В пределах погрешности
Сравнительно невысокие показатели негативного воздействия на природу объясняются экологичностью железнодорожных перевозок. Из 85,6 тыс. км эксплуатационной длины железных дорог России более половины (или 43,8 тыс. км) электрифицированы. При этом на электрической тяге перевозится более 86% грузов и около 85% пассажиров.
Сейчас, по данным российских экологов, наибольший общий вред окружающей среде наносят автомобили. На втором, третьем и четвертом местах — воздушный, трубопроводный и водный транспорт. Железнодорожники несут ответственность за минимальное количество неэкологичных выбросов.
Нагляднее такая статистика выглядит в пересчете на перевозку одного пассажира из Санкт-Петербурга в Москву. К примеру, в случае с поездом при таком подсчете выбросы углекислого газа (СО2) в атмосферу в среднем составят 30,9 кг, автобусом — 69,3 кг, самолетом — 106,3 кг, легковым автомобилем — 114,1 кг. Таковы данные Минприроды РФ.
Аналогичная ситуация и за рубежом. По данным Международного энергетического агентства и Международного союза железных дорог, в Европе выбросы СО2железнодорожными составами соответствуют 1,8% от общего объема выбросов углекислого газа после переработки топлива.
Деньги и вторсырье
Расходы РЖД на природоохранные мероприятия в 2018 году превысили 8,5 млрд руб., из которых 5,2 млрд руб. — инвестиции в конкретные проекты. Это позволило сократить выбросы вредных веществ в атмосферу на 4,3%, уменьшить сбросы загрязненных сточных вод на 11%, ликвидировать 12 объектов накопленного экологического ущерба, например на складах нефтепродуктов и ремонтных мастерских в депо, избавив объекты от отработанных мазута и солярки до смертельно опасных химических соединений.
«Компания стремится привести подобные объекты в первозданное природное состояние. Увы, но технологии переработки вредных веществ, например фенола, пока несовершенны. Для качественной рекультивации часто необходимы годы, к тому же многие загрязненные объекты находятся вблизи крупных городов, что является дополнительным стимулом к развитию и внедрению эко-технологий и бережному использованию ресурсов», — говорит заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев.
ОАО «РЖД» всегда поддерживало инициативы, связанные с природоохраной, экологическим образованием и просветительской деятельностью
на этой почве.
Сергей Кобзев, заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «РЖД»:
ОАО «РЖД» всегда поддерживало инициативы, связанные с природоохраной, экологическим образованием и просветительской деятельностью
на этой почве.
Это естественный процесс, не требующий дополнительных стимулов со стороны государства. В первую очередь он базируется на человеческих ценностях наших сотрудников, которых, если считать с ветеранами и членами семей, сегодня около 5 млн. Любой здравомыслящий человек хочет жить в мире с чистым воздухом, чистыми водой и землей, получать эстетическое наслаждение, глядя вокруг. В РЖД таких здравомыслящих людей подавляющее большинство.
Сегодня РЖД — это в первую очередь мощное производство, технические средства которого воздействуют на природу, нередко нанося ей вред. Несколько лет назад компания дала старт важным программам, чтобы снизить количество выбросов вредных веществ. В частности, в энергетической стратегии холдинга РЖД, по которой сокращается потребление угля, мазута, дров, увеличивается доля подвижного состава на электрической тяге. Сегодня Россия занимает второе место в мире (после Китая) по протяженности электрифицированных железных дорог. В докладе Международного энергетического агентства «Будущее железных дорог» (Нью-Дели, январь 2019 г.) железные дороги России признаны самыми энергоэффективными в мире с учетом расхода энергии на один тонно-километр грузовых перевозок.
Меняя энергоносители на экологичные, мы также сделали стратегическую ставку на увеличение доли газа. Речь о газотурбовозах, первые образцы которых сейчас эксплуатируются на Свердловской железной дороге. Практика их использования показывает существенное снижение доли вредных выбросов. У РЖД уже есть опытный образец маневрового тепловоза, он работает на метане, и в настоящий момент продолжается наша совместная работа с машиностроителями над его двигателем. В следующем году мы ожидаем начала серийного производства двигателей такого типа на Коломенском тепловозостроительном заводе имени Куйбышева. Всего сейчас нами эксплуатируется порядка 6,5 тыс. тепловозов. Мы и далее будем заменять их на экологичные. К слову, сейчас полностью на электротяге — то есть без ущерба природе — работает Транссиб и половина БАМа.
Другая важная веха — работа с отходами производства: негодные деревянные и железобетонные шпалы, вышедший из строя щебень. По щебню есть ряд договоренностей с «Автодором», он уже используется для приготовления асфальта. Железобетонные шпалы в рамках утилизации разрушаются специальной техникой, крошка может повторно использоваться в строительных работах. А деревянные шпалы — и это описано в прошлогоднем ГОСТе — становятся одним из видов топлива, например для муниципальных котельных.
Строго соблюдать экологические стандарты выгодно и с точки зрения ведения бизнеса. Высокое положение бренда компании в экологических рейтингах, к примеру, дает возможность пользоваться заемными ресурсами по минимальным ставкам. Причем не только в России, но и за рубежом. Поэтому настраивать внутренние процессы, чтобы минимально воздействовать на природу, одновременно гарантируя комфортные условия для пассажиров и грузоперевозчиков — значит способствовать развитию нашего дела.
Другое направление, которому уделяется повышенное внимание, это обезвреживание и утилизация пришедших в негодность деревянных железнодорожных шпал. С каждым годом их все больше и больше. В прошлом году на утилизацию было передано 2,4 млн штук, план утилизации на текущий год — на 400 тыс. штук больше. Сегодня обезвреживание деревянных шпал производится на заводе термического уничтожения отходов на станции Тагул Восточно-Сибирской железной дороги (Иркутская область). В минувшем году компания инициировала разработку нового ГОСТ 58255-2018 «Топливо твердое из старогодных деревянных шпал». Предполагается, что такие отходы должны стать эффективным топливом для муниципальных котельных в регионах. Пилотный проект теплофикационной установки, которая работает как раз на пришедших в негодность шпалах, в настоящий момент реализуется в рамках реконструкции котельной в городе Черняховске (Калининградская железная дорога).
Борьба со штрафами
Мода на экологичность приносит компаниям не только имиджевые дивиденды, но и экономическую выгоду. «Сегодня выгодно вкладываться в очистные сооружения, водоподготовку, устройство внутреннего замкнутого водооборота на объектах. Штрафы за несоблюдение норм гораздо выше. Работать по зеленым стандартам в этой области — еще и в наших экономических интересах», — констатирует Сергей Кобзев.
РЖД, например, инвестируют средства в собственную систему экологического мониторинга. Сегодня под эгидой компании действуют 56 стационарных экологических лабораторий, каждая из которых в среднем производит 7,6 тыс. анализов ежегодно. Все лаборатории аккредитованы в национальной системе аккредитации, а проведение специальных исследований облегчает обязательные контакты с Росприроднадзором, Роспотребнадзором и иными органами исполнительной власти, что в РЖД особо не скрывают.
Шестой год подряд в РЖД каждая последняя пятница месяца официально окрашена в зеленый цвет. За все время проведения зеленых пятниц железнодорожникам удалось сэкономить 8,4 тыс. т топлива различных видов, сократить потребление электроэнергии на 10,8 млн кВт·ч, предотвратить выброс в атмосферу 1,4 тыс. т загрязняющих веществ и 29,4 тыс. т углекислого газа, высадить 1,43 млн деревьев и озеленить «с нуля» 2,81 кв. км территорий
Всего в 2018 году экологические лаборатории железных дорог произвели свыше 300 тыс. анализов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов сточных вод, загрязненных почв, 3700 анализов выхлопных газов автотранспорта и 103 тыс. анализов других видов (например, шумов и вибрации в результате движения поездов). По данным РЖД, работа штатных экологов только в прошлом году сэкономила компании более 220 млн руб. — именно столько бюджетных средств могло бы уйти на штрафы за нарушения экологических нормативов и судебные иски.
Нет полиэтилену
Экологическая стратегия железнодорожников на ближайшую перспективу разнонаправленна. В числе задач 2019 года значатся снижение объема выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников (например, депо или вагоноремонтных мастерских) на 3% и от передвижных источников (речь, в первую очередь, о тепловозах) на 8,5%, уменьшение объема сброса недостаточно очищенных сточных вод на 4%, снижение удельных показателей выбросов парниковых газов на 1,6%, ликвидация шести крупных объектов накопленного экологического ущерба. Отдельной статистикой экологи из РЖД оперируют, когда комментируют модный зеленый тренд — снижение использования полиэтиленовой упаковки. На текущий год стоит задача снизить показатель на 4%. Достичь такого результата планируется, в том числе, за счет частичной замены в пассажирских поездах пластиковой посуды на биоразлагаемую.
Одной из основных зеленых задач компания также называет электрификацию наиболее загруженных линий и замену подвижного состава — поэтапный вывод из эксплуатации неэкологичных тепловозов, работающих на дизельном топливе, и их замену электровозами. Компания также инвестирует средства в разработку и производство магистральных газотурбовозов и маневровых газотепловозов — образцов подвижного состава, работающих на сжиженном природном газе. В РЖД утверждают: сегодня газотурбовоз является самым экологически чистым в мире автономным локомотивом. По одному из самых опасных загрязнителей атмосферы — оксиду азота — его выбросы более чем вдвое ниже европейских норм, а выбросы СО2 — в 4−5 раз ниже, чем у дизельных тепловозов. Новая линейка российских газомоторных двигателей для локомотивов может появиться уже к концу 2021 года, прогнозируют железнодорожники.