Об эксперте: Алина Бисембаева, управляющий партнер компании «STEP. Транспортные решения». Эксперт в области транспортных стратегий городов, дорожной инфраструктуры, логистики, транспортного планирования и градостроительства, управления трафиком и безопасности на дорогах. В прошлом — генеральный директор «Аэроэкспресса» и заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.
Город — пространство шума
По информации Роспотребнадзора проблема превышения уровня шума в жилой застройке в России наиболее актуальн адля Ульяновской, Саратовской, Новосибирской, Омской областей и города Севастополь, а наименее — для Владимирской области. Ведущим источником шума в населенных пунктах эксперты ведомства называют транспорт. Это подтверждает и МЧС России, обращая внимание, что треть населения нашей страны подвержена отрицательному воздействию транспортного шума. Причем 70–80% горожан живет в условиях постоянного акустического дискомфорта.
И действительно, из всего объема жалоб на качество окружающей среды, получаемых Роспотребнадзором, порядка 70% в последние годы составляют именно жалобы на шум. Речь не просто о звуках, которые раздражают, а о реальном и непоправимом вреде здоровью. «Длительное или регулярное воздействие шума может вызвать необратимое повреждение волосковых клеток и других структур внутри ушной улитки, что приводит к потере слуха. В первую очередь страдает диапазон высоких частот. Продолжительное воздействие приводит к прогрессированию потери слуха», — рассказывает Алла Маллабиу, основательница некоммерческой организации «Я тебя слышу», которая помогает тем, ктопотер ял слух.
Согласно данным Европейского агентства по окружающей среде, высокий уровень шума может вызывать проблемы со здоровьем, в том числе раздражительность, нарушения сна, сердечно-сосудистые и метаболические заболевания. Шум также может повлиять на способность детей к обучению. А опубликованное в сентябре 2024 года исследование датских ученых показало корреляцию между воздействием постоянного дорожного шума и увеличением риска бесплодия у женщин старше 35 и мужчин старше 37 лет.
Самый большой вклад в проблему шума вносит автодорожный транспорт, на втором месте — железнодорожный, и на третьем — авиационный. Осознавая всю тяжесть такого влияния на здоровье человека, власти многих городов мира уже не первый год пользуются соответствующими рекомендациями международных организаций и вводят разного рода ограничения.
Согласно принятым в России нормам, максимальный уровень шума, который не помешает выспаться ночью, составляет всего 30 дБ — это сравнимо со спокойной речью человека. Днем же лишь звуки не громче 35 дБ не будут отвлекать от работы или учебы, хотя мало какие города могут похвастаться настолько спокойной жизнью. Вблизи загруженной автомагистрали уровень шума может подниматься до 95 дБ, причем главными виновниками грохота будут грузовики и мотоциклы. Звук движущегося поезда создает шумовую нагрузку в 82–93 дБ, а исходящие от аэропорта звуки — 92–108 дБ.
Какие меры в борьбе за тишину могут предпринять города, в которых количество транспорта и производимого им шума постоянно увеличивается? Можно пытаться защититься от шумового воздействия, либо устранять сами источники шума. Разберем 5 основных подходов.
1. Барьерный метод
Борьба с шумом при помощи экранов на пути распространения звука частично решает проблему. Акустические экраны, будь то искусственные шумозащитные панели вдоль дорог или естественные преграды, такие как элементы рельефа, создают за собой зону звуковой тени.
С той же целью автострады и дороги можно прокладывать в выемках или тоннелях. Овраги, холмы, земляные кавальеры и насыпи также используют как шумозащитные экраны, либо возводят защитные барьеры или подпорные стенки по краям дороги и на разделительных полосах.
Эффективность снижения шума прямо пропорциональна высоте и протяженности экранирующих сооружений, в роли которых иногда выступают и какие-нибудь производственные здания, где допускается уровень звука более 50 дБ.
К барьерному методу можно отнести и градостроительное зонирование территории, предполагающее появление в городах домов-экранов, размещение у дорог нежилых помещений и увеличение этажности домов по мере удаления от магистралей.
С целью защиты от шума используют и плотное озеленение: масса листьев и веток поглощает около 26% попадающей на них звуковой энергии, а отражает и рассеивает 74%. Правда, этот способ сезонный.
2. Развитие электротранспорта
Один из основных путей в борьбе за тишину на дорогах — переход на электродвигатели, работающие практически бесшумно. В российской столице к осени 2024 года число электробусов на дорогах составило уже около 2 тыс. Они обеспечивают работу 140 маршрутов и перевозят около 600 тыс. пассажиров в будние дни. Замена одного автобуса на электробус не только уменьшает выбросы углекислого газа на 60 т в год, но и существенно сокращает уровень шумового загрязнения в городе. Благодаря комплексному подходу к борьбе с шумом, за последние 10 лет этот показатель в столице снизился на 10-20 дБ. Цифра может показаться небольшой, но в действительности это сравнимо с разницей между звуком работающего рядом пылесоса (70 дБ) и спокойной дружеской беседы (60 дБ).
Индивидуальный электротранспорт тоже вносит немалый вклад в сохранение тишины. Например, в Москве на важных транспортных узлах, около жилых кварталов, торговых и бизнес-центров, кафе и парков установлено около 240 зарядных станций для электромобилей. Электросамокаты арендуют примерно 320 тыс. раз в сутки, а регулярно этим сервисом пользуются 4 млн человек.
3. ИИ на магистралях
Поскольку уровень транспортного шума зависит в основном от скорости, состава и интенсивности транспортного потока, отказ от двигателей внутреннего сгорания при использовании личного и общественного транспорта решает проблему лишь частично. Грузовые машины на городских магистралях по прежнему нечем заменить. А чем быстрее движутся грузовые транспортные средства, тем сильнее шум от них, поскольку на значительной скорости сильнее слышен шум от колес, подвески и преодоления воздушного сопротивления. Поэтому эффективным способом снижения уровня шумового загрязнения является оптимизация транспортных потоков.
Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) могут помочь городам в вопросе регулирования транспортных потоков. Они, в числе прочего, позволяют контролировать уровень шума благодаря оптимизации маршрутов, коррекции загрузки отдельных участков трасс или вывода на них грузового транспорта. Также ИТС помогают избежать образования пробок, а значит сократить время движения с остановками и сгладить профиль скорости транспортных средств, что существенно снижает и уровень шума.
4. Введение грузового каркаса
Грузовой транспорт шумит гораздо больше, чем пассажирский, поэтому его движение в крупных городах ограничивают. С 2014 года Москва стала вводить так называемый грузовой каркас. Эта система разделяет улицы города на две зоны: собственно грузовой каркас и жилую застройку. По улицам, входящим в первую категорию, разрешено свободное движение грузовых автомобилей. Проезд по внутриквартальным улицам и проездам, а также стоянку в проездах и дворах грузовикам запретили. В жилых зонах разрешили движение грузовиков с максимальной массой более 2,5 т только если они используются для обслуживания местных предприятий или жителей и при наличии подтверждающих документов.
Введение грузового каркаса началось в 2014 году с Восточного административного округа и постепенно распространилось на всю территорию Москвы в пределах МКАД к августу 2020 года. Эта инициатива положительно сказалась на снижении уровня шума в микрорайонах. Согласно опросам, 73% жителей поддержали эту меру, а 61% горожан уверены, что грузовой каркас действительно помогает снижению шумового загрязнения.
Развитие скоростного каркаса в крупных городах, как указывает эксперт, также может оказать помощь в этом вопросе. Разгружая внутренние дороги и уводя шумные потоки дальше от густонаселенных районов, скоростные трассы позволяют сделать жизнь в таких крупных городах как Москва намного более спокойной.
5. Обновление инфраструктуры
Своевременный ремонт дорог в городе также влияет на общую ситуацию, ведь чем более изношено дорожное полотно, тем выше уровень шума от движущегося по нему автотранспорта. В частности, достигается эффект при замене асфальтового покрытия на специальное покрытие с содержанием резины.
Особенно значительных результатов по сокращению шума в Москве удалось достичь за счет повышения качества трамвайного полотна и замены подвижного состава на современные транспортные средства. Грохот трамваев и звонки под окном остались в прошлом. По сообщениям городских властей, уровень шума от движения вагонов уменьшился примерно на 20%.
Найти тихую гавань
Эти и другие меры борьбы за тишину уже оказали положительный эффект на многие города мира. Возможно, кому-то кажутся чрезмерными траты на шумопоглощающее дорожное покрытие, а запреты на въезд на личном авто в центр города слишком жесткими, но все это позволяет сделать качество жизни в мегаполисах ощутимо более высоким. Благодаря подобным мерам Цюрих и Вена не только считаются одними из самых тихих в Европе, но и регулярно входят в список самых комфортных для жизни. Хочется верить, что со временем не только столица, но и другие российские города будут активно перенимать опыт по борьбе с шумом и стараться сделать жизнь в них более комфортной и безопасной для здоровья.
👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.