Новый экологический вектор
Спор между производителями органической и химической косметики в свое время не привел ни к чему. Первые утверждали, что натуральные формулы кремов, шампуней и гелей для душа могут быть весьма эффективными, вторые — что полезные вещества условного подорожника могут проникнуть сквозь естественный барьер кожи без помощи транспортных молекул и благотворно влиять на процессы, происходящие внутри.
Тем временем сегодня ответственного потребителя интересует не только влияние косметических формул на организм, но и то, как косметические средства и их производство воздействуют на окружающую среду. По оценкам спикеров Всемирного экономического форума 2019 года, человечество ежегодно производит более 300 млн т пластика, из которого около 8 млн т попадает в океаны. При этом более 95% всех ПЭТ-упаковок используется только один раз, лишь 2% пластика в мире перерабатывается. Косметическая индустрия вместе с модной по вредному воздействию на планету идут сразу после нефтяной промышленности, а учитывая, что подавляющее большинство косметических средств упаковано в пластик, популярный сегодня тренд на устойчивое развитие (sustainability) невозможен без их ответственного потребления. За исключением средств декоративной косметики, eco-friendly средства можно найти практически в любой категории и в любом ценовом сегменте. Однако по объему используемого пластика они занимают не более 10% косметического рынка.
К тренду прислушались даже люксовые производители косметики. Так, парфюмерный дом Mugler выступил с инициативой #ЯЗаРефилинг. Марка предложила покупателю рефилинг — наполнение использованных флаконов с помощью сервиса Mugler Source. Повторное использование емкости позволяет сэкономить до 40% от стоимости аромата в зависимости от ее размера. Очевидна двойная выгода — экономическая и экологическая. Причем флакон можно наполнять бесчисленное множество раз. Сегодня 15% торгового оборота бренда составляют продажи ароматов по программе Mugler Source.
«Зеленые» косметические инициативы в России
Для российского потребителя тема осознанности в использовании пластика достаточно новая, некоторые бренды разворачивают локальные кампании для привлечения внимания к проблеме его излишнего употребления в повседневной жизни и необходимости переработки. Например, в сентябре бренд по уходу за волосами Kevin.Murphy превратит свои ключевые салоны красоты по всей России в точки сбора использованных пластиковых банок и флаконов из-под собственной продукции. Каждый может принести пустой пластик в салон и получить «письмо счастья» с личной благодарностью от Кевина Мёрфи, основателя компании. С августа ключевой точкой сбора использованных флаконов стал магазин Authentica Love на «Арме». Марка также обещает, что к концу 2020 года вся упаковка продуктов с логотипом Kevin.Murphy будет производиться из пластика, добытого в океане. Продажи продуктов в обновленной упаковке уже стартовали.
Российскую кампанию запустила и марка L’Oréal Professionnel — поп-ап Source Essentielle x Botanea на территории городского пространства «Хлебозавод № 9». Это первая остановка так называемого зеленого фургона, который марка планирует отправлять в путешествие по разным площадкам Москвы и другим городам. Во время акции покупатели могли приобрести продукцию L’Oréal Professionnel, сдать пустые флаконы от шампуней и средств для ухода за волосами. Сданный пластик отсортируют и пустят на переработку.
Шаг навстречу ответственному потреблению в середине 2019 года сделал бренд Head & Shoulders. Он объявил о старте продаж в России шампуня в новой упаковке, которая на 20% состоит из пластика, собранного на пляжах атлантического побережья, и полностью пригодна для переработки.
С экологической инициативой также выступила марка Garnier, объявив о глобальной стратегии развития в отношении пластика, согласно которой вся продукция ее производства будет продаваться в упаковке, пригодной для повторной переработки. В данный момент марка активно работает над глобальным проектом по очистке островов от пластика совместно с некоммерческой корпорацией Ocean Conservancy, помогающей защитить диких животных в океане и сохранить разнообразие экосистем.
В защиту океанов и лесов
Забота об экологии водоемов может проявляться не только в контроле за производством и сбором пластика. Ежедневно в Мировой океан окунаются миллионы пользующихся солнцезащитными кремами, спреями и лосьонами, и далеко не все эти средства состоят из экологически чистых ингредиентов. Например, марка Biotherm запустила программу Water Lovers, в рамках которой создает экологичные упаковки и стремится уменьшить негативное влияние смываемых косметических средств на водную среду. Семь лет исследований потребовалось марке, чтобы создать платформу Ocean 5 для тестирования воздействия средств на окружающую среду. Она позволяет изучить свойства каждой формулы в пресной и морской воде. Методика была разработана совместно с Научным центром Монако (CSM) и теперь используется для оценки влияния солнцезащитных средств на кораллы. Благодаря этой технологии все солнцезащитные фильтры, используемые в продуктах серии Water Lovers, не наносят вреда кораллам.
Марки, далекие от проблем Мирового океана, нередко заботятся о лесах. Например, французский бренд Caudalie разливает свой хит продаж — масло для ухода за кожей тела, лица и волосами Divine Oil в стеклянные флаконы с крышкой из дубовой древесины, происходящей из обновляемых лесов и сертифицированной по программе признания схем лесной сертификации (PEFC). За каждый проданный флакон этого средства марка обязуется посадить одно дерево в Амазонии.
А испанский бренд Naobay, производящий экологически чистые средства (подтверждено сертификатом Ecocert), сотрудничает с Лесным попечительским советом — международной некоммерческой организацией, в которой представлены отраслевые компании из многих стран мира, в том числе из России.
Полную версию статьи читайте на «РБК Стиль».