Что такое БПЛА и как они работают?
БПЛА, или беспилотные летательные аппараты, — это воздушные суда, которые летают без пилота на борту. Управление ими осуществляется удаленно, с помощью радиосигнала или программируемых маршрутов. В конструкцию стандартного БПЛА входят двигатель, корпус, система навигации и, как правило, камера. Дроны могут автономно выполнять полеты, но для сложных задач часто требуется оператор, чтобы корректировать движение аппарата в реальном времени.
Беспилотные авиационные системы (БАС) стремительно проникают в самые разные сферы жизни — от логистики и сельского хозяйства до спасательных операций и геодезии. Эти технологии не только упрощают выполнение сложных задач, но и открывают широкие возможности для карьерного роста.
Какова грузоподъемность БПЛА?
Грузоподъемность БПЛА варьируется. Маленькие дроны-игрушки могут поднять только собственный вес, тогда как промышленные способны нести до нескольких десятков килограммов. Например, легкий дрон поднимает не более 1 кг, а более мощные модели выдерживают до 8 кг. В спецсегменте встречаются аппараты, которые могут поднимать и до 100 кг груза, что делает их пригодными для доставки товаров или использования в спасательных операциях.
Нужно ли разрешение для запуска беспилотника?
Для запуска дронов действуют строгие правила. В России требуется регистрация беспилотников, если их масса превышает 150 г. Если вы планируете летать над населенными пунктами, а также поблизости от аэропортов или стратегически важных объектов, понадобится специальное разрешение от местных авиационных властей. Для полетов в таких зонах также нужно уведомить органы управления воздушным движением и следовать правилам использования воздушного пространства. В противном случае можно столкнуться с серьезными штрафами или другими санкциями.
21 августа 2024 года опубликован приказ Минтранса «Об установлении зон полетов беспилотных воздушных судов» (БВС). Он разработан в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства России. Под зоной полетов БВС понимается часть воздушного пространства над населенным пунктом, предназначенная для движения таких аппаратов на высотах менее 150 м от земной или водной поверхности в целях удовлетворения потребностей граждан, общественных, спортивных и образовательных организаций. Такие зоны устанавливаются Минтрансом по представлению высших исполнительных органов субъектов РФ — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, а также органов местного самоуправления. В общей сложности Минтранс определил 60 зон (это города и поселки), для каждой из которых указаны допустимые высота, радиус и время полетов. Приказ вступил в силу 1 сентября 2024 года и будет действовать до 1 ноября 2026-го.
Сколько стоит беспилотник и от чего зависит его цена?
Цена БПЛА варьируется в зависимости от его возможностей и назначения. Недорогие дроны для любительских полетов стоят от 1 тыс. до 10 тыс. руб. Это базовые модели с минимальным набором функций. Профессиональные дроны для съемки и мониторинга могут стоить от 100 тыс. руб. и выше. Специальные промышленные дроны, оснащенные мощными камерами и средствами для переноса груза, обойдутся в 500 тыс. руб. и дороже. На цену влияют также функциональные характеристики: дальность полета, качество камер, способность удерживать большие грузы и время автономной работы.
Насколько сложно управлять БПЛА и что для этого нужно?
Для управления простыми дронами достаточно базовых навыков, а многие модели идут с автопилотом, что делает процесс интуитивно понятным. Для более сложных аппаратов может потребоваться обучение, особенно если дрон предназначен для профессиональных задач в сельском хозяйстве, геодезии или логистике. Существуют курсы, обучающие управлению и безопасному использованию беспилотников. В России оператор должен пройти сертификацию и получить свидетельство, если управляет дронами профессионально или в целях коммерческого использования.
Где учиться на оператора БПЛА?
Если вы планируете связать карьеру с беспилотными авиационными системами, обучение на образовательных траекториях «Университета 2035» станет отличным стартом. В рамках федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем» разработаны программы, которые реализуются в рамках гибких образовательных траекторий и позволяют каждому выбрать подходящий формат обучения.
Образовательная траектория включает несколько этапов — диагностику начального уровня знаний, вводный курс для знакомства с основами, углубленное изучение выбранной специальности и практическую подготовку в компаниях, работающих в сфере БАС. Такой подход помогает не только освоить теорию, но и получить ценный опыт в реальных условиях.
90% стоимости обучения компенсируется за счет государственного софинансирования. Это дает возможность освоить востребованную профессию даже тем, кто ранее не мог позволить себе подобные курсы. В 2024 году обучение проходят более 7 тыс. человек, в 2025-м проект продолжится для новых участников.
Формат занятий включает онлайн-лекции, а практическая часть проходит в партнерских организациях, где участники погружаются в рабочую среду. Программы отобраны «Университетом 2035» исходя из реальных потребностей отрасли. Учебный процесс построен с учетом запросов работодателей, что гарантирует востребованность выпускников на рынке труда.
Каковы перспективы в карьере?
Сфера БАС стремительно развивается, и спрос на специалистов постоянно растет. Выпускники программ, собранных «Университетом 2035», получают навыки, которые открывают двери в самые разные отрасли — от логистики и сельского хозяйства до строительства и геодезии.
К примеру, в логистике дроны активно используются для доставки товаров на сложных маршрутах, в агротехнологиях — для мониторинга состояния посевов, а в промышленности — для обследования объектов. Компетенции оператора БПЛА также востребованы в спасательных службах, где дроны помогают искать людей в труднодоступных зонах.
Одно из главных преимуществ — обучение на практикоориентированных программах. Выпускники могут не только устроиться в ведущие организации, но и работать на себя, предоставляя услуги дрон-съемки, инспекции объектов или геодезической съемки.
Финансовые перспективы также впечатляют. Начинающие специалисты зарабатывают от 50 тыс. до 80 тыс. руб. в месяц, а опытные профессионалы — свыше 150 тыс. Это делает профессию не только перспективной, но и высокодоходной.
Программы обучения, отобранные «Университетом 2035», обеспечивают конкурентное преимущество: выпускники получают как теоретические знания, так и практические навыки, что делает их незаменимыми специалистами в растущей отрасли беспилотной авиации. Если вы хотите стать частью этого перспективного направления, сейчас самое время запланировать обучение на следующий год. Гибкие образовательные траектории, государственное софинансирование и высокий спрос на специалистов делают отрасль БАС одной из самых привлекательных как для начинающих, так и для профессионалов, которые ищут новые горизонты.
Реклама, рекламодатель АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035», erid: F7NfYUJCUneP4VzyMseD
👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.