В новом эпизоде мы обсуждаем рынок компьютерной графики с тремя экспертами:
- Егор Томский, руководитель Watt Studio, куратор направления 3D-анимации Школы дизайны ВШЭ.
- Роман Губанов, мультимедиа-продюсер, куратор программы по моушн-дизайну Scream School.
- Виктор Манин, арт-директор, режиссер, руководитель и со-основателем Anvil Frame Studio.
Таймлайн беседы:
1:26 — Что такое VFX и CGI?
2:49 — Компьютерная графика — это не только кино и видеоигры
9:36 — От рисунка на салфетке до трехмерной модели: как создается компьютерная графика
14:15 — Как научиться делать CGI: технологии — это еще не все
20:15 — Почему мы не верим компьютерной графике?
24:56 — Как делают CGI в России?
26:34 — Компьютерная графика способна не на все
30:32 — Deepfake: могут ли нейросети нас обмануть?
Несколько хайлайтов разговора
VFX (visual effects) — более общее понятие, а CGI (computer-generated imagery) — графика, созданная на компьютере.
Не все спецэффекты создаются на стадии пост-продакшна. Если раньше нужные объекты рисовали на стекле перед камерой, то сейчас на съемочной площадке трюки выполняют каскадеры, а взрывы делают за счет безопасных химических реакций или инсценировок. CGI — это спецэффекты, которые команда создает уже после съемок.
Ситуация, когда в фильме будет исключительно компьютерная графика, пока маловероятна. Даже сейчас есть примеры, когда дешевле и проще сделать все на съемочной площадке. Например, для сцены со взрывом самолета в фильме «Довод» Кристофера Нолана команда фильма купила списанный самолет и взорвала его в ангаре.
Сейчас компьютерная графика — основная часть работы над фильмом. В общей сложности, процесс создания одного кадра может занимать от двух месяцев до года. Для российского фильма «Вторжение» графику рисовали полтора года.
Известный сериал «Мандалорец» сняли с помощью новой технологии виртуального продакшна. Несмотря на шумиху вокруг этой инновации, технология еще достаточно сырая: команде «Мандалорца» на пост-продакшне пришлось отрисовывать маски, доснимать и вырезать кадры по отдельности.
Классический кинематограф себя исчерпал. Это во многом касается и спецэффектов. Теперь фильмы геймифицируют, добавляют интерактив, позволяют зрителю управлять сюжетом. Игры, в свою очередь, пытаются перенять опыт кино: в них начинают развивать драматургию, рассказывая интересную историю внутри сюжета.
Самое сложное в графике — сделать достоверных, органичных и эффектных персонажей. Все научились изображать природу и неживые объекты, а нарисовать в кадре человека, который выглядит реалистично и испытывает эмоции, очень сложно.
Технологии виртуальной реальности в последние три года уперлись в потолок. Существующие на рынке очки имели зернистую картинку и недостаточное разрешение. Но запрос на эту технологию есть: компании работают над новыми девайсами. Например, недавно Facebook представила новую автономную VR-гарнитуру Oculus Quest 2.
Компьютерная графика окружает нас везде, в том числе в городе. Особенно много подобных технологий в Китае и других странах Азии. Там есть запрос на яркость, свет и подвижную картинку. На некоторых зданиях установлены диодные панели или полоски, которые синхронизируют между собой. Это позволяет проецировать изображение на десятки домов.
В России создание компьютерной графики находится на очень высоком уровне: речь идет и о фильмах, и о видеоиграх. Проблема в том, что зарубежные заказчики не хотят заказывать графику у российских компаний из-за организационных проблем и сроков.
Раньше компьютерная графика была подвластна только узким специалистам. Теперь она доступна всем. Чтобы научиться графике или моушн-дизайну, не обязательно искать навороченный гаджет. Подойдет и ноутбук за 50 тыс. руб. Его хватит на пару лет, в течение которых можно достичь хорошего уровня и прокачать навыки.
Сейчас важны не инструменты, а видение, насмотренность и желание донести зрителю мысль с помощью картинки. А еще — умение рисовать руками и работать в команде.
Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и ВК Подкасты.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.