Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Вооружившись лазером и плазмой: подкаст РБК Тренды «Забегая вперед»

Киносага «Звездные войны» известна своими сценами перестрелок. Бластеры, световые мечи и ионные пушки в космической опере становятся главными спутниками героев. Что будет, если переместить эти пушки в реальный мир?

О том, насколько арсенал, описанный в произведениях поп-культуры, похож на достижение военной науки, говорим с кинообозревателем «Кино-театр.ру» и RussoRosso Максимом Бугуловым, а также Василием Сычевым, ведущим редактором портала о науке N+1. Максим рассказал, когда в массовой культуре появился образ оружия будущего и чем оно может быть полезно, помимо своего прямого назначения. Василий привел примеры изобретений, копирующих пушки из выдуманных фантастами вселенных, и объяснил, почему многие разработки часто не доходят до серийного производства.

Ведущий подкаста — Григорий Волчков — преподаватель факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, креативный продюсер шоу «Еще одну и спать», основатель Telegram-канала «Кинокляча».

Таймлайн беседы:

02:03 — Когда в искусстве возник образ оружия будущего

04:34 — Что такое «треножник» из книги «Война миров» Герберта Уэллса

08:26 — Для чего в СССР придумали лазерный пистолет

09:44 — Насколько научны образы боев из «Звездных войн»

12:35 — Звук боев в космосе — выдумка или реальность?

14:49 — Чем отличаются друг от друга плазменное, лазерное, импульсное и микроволновое оружие

22:12 — Женские прокладки и микроволновки — изобретение военной индустрии

24:29 — Вода в бою — плюсы и минусы

25:42 — Оружие будущего, которое не смогли предсказать

33:08 — Реально ли создать замораживающее оружие

35:14 — Как используют ядерное оружие

Несколько хайлайтов разговора

  • Василий Сычев, научный журналист:

Когда писатель придумывает что-то научно-фантастическое, он опирается на уже известные факты и явления. Перед тем, как была написана «Война миров» Герберта Уэллса, Архимед изобрел свое «зеркало». Оно представляло собой вогнутую тарелку с отражающей поверхностью, которая собирала солнечный свет в определенной точке. По преданию, используя этот способ, древнегреческий инженер спалил вражеский флот.

В Советском Союзе разрабатывали лазерный пистолет для использования за пределами планеты. Целью его было ослепить космонавтов противника и устройства наблюдения. Это оружие стреляло короткими импульсами, что роднит его с бластерами из «Звездных войн».

Битва на Джеде из фильма 2016 года «Изгой-один. Звездные войны: Истории»

Значительное количество изобретений появилось благодаря военным. В их числе тефлоновые покрытия на сковородках, микроволновки, женские гигиенические средства и джипы.

На пике «холодной войны» американские и советские политики измеряли площадь стран друг друга не в квадратных километрах, а в ядерных боезарядах. Например, в СССР вычисляли, сколько потребуется боеголовок, чтобы охватить всю территорию США.

Лазер — потенциально очень эффективное оружие. Стоимость одного выстрела из этой пушки крайне низка: расходников нет, нужны только батарейки. Такой механизм работы позволяет иметь потенциально неограниченный боезапас для защиты военных баз от небольших угроз: минометных мин, ракет, беспилотников и вертолетов.

  • Максим Бугулов, кинообозреватель:

Научная фантастика не стремится к тому, чтобы события в ней выглядели максимально научными. Главное тут — сделать их правдоподобными. Зритель должен воспринимать фильм не как сказку, а как реально существующую историю.

Тренд на космическую тематику создали не «Звездные войны». Еще в начале XX века писатель Филип Нолан создал новеллу «Армагеддон 2419 год нашей эры». Именно эта часть массовой культуры популяризировала бластеры и сделала сражения в космосе привычными для аудитории.

Несмотря на то, что в реальности звука в космосе нет, в любом фильме или игре он есть. Если зритель ничего не слышит, на него сложнее воздействовать. Беззвучные бои выглядят некрасивыми и невнушительными.

Создатели игр изменяют облик оружия так, чтобы нам хотелось взять его в руки и увидеть в действии. В Gears of War, например, к штурмовой винтовке прикрепили маленькую бензопилу.

В инди-шутере Amid Evil была пушка в виде ракетной установки, которая случайно вытягивала из вселенной планеты, уменьшала их до размера шара для боулинга и бросала во врага. Одно из достижений игры — убить противника планетой Земля со всеми ее жителями.

Чтобы не пропустить первый выпуск подкаста «Забегая вперед», подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Spotify, CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 02.03.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть