Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Футуролог Кирилл Игнатьев — о перспективах электромобилей

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива
Едва мы успеем оправиться от кризиса, вызванного пандемией коронавируса, как нас ждет новый, уверен футуролог Кирилл Игнатьев. При чем здесь потребление углеводородов и что ждет электротранспорт?

Мы живем в условиях Третьей мировой. К счастью, она не с человеком, а за человека. И выход из кризиса нас ждет послевоенный: бедность и радость. Жажда общения, путешествий и зрелищ в сочетании с турбулентностью рынков, банкротствами и ценовой конкуренцией.

Рецессия будет самой долгой за нашу жизнь. И важный вопрос: доживем ли мы в таких условиях до нового кризиса или будет несколько лет передышки?

В любом случае следующий кризис вероятен в середине 2020-х годов. Считаю, что он будет последним нефтяным: не в том смысле, что цены на нефть прекратят колебаться, а в том, что после него нефть перестанет быть ценообразующим маркером для биржевых товаров и сместится с глобальной роли на региональную. Событий только на нефтяном рынке станет недостаточно для запуска международных кризисов.

Для этого прогноза очень важны изменения в структуре потребления углеводородов, более половины которого сейчас занимает транспорт.

До сих распространены сомнения, что электротранспорт завоюет мир. Одни говорят, что это маркетинг гениального Илона Маска, и бензин никуда не денется. Другие выдвигают популярные альтернативы: топливные элементы и сжиженный природный газ (СПГ).

Транспорт на топливных элементах останется в 2020-е потенциальным, но не реальным рынком. Коронавирусный кризис отложит на несколько лет масштабные инвестиции в новые решения, а водородный двигатель еще требует дорогостоящих исследований и промышленных технологий.

Газомоторное топливо давно на рынке. Более 22 млн единиц техники работает на метане. СПГ не токсичен и не имеет запаха. При условно равном расходе на 100 км метан обходится примерно в 2,5 раза дешевле дизтоплива.

Однако за последние 40 лет стоимость производства СПГ снизилась всего в два раза, что объяснимо: 40% занимают дорогие процессы сжижения и регазификации. Никаких прорывов в совершенствовании газовых двигателей, равно как и бензиновых, уже не ожидается.

Вся инфраструктура малотоннажного СПГ находится в формате экономики XX века: терминалы пик-шейвинг (установки для устранения дефицита газа в трубопроводах в пиковые часы. — РБК Тренды), газгольдеры автономной газификации, заправки газомоторного топлива. По сравнению с электрозарядкой развитие розничной сети СПГ-заправок требует крупных инвестиций: даже на бездонном рынке США сейчас функционирует только около 100 СПГ-станций, а лидирующий в розничной сети Китай не достиг числа 1 тыс. СПГ-заправок.

О чем это говорит: СПГ — действительно дешевое топливо с дорогой инфраструктурой.

И его перспективы будут не сопоставимы с возможностями, которые принесет распространение гораздо более удобного для граждан личного электротранспорта.

Фото: Wood Mackenzie
Фото: Wood Mackenzie

Почему электротранспорт победит конкурентов в легковом сегменте:

  • Быстрое развитие технологий дает возможность повсеместно внедрить электрозарядку.

Это дешевые решения для каждого гаража, обочины, стоянки, не требующие дорогого строительства и соблюдения экологических стандартов.

Десять самых доступных и комфортных электромобилей. Фотогалерея Фото: Tesla

  • Электрозарядка может быть бесконтактной.

Это абсолютный прорыв по сравнению со всеми конкурирующими видами топлива. Даже подзарядка при движении по дороге уже опробована в Китае и во Франции. Улучшение технологий дорожного покрытия солнечными панелями с прозрачным слоем безопасности может дать синергетический эффект, но это более далекое будущее. Отмечу, что самые реальные перспективы для бесконтактной зарядки может дать использование сетей придорожного освещения, так как пиковые часы зарядки и работы освещения противоположны.

  • Индустрия аккумуляторов активно растет.

Удешевление и увеличение мощности аккумуляторов происходит с большой скоростью. Потенциал научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в этой области все еще огромен: речь идет не только о совершенствовании литий-ионных аккумуляторов, но и об углеродных, литий–кислородных и литий–кремниевых. За ближайшие 15 лет «1 тыс. км без подзарядки» может стать стандартом для электромобилей.

  • Электромобили имеют массу других преимуществ для пользователя.

Простота эксплуатации, низкие затраты на сервис, лучшая безопасность из-за отсутствия тяжелого двигателя в передней части кузова, высокая динамика и мощность, низкий уровень шума, бесплатная парковка в крупнейших городах, включая Москву.

В чем плюсы и минусы электрокаров в России

  • Электромобили экологически окупаемы в период жизненного цикла от производства до утилизации.

Вредное с точки зрения выбросов СО2 производство литий-ионных аккумуляторов в среднем за десять месяцев компенсируется отсутствием соразмерных выбросов при эксплуатации электромашины. При этом уменьшение вреда происходит в самых чувствительных зонах жизнедеятельности людей — заполненных транспортом мегаполисах и вдоль магистральных дорог.

Эти пять аргументов в сочетании с правильными ценами позволяют утверждать: электромобили в 2020-е выйдут в массовый сегмент недорогого персонального автотранспорта.

Для дополнительной электроэнергии не потребуется больше углеводородов. Теперь рост мощностей дают возобновляемые источники, на которые в 2019 году пришлось 72% введенных энергетических проектов.

Прогноз: условия для нового кризиса, связанные с падением спроса на углеводороды, сложатся в середине 2020-х годов.

Тогда число электромобилей в эксплуатации превысит 50 млн единиц, что сопоставимо с половиной всего годового производства машин в мире. В 2023 году, по достаточно консервативным прогнозам Bloomberg New Energy Finance, cтоимость литий-ионной батареи для электромобиля понизится до психологической отметки $100/кВт·ч.

Стоимость литий-ионной батареи, $/кВт·ч
Стоимость литий-ионной батареи, $/кВт·ч

До этого можно ожидать принятия законов и стратегических документов производителей в поддержку электротранспорта: оглашение дат отказа от выпуска бензиновых и дизельных машин, ужесточение экологических нормативов, расширение льгот для электромобилей и средств зарядки.

Провокацией для кризиса может стать как политическое решение или конфликт, так и проблемы у крупных нефтяных компаний с высокой долей розницы в выручке.

Сниженный спрос в период рецессии и прогнозируемый кризис сформируют новую среднюю планку цен на нефть в 2020-е годы. За период с 4 января 2010 года по 31 декабря 2019 года средняя цена Brent составила $79,93. В следующем десятилетии показатель может стать в половину ниже. Это повысит ценовую конкурентоспособность продуктов высоких стадий передела, в первую очередь, композитных материалов. Сектор b2b, переработка, а не сжигание, станут важнейшими для последующих колебаний на рынке углеводородов.

IKEA протестирует в России доставку товаров на электромобилях Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Кризис в середине 2020-х будет позитивнее. Структурная перестройка, о которой писали десятки лет, начнется глобально. Она максимально затронет устаревающие форматы и незначительно высокотехнологичный бизнес. Вопреки распространенному мнению именно кризис, а не новые автоматизированные технологии, станет главной причиной безработицы. За нее будет ответственен старый неуспешный бизнес, а новый предложит решение этой проблемы. «Нефтяной век» сменится на приоритет электричества, нанотехнологий и антропономики.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: