Как российскому бизнесу заработать на энергетическом повороте в Европе

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива
К 2050 году Евросоюз собирается стать климатически нейтральным и отказаться от углеродов. Чтобы зарабатывать в будущем, российским поставщикам нефти и газа нужно создавать собственные цепочки добавленной стоимости

Об эксперте: Флориан Виллерсхаузен, директор Creon Capital, управляющей компании люксембургского фонда Creon Energy Fund, инвестирующего в проекты «зеленых» технологий, возобновляемой энергетики и логистики. Фонд входит в структуру CREON Group, стратегического консультанта по переводу бизнесов на рельсы устойчивого развития с учетом факторов ESG.

Даже самым мощным, стабильным и уверенным в себе компаниям полезно наблюдать за конкурентами. А российским экспортерам углеродов не помешает приглядеться, например, к нефтяному гиганту Royal Dutch Shell. Компания очень активно вкладывает средства в синтетическое топливо и смазочные материалы, возобновляемые источники энергии (ВИЭ), а с недавних пор и в производство водорода.

Еще в текущем году Shell планирует запустить завод по производству «зеленого» водорода в Германии — целиком вырабатываемого за счет ВИЭ. Завод должен будет поставлять 1,3 тыс. т в год для немецкого НПЗ в Весселинге. Но эти планы — всего лишь прелюдия к еще более амбициозному проекту в нидерландском Эмсхавене, где Shell, газовый оператор Gasunie и оператор порта Гронинген собираются строить водородную установку мощностью 10 ГВт. Для сравнения: 1 ГВт — это мощность одного энергоблока современной АЭС, которой хватает, чтобы обеспечить электричеством около 12 тыс. домохозяйств. Установка в Эмсхавене сможет производить до 800 тыс. т «зеленого» водорода ежегодно, а гигантские энергопотребности для его производства должны целиком обеспечивать офшорные ветряные парки, которые также предстоит построить.

Фото:РБК Тренды
Зеленая экономика Рассвет водородной энергетики: дайджест эко-номики № 22

Разумеется, пока рано хоронить «классические» углероды — нефть и газ. Спрос на эти энергоносители будет сохраняться еще десятки лет. Однако расти такими темпами, как раньше, их рынок уже точно не будет. Вместо этого конкуренция на рынке энергоносителей — в первую очередь, с ВИЭ — будет усиливаться в геометрической прогрессии, а спрос на углероды постепенно снижаться.

Пока что водород получают путем паровой конверсии (или риформинга) из легких углеводородов, в первую очередь — из того же природного газа, который европейцы закупают в России. Однако при сохранении тренда на ВИЭ европейцы скоро начнут производить и даже экспортировать «зеленый» водород сами, а Россия как поставщик углеродного сырья начнет неизбежно терять доли рынка. И этот процесс ускорится, как только ЕС начнет переводить с дизеля на «зеленый» водород уличный, коммерческий и железнодорожный транспорт. И эти планы уже претворяются в жизнь.

От поставщиков сырья — к поставщикам добавленной стоимости

Для российских энергоконцернов ситуация складывается пока не очень критично, а планы по внедрению СО2-нейтральной экономики в Европе пока поддаются корректировке. Например, скорость внедрения ВИЭ-решений в энергетику зависит от нескольких факторов: поддержки инвестиций, доступности технологий и сырья, спроса на рынке. Производство «зеленого» водорода на базе ВИЭ — прекрасный кейс: его положительно воспринимает общество, его готовы поддерживать государства и инвесторы, и он действительно «зеленый». Однако нужные для «зеленого» электролиза технологии очень дороги, а электричество, получаемое при помощи ветряков, необходимо и для других не менее энергоемких решений — например, подзарядки электрокаров, которых в европейских городах становится все больше. Все эти факторы открывают шансы российским энергокомпаниям, чтобы поучаствовать в создании новых цепочек добавленной стоимости — причем не только в России, но и в Европе.

Фото:Владислав Шатило / РБК
Зеленая экономика Анатолий Чубайс — о потенциале зеленой энергетики в России

Стратегически российским компаниям было бы самое время предложить более чистые альтернативы: например, производства для промышленных нужд «зеленого» водорода на базе российского природного газа. Химконцерны BASF и три немецких НПЗ с участием «Роснефти» широко применяют «серый» водород, который производится из метана с выделением СО2. Улавливание или сохранение углерода в процессе производства технически возможны. А при наличии долгосрочных контрактов с промышленностью и с инвестициями в соответствующие технологии «Роснефть» получила бы возможность реализовывать проекты по производству «зеленого» водорода, которые европейцы поддерживают «на ура».

В конце концов, роль России может оказаться ключевой в формировании энергетической политики ЕС в более предметном русле. Как это работает на практике, демонстрирует российский производитель сжиженного природного газа (СПГ) «Новатэк». Компания вложилась не только в строительство разгрузочного терминала СПГ в немецком Ростоке, но и в сопряженную с ним сеть АЗС для грузовиков. Стратегически это очень дальновидный шаг. Дизельные грузовики недавно были выдворены за пределы европейских городских центров из-за вредных аэрозольных загрязнений, в то время как выбросы СО2 от СПГ в качестве топлива для грузового транспорта на 20% ниже, а выбросы NOx (оксида азота) практически равны нулю. Благодаря снижающейся стоимости СПГ и постепенному развитию инфраструктуры АЗС, грузовые двигатели на СПГ становятся все более привлекательны не только экологически, но и целесообразны экономически.

Фото:Yogendra Singh / Unsplash
Зеленая экономика WWF назвал самые экологически открытые евразийские нефтегазовые компании

Развивая долгосрочный СПГ-бизнес в Европе, Новатэк наглядно продемонстрировал, как создавать цепочку добавленной стоимости на базе инновационных идей и зарабатывать на ней. В основе этой концепции лежит простая идея, что российским компаниям пора бы отказываться от модели поставок сырья, которое европейцы так или иначе купят из-за отсутствия альтернатив.

Новая реальность рынка энергоносителей актуальна не только для Германии, но и для других рынков ЕС — в том числе, для Италии, где Creon Capital будет развивать энергетический кластер в тосканском порту Пьомбино. На фоне роста потребностей итальянского рынка в водороде и СПГ этот кластер позволит развивать новые российские энергетические проекты в Европе. Ведь главным «экспортным шлягером» России по-прежнему остается газ — по крайней мере до тех пор, пока он востребован в качестве энергоносителя.


Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 22.09.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть