Что такое Planet City
Лиам Янг — кинорежиссер и архитектор австралийского происхождения. Он называет себя «спекулятивным архитектором», поскольку его работы объединяют в себе элементы художественной фантастики, критического дизайна и технологии. Например, в 2016 году он снял «В небе роботов» — первый фильм, полностью снятый с использованием дронов.
Planet City — новая концепция Янга, представленная на Триеннале NGV в Мельбурне в декабре 2020 года. По ней, все население Земли могло бы жить в гигантском экологически безопасном городе, занимающем часть поверхности земли, освободив остальной мир для восстановления экологии. Янг предполагает, что 10 млрд человек — все прогнозируемое население Земли к 2050 году — будут жить в сверхплотном, самодостаточном мегаполисе, построенном в соответствии с принципами циклической экономики: все будет перерабатываться и город не будет производить отходов.
Planet City мог бы занять всего 221 тыс. кв. км, или 0,02% поверхности планеты, что примерно равно размеру среднего штата США.
Предполагается, что люди будут жить в «жилых горах», построенных из переработанных материалов, и будут питаться продуктами, выращенными в «закрытых мегафермах» и вертикальных садах. Высота зданий будет доходить до 165 этажей, электроэнергия будет поступать от 49,5 млрд солнечных панелей, более 2 тыс. ферм по выращиванию водорослей будут фильтровать загрязнения и обеспечивать дополнительную пищу, а для передвижения понадобится более 4,3 млрд велосипедов.
Часть презентации Янга посвящена непрерывному планетарному фестивалю, который проходит по городу и объединяет празднования, проводимые разными культурами в течение года. Зритель видит представителей городских профессий в причудливых костюмах: ныряльщиков, пастухов, пчеловодов, безотходных ткачей.
Когда Янг создавал концепцию, он консультировался с учеными и экономистами. «Planet City использует только технологии, которые либо уже доступны, либо в настоящее время разрабатываются», — отметил он. Например, «пищевые отходы перерабатываются с помощью биореакторов, превращаются в удобрения и корм для рыб и возвращаются в систему». Он добавил, что консультировался о возможности масштабирования этого метода с микробиологом из NASA, который занимается проектированием замкнутых систем удаления отходов для будущего марсианских колоний.
В процессе создания фильма Янг сотрудничал не только с учеными, но и с представителями творческих професий, в том числе с Эн Крэбтри, дизайнером костюмов для сериала «Рассказ служанки», писателем-фантастом Кимом Стэнли Робинсоном и австралийским писателем и режиссером Райаном Гриффеном.
Почему появился Planet City
По словам Янга, его фильм провокационно исследует, как «столетия колонизации, глобализации и нескончаемого экспансионизма» могут быть обращены вспять для решения проблемы изменения климата и эксплуатации как природных, так и человеческих ресурсов. Янг подчеркивает, что «изменение климата больше не является технологической, а скорее идеологической проблемой, уходящей корнями в культуру и политику». Он и раньше привлекал внимание коллег к глобальным изменениям. Например, на конференции Dezeen's Dezeen Day 2019 в Лондоне, Янг призвал архитекторов усилить свое влияние, применяя свои навыки в видеоиграх, вместо проектирования «богатых домов для богатых людей».
Янг подчеркивает, что Planet City — это лишь концепция, которая не претендует на реальное воплощение:
«Это умозрительное повествование о том, что могло бы произойти, если бы мы радикально повернули вспять планетарное разрастание. Это произведение критической архитектуры — спекулятивная фантастика, основанная на статистическом анализе, исследованиях и традиционных знаниях. Одновременно, это и необычный образ завтрашнего дня, и неотложное рассмотрение экологических вопросов, стоящих перед нами сегодня».
Янг надеется, что одна из ролей этого города — провокация, которая «заставит нас увидеть, насколько экстремальными и абсурдными являются нынешние способы создания городов».
Другой проект, предлагающий радикально решить экологические проблемы — Masterplanet. Его создатели собираются представить общий план для всей планеты с использованием новых технологий. Например, они предлагают создать единую глобальную электрическую сеть и построить плавучие города. Однако Янг принципиально не согласен с таким подходом, потому что в нем могут повториться все те же ошибки, которые привели к нынешнему результату: «Планы такого масштаба исторически увековечивали формы исключения и укрепляли существующие системы власти. Большинство этих проектов редко связаны с этими первопричинами изменения климата и, фактически, способствуют им».
Говоря о том, что его вдохновило, Янг ссылается на проект Half Earth, разработанный биологом Эдвардом О Уилсоном, который предполагает, что массовое вымирание животных и растений можно предотвратить, «законсервировав» половину поверхности Земли.
Планы экологичных городов, приближенных к реальности
Если Planet City — это чистое предположение, ряд других архитекторов придерживаются мнения, что экологичными могут быть вполне реальные города. Так, компания Guallart Architects из Барселоны разработала проект самодостаточного города.
Команда проекта работала из дома во время карантина, поэтому она включила в него аспекты, которые, по их мнению, улучшат нашу жизнь в условиях локдауна. Сюда входят теплицы в зданиях для выращивания продуктов и небольшие «совместные цифровые фабрики», которые будут использовать 3D-печать и быстрое прототипирование для замены отсутствующих или сломанных предметов в случае нарушения цепочек поставок. У каждого домохозяйства будет доступ к собственному открытому пространству, а также место для удаленной работы. Солнечные батареи на наклонных крышах будут обеспечивать здания электричеством, улицы станут приоритетными для пешеходов, велосипедистов и электрических такси, а дроны будут использоваться для доставки.
Данияр Юсупов, архитектор unit4.io, вспоминает другой проект:
«Разумеется, это далеко не первый «подход к роялю», такие проекты были и ранее. Вспоминается один из наиболее, на мой взгляд, обстоятельных — это ReGen Villages 2016 года, спонсируемый Google. Или вот проект Niom — его создатели собираются построить гиперинновационный город в Аравийской пустыне. Проект, на мой взгляд, пока что крайне неудачный во множестве аспектов, прежде всего, в аспекте развития социальной культуры».
Работает ли провокация
Проект Half Earth не предлагает вместить все население планеты в один город, однако и он вызывает много вопросов: какую именно половину Земли выбрать для жизни так, чтобы всем хватило еды? Как решать конфликты с населением, которое не хочет уплотняться? Наконец, кто будет управлять образованными территориями?
Архитектор Анмол Ахуджа говорит, что такая провокационная идея обязательно вызовет удивление и критику, ведь на базовом уровне Янг отрицает то, что, вероятно, является одним из лучших аспектов человечества: разнообразие культур, людей, природные особенности и многое другое. С другой стороны, он избавляет нас от некоторых наших самых фундаментальных (хотя и субъективно спорных) зол: границ, политики и управления.
«Если рассматривать эту идею с архитектурной точки зрения, из-за огромной численности населения Planet City значительно превзойдет Вавилонскую башню, огнедышащие небоскребы и гигантские пирамиды из «Бегущего по лезвию». Это буквальная инверсия экспансионистского подхода, по которому до сих пор росли наши города; редукционистский подход с точки зрения ресурсов, которые мы потребляем, но в основном за счет снижения нашего воздействия, как личного, так и коллективного», — считает Анмол Ахуджа.
Комментарии под статьей о Planet City на сайте об архитектуре и дизайне deezen.com в основном негативные. Читатели подчеркивают, что эту идею невозможно осуществить и иронично высказываются об архитектурных идеях Янга, однако попадаются и те, кто понял идею: «Даже в качестве мысленного эксперимента он отражает, насколько реально то, что в какой-то момент нам придется действовать, чтобы хотя бы частично обратить вспять или смягчить разрастание пригородов, если мы хотим решить проблему климатического кризиса», — считает один из пользователей.
«Постулируемый автором подход, известный под названием «спекулятивный дизайн», уже в самом названии говорит — такого рода проекты необходимы не для того, чтобы обсуждать их внедрение, но чтобы поразмышлять, задаться вопросами, которым не находится места в повседневности. Как выглядит наша жизнь минус природа? Можем ли мы всецело положиться на развитие технологий и насколько полноценно прожить только с их помощью? Если нет, тогда почему они настолько неполноценны? В визуализации проекта невозможно не почувствовать иронически апофатический характер. То есть, он буквально взывает к реакции: «О нет, только не это». Хорошо, пусть не это, тогда что? Что не так с нами, нашими не всемогущими, как видно, технологиями, нашим развитием? Собственно, в кристаллизации этого подвешенного вопроса и есть, как мне представляется, конечная цель проекта.
Остальные вопросы — надо ли сгонять все человечество в одну резервацию, выживет ли оно в такой гиперконцентрации, поможет ли это природе и прочие — на мой искушенный взгляд, глубоко вторичны и попросту не важны. Польза от них в том, что они располагают к неравнодушию», — считает Данияр Юсупов.
Подпишитесь на наш «Зеленый» канал в Telegram. Публикуем свежие исследования, эко-новости и советы, которые помогут жить, не вредя природе.