Об эксперте: Владислав Бутенко, руководитель глобального сектора «Развитие городов» BCG.
Возможно, одной из самых острых проблем крупных городов сегодня являются автомобильные пробки. Коронавирус, одной стороны, помог на время разгрузить дорожные системы мегаполисов, но с другой — все больше людей в силу эпидемиологической опасности стали избегать поездок на общественном транспорте. Это в некоторой степени подрывает многолетние усилия, направленные на то, чтобы на него пересаживались как можно больше автолюбителей. На фоне быстрого роста городского населения (+68% к 2050 году) проблема заторов на дорогах может перерасти в настоящий транспортный коллапс. Действительно, несмотря на активные призывы экоактивистов, сторонников устойчивого развития и властей, люди пока не спешат отказываться от личного автомобиля, пересаживаться на каршеринг или ездить на работу на велосипеде. У всех свои причины, но комфорт личного транспорта, сила привычек и страх перед неизвестностью определенно играют свою роль.
Пробки на дорогах — это не только нервы и потеря времени, это также серьезный ущерб для экономики и окружающей среды. Только в США в 2017 году пробки на дорогах обошлись экономике страны в $305 млрд, а ущерб от загрязнения воздуха, вызванного дорожной ситуацией в Китае, за 2016 год оценивается экспертами в $727 млрд или 6,5% ВВП страны. Неудивительно, что от «умных» городов будущего в первую очередь ждут решения этой проблемы. И здесь, безусловно, решающими факторами станут искусственный интеллект и данные.
В городе будущего ИИ и сопутствующие технологии помогут не только разгружать трафик, но также решать ряд смежных задач: оптимизировать использование парковочных мест, находить удобные маршруты, следить за безопасностью на дорогах. Звучит отлично, но почему мы все еще теряем время в пробках?
Здесь, как и в реализации системы беспилотного транспорта, все дело в эффекте масштаба. Очень сложно гарантировать безопасность и надежность одного беспилотного автомобиля в городе, где все остальные машины управляются людьми. С другой стороны, если бы можно было враз заменить весь транспорт города беспилотным, если бы управление обеспечивалось одной централизованной системой, многие проблемы отпали бы сами собой.
Но несмотря на то, что мы говорим о будущем, идея централизованности и скоординированности действий имеет решающее значение уже сегодня. Городские власти должны стать «дирижерами» экосистемы городского транспорта, если хотят не допустить хаоса в сфере мобильности. Переформатировав собственную роль в экосистеме и обеспечив координацию деятельности государственных и частных игроков, они смогут создавать более интегрированные транспортные сети. Это одна из составляющих успеха при переходе к городам будущего.
Поскольку масштаб, а точнее охват всей городской среды является определяющим фактором, решение проблемы мобильности оказывается за пределами возможностей отдельной компании. Задача создать комплексную и всеохватную систему, объединяющую всех игроков, но при этом сделать это независимо от них и без их участия, содержит противоречие в самой своей формулировке. Здесь нужен не блестящий независимый игрок, а умелый координатор, который будет эффективно синхронизировать работу всей системы.
Правительство города как «дирижер» процесса
Транспортные решения будущего станут эффективны, только если будут интегрированы, а для этого нужно чтобы они создавались в сотрудничестве людей из разных секторов.
Городским властям придется активнее работать с частными компаниями, чтобы воспользоваться их навыками, экспертными знаниями и технологиями. С другой стороны, последние только выиграют от наличия такого координирующего механизма. Здесь работает принцип «все или ничего»: нельзя решить проблему городской мобильности или экологии только на нескольких улицах. Действовать нужно в масштабе всего мегаполиса и одновременно по нескольким направлениям. Значит нужно и партнерство.
Начало ему уже положено, и хотя перспективы довольно радужные, пока расслабляться рано. Конечно, города уже сотрудничают с агрегаторами такси и картографическими сервисами в целях контроля и маршрутизации трафика, но вопрос масштаба остается. Для того, чтобы автоматизировать часть трафика и научиться управлять всей системой общественного транспорта и регулирующими устройствами (светофорами, перекрытиями), требуется участие гораздо большего числа игроков и на порядок больший масштаб.
Примечательно, что в этой ситуации создавать с нуля может быть проще, чем трансформировать. И речь идет не только о выделенных районах, но и о целых городах. С одной стороны, идея строительства города кажется несколько искусственной, ведь города появляются на свет в результате сложных многогранных процессов, на которые оказывают влияние многие факторы. С другой, именно эта многогранность существующих городов не позволяет перейти к новым подходам просто с помощью соответствующего распоряжения. Оно в лучшем случае создаст импульс, но сам переход потребует продолжительной работы.
В этом плане главное преимущество проектов строительства «умных» городов или районов с нуля заключается как раз в централизованной координации всего процесса с самого начала. Участие различных игроков здесь важно ничуть не меньше, чем в трансформации уже существующих городов, но наличие единого управляющего механизма с самых ранних этапов дает безусловное преимущество.
Трансграничные города будущего
Насколько успешными могут стать такие проекты, мы сможем оценить уже в 2025 году. К этому времени правительство Саудовской Аравии планирует завершить первый этап строительства Неома — «умного» трансграничного города, который должен вырасти на северо-западе страны, в Табуке. Планы были озвучены саудовским наследным принцем на конференции «Инвестиционная инициатива будущего» в Эр-Рияде 24 октября 2017 года. Согласно им, все энергопотребности Неома будут обеспечиваться за счет ветровой и солнечной энергии. Город будет безопасным и комфортным, огромная роль в нем отведена автоматизации. Например, планируется, что такие функции, как безопасность, логистика, доставка на дом и уход будут обеспечиваться роботами. Поскольку город будет строиться с нуля, в нем планируется реализовать и другие инновации в инфраструктуре и мобильности. Но Неом не первый и не последний из подобных проектов. Например, власти ОАЭ тоже работают в этом направлении в рамках инициативы Масдар.
С новыми «умными» городами связывают много надежд и ожиданий. А чему уже существующие мегаполисы могут у них поучиться? Ответ — централизации:
- управления
Любой город, будь то небольшой населенный пункт или огромный мегаполис, — это единый организм. Неполадки и сбои в любом из его органов могут повлечь за собой негативные последствия для всей системы. Как говорилось ранее, власти могут выступать в роли координирующего механизма — мозга всей системы. Они не пытаются контролировать шаги каждой вовлеченной стороны — все «внутренние органы» города сами отвечают за свою работу. Вместо этого власти дают системе правильный импульс, помогают ей двигаться в правильном направлении.
- обработки данных
Это один из ключевых факторов успешной трансформации городской инфраструктуры. Недостаточно просто установить много датчиков и сохранять собранную ими информацию в огромных центрах обработки данных. Хотя информация — это «нефть» XXI века, не все так просто.
Разрозненные массивы больших данных не являются волшебным решением, которое враз превратит перегруженный, задыхающийся от выхлопов мегаполис в благоустроенное и экологичное пространство. Здесь выиграет тот, кто сумеет правильно распорядиться полученной информацией.
Выше мы уже говорили об эффекте масштаба, концепции «все или ничего». Она особенно актуальна в отношении информации. С интеграцией каждого следующего блока данных польза, которую он приносит, растет все больше. Кроме того, до определенного порога данные вообще могут не давать практической пользы. Например, нельзя настроить систему управления беспилотными автомобилями, получая информацию только с каждого третьего светофора в городе. А как получить информацию со всех светофоров? Подключить, вовлечь, заинтересовать всех, кто за эти светофоры отвечает.
В контексте данных централизация важна еще и для решения вопросов их безопасности и защиты. Здесь нужно будет не только объединить разобщенные базы данных, но и управлять их качеством и контролировать. Не менее важной задачей станет решение конфликта между выгодой и необходимостью сохранить неприкосновенность частной жизни.
- инициатив
Речь идет не о подаче правильного импульса вовне, а о поиске тех, кто уже движется в этом направлении, обладает необходимыми компетенциями и опытом, а также об их интеграции в общую систему. Задача правительства здесь состоит в том, чтобы создать необходимые условия и платформы, дать свободу действий и поддерживать тех, кто сможет этими возможностями воспользоваться. Подобные платформы уже создаются как в Азии, так и в Европе (у Сингапура есть My Transport, у Дубая — S'hail, у Вены — WienMobil).
В нашей стране динамичнее всего трансформация происходит в Москве. Город сильно изменился за последние десятилетия и продолжает активно двигаться вперед. Вероятно, именно в Москве мы в скором времени сможем увидеть в действии концепцию MaaS (Mobility-as-a-Service или «Мобильность как услуга»). Город готов к ней, теперь все будет зависеть от инициатив всех действующих лиц в сфере городской мобильности.
Рассуждая о городах будущего, многие эксперты сосредотачиваются на технологиях и забывают о главном — жителях городов, тех, без кого трансформация не имела бы смысла. Их здоровье и благополучие, создание условий для их комфортной работы и реализации потенциала, — вот главные приоритеты любой трансформации.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.