О том, по какой причине человечество склонно переоценивать вероятность позитивного исхода катастрофы и можно ли было предсказать пандемию коронавируса, говорим с исследователем массовых коммуникаций, старшим преподавателем Департамента медиа Высшей школы экономики Оксаной Тимофеевой и молекулярным биологом и научным журналистом Ириной Якутенко. Ирина рассказала, чем пандемия коронавируса похожа на эпидемию испанки прошлого века и почему в соревновании за создание самого хитроумного вируса природа всегда одержит победу над человеком. Оксана объяснила, как игра Plague Inc. помогает человеку вершить судьбу всей цивилизации и какие сценарии повальных болезней предлагает зрителю поп-культура.
Таймлайн беседы:
1:47 Могла ли поп-культура предсказать эпидемию коронавируса
2:07 Когда впервые в массовой культуре возник образ эпидемии?
5:41 Какие из произведений массовой культуры отображают образ пандемии
10:32 Отличие коронавируса от других современных эпидемий
14:45 Усвоит ли человечество урок?
17:18 Отличия массового информирования об эпидемии в 20 и 21 веках
27:08 Научная категоризация происхождения и результатов пандемии в массовой культуре
30:55 Варианты крупных катастроф, с которыми мы можем столкнуться
35:10 Игра Plague Inc — почему она так популярна?
40:38 Изменения в нашей повседневной жизни из-за коронавируса
Несколько хайлатов разговора
Оксана Тимофеева, исследователь массовых коммуникаций:
Как и в древности, сегодня массовая культура воплощает, в первую очередь, страхи людей. Мы пытаемся подготовиться к тому, что опасно для нашей жизни. Факт того, что об этом говорят, позволяет как будто преодолеть угрозу.
Мы привыкли воспринимать кино и другие виды творчества как вымысел. Это приучило нас верить в счастливый конец. Случись что-нибудь экстремальное, врачи и ученые обязательно пожертвуют своими жизнями как доктор Эрин Мирс в фильме «Заражение».
Любое увеличение контента на тему коронавируса — отражение нашего простого желания знать больше о ситуации. Только одни узнают и успокоятся, другие впадут в панику.
В картине «Последняя любовь на Земле» планету поражает зараза, которая одно за другим забирает чувства у людей. Самый настоящий bad end. Есть подозрение, что об этом фильме мало говорят, потому что человечество не хочет сталкиваться с негативными примерами. И так все тяжело, зачем усугублять?
На фоне пандемии коронавируса выросла репутация геймеров. Вчера те были какими-то странными, а сегодня сидят дома, играют в игры и спасают жизни.
Ирина Якутенко, молекулярный биолог:
Все забывают, что фильм «Заражение» 2011 года был вдохновлен эпидемией атипичной пневмонии SARS, предшественницы нынешнего коронавируса. Но описание механики заражения: бананы, свиньи и летучие мыши, а также симптомов, которые проявляются не сразу — оказалось пророческим.
По скорости распространения с коронавирусом может конкурировать только эпидемия ВИЧ. Но ее не считают таковой, потому что от вируса иммунодефицита человека уже существует поддерживающая терапия. Пандемию коронавируса также сравнивают с гриппом, но он в 10 раз менее смертельный.
Нашему мозгу нужно во всём происходящем вокруг искать законченные истории. Любое явление мы пытаемся вписать в схему развития театральной пьесы: завязка, кульминация, развязка. Несмотря на предостережения врачей люди все равно продолжают считать, что в конце концов все будет хорошо.
Государство выделяет деньги на самые «хайповые» темы, которые обещают фармкомпаниям быструю прибыль. Например, лекарство от рака. В то же время исследования простудных и респираторных вирусов ведутся по остаточному принципу. Именно поэтому мы вдруг оказываемся к ним совершенно не готовы.
Чтобы не пропустить первый выпуск подкаста «Забегая вперед», подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Spotify, CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.