Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Мир вокруг нас: экологическое образование в школах разных стран

Экологическая грамотность и ответственное отношение к природе — важные компетенции современного человека. О том, как привить их детям в школе, рассказывает эксперт Института образования НИУ ВШЭ Мария Добрякова

Об эксперте: Мария Добрякова, эксперт Института образования НИУ ВШЭ.

По подсчетам ЮНЕСКО, 73% стран так или иначе затрагивают вопросы устойчивого развития в образовании, 55% используют в своих учебных программах термин «экология» (ecology) и 47% — «экологическое образование» (environmental education).

Мировой опыт

В Австралии «устойчивое развитие» — одна из трех междисциплинарных тем всей учебной программы. Она раскрывается через три ключевых понятия — система, мировоззрение, будущее. Тема устойчивого развития обсуждается при изучении английского языка, математики, естественных наук, социальных и гуманитарных наук, искусства, технологий, иностранных языков, на занятиях физической культурой и в ходе профориентации.

В Шотландии экологическое образование построено на взаимодействии школы как единого коллектива и местного сообщества. Это позволяет ученикам понять тесные взаимосвязи между окружающей средой, обществом, экономикой, вопросами социального неравенства. В образовательном процессе участвуют все учителя и руководители школ, экологическая ответственность поддерживается школьной культурой и физической средой (здание, окружающая территория, правила поведения). Ежедневно часть занятий проходит в непосредственном контакте с природой (outdoor learning).

В провинции Онтарио (Канада) также подчеркивают важность обучения в контакте с природой. Образовательные площадки на природе предусмотрены для решения открытых задач и проектной деятельности. Экологическая тематика включена в школьные предметы: основы бизнеса, искусство, Канада и мир, иностранные языки, компьютерные науки, английский язык и французский языки, физическая культура, математика, естественные науки, социальные и гуманитарные науки, технологии, профориентация.

В Финляндии нет четких предписаний, как именно школы должны заниматься экологическим образованием, но все образовательные учреждения так или иначе включают в свою программу экологическую тематику. Часто это проектная работа, ориентированная на практические навыки и повседневную ответственность.

В Индии несколько лет назад все школьные учебники для всех уровней обучения были пересмотрены, чтобы включить в них экологическую тематику.

Напротив, в Великобритании после образовательной реформы 2014 года экологическое образование в явном виде не представлено в учебных программах и формально не упоминается в качестве «междисциплинарной темы», как это было прежде.

В России включение экологического образования в школьную программу находится в начальной стадии и в большей степени декларативно. Одни эксперты высказываются за отдельный предмет, другие — за бесшовную интеграцию в учебную программу. Практического подхода для формирования экологических установок российская школа не предлагает.

Эко-специальности будущего: как стать профессиональным защитником планеты

Что такое экологическое образование в школе?

«Экология» как фундаментальная наука и «охрана окружающей среды» как прикладная область знаний — это разные вещи. В докладе Высшей школы экономики «Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности» экологическая грамотность определена как знания о состоянии окружающей среды. А экологически ответственное поведение — это компетенция — набор навыков для решения конкретных задач в той сфере. Важно: речь идет о действиях, основанных на самостоятельных решениях, а не внешнем принуждении.

Экологические задачи отличает высокая степень неопределенности и множество сопряженных факторов, они часто заключают в себе противоречие между экономической рациональностью и устойчивым развитием и имеют отложенные результаты. Но главная их сложность связана с необходимостью практических действий на индивидуальном и коллективном уровне. Поэтому экологически ответственное поведение теснейшим образом связано с мотивацией и конкретными действиями («action competency»).

Экологические компетенции основываются на знаниях. Их спектр разворачивается в плоскости отношений «человек — природа»: как строились эти отношения в прошлом, в настоящем и будут строиться в будущем. Это знания из области естественных, социальных и гуманитарных наук.

«Образование по вопросам окружающей среды должно придерживаться целостного подхода, который предполагает рассмотрение экологических, социальных, культурных и других аспектов конкретных проблем. Поэтому ему присуща междисциплинарность» (UNESCO, 1977)

Естественные науки: понимание биологических и физических процессов состояния окружающей среды.

Гуманитарные и социальные науки:

  • культурные традиции;
  • сущность человека (человек — часть природы, но в отличие от других живых организмов способен прогнозировать будущее и принимать ответственные рациональные решения);
  • конфликт интересов по поводу природных ресурсов;
  • конфликт между экономической выгодой в краткосрочной перспективе и экологическим балансом в долгосрочной;
  • моральный выбор: что правильно и что неправильно (что хорошо, что плохо) в кратко- и долгосрочной перспективе;
  • эстетическое понимание красоты природы и биологического разнообразия, не только утилитарное понимание возможностей использования природных ресурсов.

Фактически, плоскость анализа превращается из двусторонней «человек — природа» в трехстороннюю: «человек — человек — природа».

Экологическое образование — не отдельный предмет

Есть три основных подхода к включению экологических аспектов в школьное образование. В декларации Межправительственной конференции ЮНЕСКО по вопросам окружающей среды 1977 года выделяются следующие возможные решения:

  • включение в каждый изучаемый предмет необходимого аспекта проблемы окружающей среды;
  • работа в междисциплинарных группах;
  • изучение конкретных проблем, которые могут наблюдать учащиеся и учителя.

Эти рекомендации 40-летней давности не утратили актуальности и сегодня. Более того, по-прежнему существует дефицит эффективных подходов — междисциплинарных, креативных, мотивирующих и требующих активного участия.

Наиболее эффективные методы обучения:

  • строятся в большей степени на эксперименте, чем на пассивном получении информации от преподавателя;
  • поощряют индивидуальный вклад и вовлеченность каждого ученика, одновременно поддерживая его умения работать в команде;
  • разбирают фундаментальные понятия на глубоком уровне (запоминать не множество разрозненных фактов и теорий из разных дисциплин, а соединять их в целостные «большие идеи», позволяющие интерпретировать различные данные).

Такие принципы заложены в трех современных образовательных подходах:

  1. обучение через овладение понятиями и принципами (concept-based learning);
  2. исследование (inquiry-based learning);
  3. проект (project-based learning).

Важно подчеркнуть, что они не являются альтернативными друг другу. Напротив, в идеальном случае они органично сплетены в одну цельную модель обучения.

«Нужна революция в обучении»: что говорили в Давосе о будущем профессий Фото: luis alfa100 / Flickr

Обучение через овладение понятиями фокусируется на понимании крупных принципов и идей, которые помогают организовывать информацию. Понятие «устойчивое развитие» служит большой идеей, которая определяет то, как мы воспринимаем последствия каких-либо действий для будущего. В хорошей учебной программе «большая идея» разворачивается постепенно, по годам.

«Большие идеи» опираются на «переломные понятия», которые меняют представление о каком-либо явлении или предмете, могут быть неудобны и их может быть трудно понять. Если ученик усвоил такое понятие, он уже не может вернуться в состояние, когда он его не понимал.

«Большие идеи» в экологическом образовании:

  • все организмы, места, системы постоянно меняются;
  • каждый человек может повлиять на изменение самого себя, своего сообщества, большой системы;
  • каждое сообщество сочетает аспекты экономических, социальных и природных систем;
  • каждый организм/система проходит несколько различных стадий развития;
  • системы функционируют за счет разнообразия;
  • важно состояние равновесия, баланса, в том числе между природными и социально-экономическими потребностями;
  • природные ресурсы необходимо делить между всеми, кто в них нуждается;
  • все живые существа связаны друг с другом;
  • действия могут иметь отложенный эффект;
  • возможности каждой системы ограничены пределом.

Обучение через исследование — стимулирование и удовлетворение познавательного интереса ученика через активное вовлечение. Оно обычно организуется как цикл или спираль: формулировка вопроса, изучение ситуации, поиск решения, осмысление и обсуждение результатов.

Примеры исследовательских вопросов:

  • Как ценности прошлого влияли на поведение людей, социальное устройство и изменения окружающей среды?
  • Как ценности и поведение в отношении окружающей среды различаются в разных культурах и какие это имеет последствия?
  • Как конфликтующие ценности влияют на экологическое поведение отдельных людей?
  • Каким образом индивидуальные и коллективные решения влияют на изменение окружающей среды?
  • Какой смысл мы вкладываем в слова «окружающая среда», «природа», «дикая природа», «здоровье», «справедливость»?

Проектное обучение помогает разбираться в реальных сложных вопросах, не имеющих однозначного решения, и учит работать в команде. Тема проекта связана с учебной программой и часто междисциплинарна, при этом сфокусирована на ключевом вопросе — тщательно продуманном и не имеющем однозначного решения.

Проект формирует навыки коммуникации, критическое мышление и самоорганизацию. Проектное обучение может предлагаться на базе школы и в секторе дополнительного образования.

Елена Калитова, директор по маркетингу сервиса эффективного управления отходами Ubirator:

«В российских школах предмет экология изучается только в 10-11 классах, причем не во всех и чаще всего не является обязательным. У детей нет возможности получить представление о масштабах мусорной проблемы, за исключением тех ребят, у кого экологический образ жизни практикуется в семье. Остальные школьники вряд ли задумываются о том, куда девается мусор, который они выкидывают, и они не знают о том, что почти весь пластик, который они выбрасывали в течение жизни до сих пор где-то лежит и останется там еще долго.

Помимо обязательного школьного образования существуют различные активные сообщества, например, Российское движение школьников, в рамках которых действуют экологические проекты. Но участниками таких сообществ становятся в основном очень активные ребята. На наш взгляд, в экообразовании не хватает простых и понятных игровых механик, которые могли бы вовлечь больше школьников и помочь им в осознании экологических задач, которые стоят перед нами сейчас.

Так, команда Ubirator создала экологическую онлайн-олимпиаду для школьников со всей России. Принять участие могут ученики из любого города, олимпиада состоит из 2 туров — онлайн-теста по экологии и творческого задания тему сохранения окружающей среды. Победители получают призы — iPhone и другие гаджеты (ценная награда для школьников!) За прошедшие осень и весну в олимпиаде поучаствовали более 11 тыс. ребят».

Статья подготовлена по материалам доклада Высшей школы экономики «Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности».


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Следующий материал: