И таким образом мы воздействуем на климат Земли. Это воздействие в последнее время приобретает катастрофический характер: климат меняется очень быстро — так быстро, как никогда за всю историю планеты. И это нехорошо, потому что биологические виды не успевает приспособиться: проблема исчезновения видов, в том числе и человеческого, стоит особенно остро.
Углеродный след складывается из всей деятельности человека. Есть два главных источника — энергетика (прежде всего, сжигание ископаемого топлива) и сельское хозяйство. Это связано с особенностью пищеварения у животных и исчезновением лесов, вырубаемых под пастбища.
Как рассчитать углеродный след
Все, что мы делаем так или иначе оставляет углеродный след. Главная задача — обращать внимание на то, сколько энергии вы расходуете. Существуют специальные калькуляторы, с помощью которых можно посчитать углеродный след. Вы отвечаете на простые вопросы о вашем быте, и алгоритм высчитывает, сколько топлива вы тратите прямо или косвенно.
Например, на сайте Carbon Footprint можно узнать, сколько выбросов создает ваше домохозяйство. Если вы часто летаете — можете посчитать углеродный след ваших полетов. Также вы можете узнать о своем углеродном следе вы можете в приложении Capture и Map my emissions.
Как компенсировать углеродный след
Посадка деревьев, вопреки популярному мнению, не всегда помогает.
Можно посадить на окраине леса березу, а через неделю она погибнет от пожара или вырубки под сельскохозяйственные нужды.
Михаил: Почему-то сейчас сложилось такое мнение, что «если я вот тут что-то выбросил, то мне надо что-то такое сделать, чтобы кто-то это абсорбировал, как бы вытер тряпочкой». Дерево, которое в процессе своего роста поглощает CO2, вроде как компенсирует, нейтрализует выброс, который был связан с человеческой деятельностью. Но не любая посадка деревьев есть способ убрать углеродный след или нейтрализовать его. Часто это превращается в непонятную кампанейщину.
Гарантированный способ — это устойчивое лесопользование. Если вы просто где-то посадили дерево и потом про него забыли и бросили, то судьба его может оказаться самой разной. Посадка дерева ничего не гарантирует. Я считаю, что это, может быть, не самый лучший вариант. Наверно, это один из доступных нам способов «стереть тряпочкой» — посадить дерево. Но здесь есть масса подводных камней.
Один из них — это лесные пожары. Все-таки климат меняется, и не только из нас с вами это зависит. Меняющийся климат создает такие неприятности как волны жары, засуху и, соответственно, лесные пожары. Высаженное дерево без ухода с высокой вероятностью просто сгорит. Или его сожрет короед, который теперь с удовольствием живет в наших северных широтах. Поэтому просто посадить дерево — это не лучший способ компенсировать углеродный след. Лучший способ — это найти такие проекты, которые приводят к снижению выбросов. Это более устойчивое решение, чем высадка деревьев на обочине или на краю леса.
Даже если вы компенсировали свой углеродный след, не факт, что это сделали все остальные — особенно большая промышленность или энергетика. Чтобы компенсировать эффективно, можно поддержать проекты, связанные с возобновляемой энергетикой. В некотором смысле, это более устойчивое решение, чем просто посадка деревьев.
Но, конечно, заботу о деревьях не стоит списывать со счетов. Можно пожертвовать деньги организациям, которые высаживают их и следят за ними. Например, волонтеры Reforestaction высаживают деревья в специально отведенных для этого зонах. В России работает похожий проект «Посади лес».
Как снизить углеродный след в повседневной жизни
- Покупайте продукты местного производства.
Перевозка еды оставляет углеродный след. Чем дальше едет продукт, чем больше посредников стоит между производителем и покупателем, тем больше транспортный след.
Производство мясной продукции оставляет больший углеродный след, чем вегетарианской. Если вы все же выбираете мясную продукцию, то лучше предпочитать местную. При этом переход на вегетарианскую диету не всегда помогает: привезенные издалека фрукты или овощи оставляют даже больший углеродный след, чем местное мясо.
- Покупайте сезонные продукты.
На прилавки магазинов зимой клубника или манго попали явно из других стран. Они были доставлены самолетом, а значит, имеют большой углеродный след. Употребляйте в пищу то, что характерно для каждого сезона и не гонитесь за экзотикой.
- Контролируйте использование автомобиля.
Совсем отказаться от автомобиля и пересесть на общественный не всегда возможно. Но все же использование автомобиля можно сделать более экологичным. При выборе машины лучше отдать предпочтение маленькой, а не огромной, которая расходует много топлива. Попробуйте скооперироваться с коллегами или соседями — экологичнее ездить вместе, а не поодиночке. Лучше иметь в семье один автомобиль, а не два. Если живете в крупном городе, можно освоить каршеринг.
Анастасия: Если говорить о личном автомобиле, я сама отказалась от него недавно. Мы продали обе машины — и мою, и мужа — и сейчас пользуемся каршерингом, такси и общественным транспортом. И тратим, как выяснилось, меньше денег. Во многих крупных городах уже есть каршеринг — это и Питер, и Казань, и Сочи. Куда бы я ни ездила за последнее время, везде такая опция была. Поэтому действительно можно подумать как о возможности, и может даже и применить.
Михаил: В принципе, да. По представлению довольно большого количества современных экономистов, экономика будущего — это экономика шеринга. Не так важно владеть, как иметь доступ к ресурсам. Это то, что все время поражало традиционных экономистов: как это?
Оказалось, что иметь, владеть — это то, что заставляет людей работать, зарабатывать, потому что можно купить дом, машину, вторую машину, остров, наконец. А сейчас выясняется, что это не так важно.
Современное поколение выбирает скорее доступность ресурса, возможность им пользоваться независимо то того, принадлежит он тебе или нет и не сильно гонится за желанием владеть. В принципе, это предвидел еще Джон Леннон, который говорил про No Possesions. Это как раз про это.
Анастасия: Да, и про выбор большей свободы.
- Оставайтесь дома, если ехать куда-то необязательно.
Пользуйтесь транспортом, только если вам действительно нужно ехать — многие вещи теперь можно делать из дома. Кроме того, можно нанять или попросить кого-то, кто приедет в нужное место за вас.
Михаил: Нынешняя жизнь, стесненная обстоятельствами пандемии, показала, что не обязательно нужно ехать куда-то. Я понимаю, что есть надобность куда-то ехать, например, с инспекцией, чтобы увидеть объект. Бывали случаи, когда мне звонили коллеги из-за рубежа и говорили: «Нам надо поехать в Оренбуржье. У нас там проект по сокращению выбросов. Мы верификаторы и мы не можем ничего про него написать, пока мы не посетим этот объект и не видим воочию». Да, это ситуация, которая требует поездки. Но не обязательно, как выяснилось, ехать для этого из Германии в Россию. Можно найти в России квалифицированных людей, которые поедут и будут вашими руками и глазами: посмотрят, сфотографируют, напишут отчет, и все это онлайн. И, в принципе, так можно все увидеть все, как будто поехал сам. Это требует чуть больше доверия и технологичности, но современность уже позволяет это делать.
Если все же нужно где-то присутствовать лично, можно подойти к этому вопросу более осознанно — например, использовать онлайн-технологии или развивать партнерские связи.
Чтобы не пропускать новые выпуски, подписывайтесь на подкаст и слушайте нас в Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкасты», а еще в нашем телеграм-канале.
Будем рады обратной связи — пишите нам на podcasts@rbc.ru, ответы на какие вопросы вы не смогли найти и кого из экспертов хотели бы услышать у нас в подкасте.