Об эксперте: Дмитрий Фишбейн, директор школы «СКОЛКА», кандидат педагогических наук.
Кому нужно идти в 10–11-й классы
Что должно быть результатом школьного образования? Чаще всего это академические достижения. Участие в олимпиадах и сдача ЕГЭ — пропуск в высшее учебное заведение. Однако тренд последних пяти-семи лет — понимание, что не меньшим результатом школьного образования становится психологический комфорт. Школа обязана выпускать не только академически подготовленного ребенка, но и счастливого. Если школа вместе с родителями рассуждает именно в такой системе координат, это не менее хороший результат, чем поступление в престижный вуз.
На мой взгляд, в 10–11-й класс должны идти ребята, которые ориентированы на академическую траекторию. С другой стороны, в этом возрасте дети уже могут задумываться о своем развитии в бизнесе, предпринимательстве. И тогда 10–11-й классы превращаются в конструкцию освоения экономических реалий, изучения общественных наук, принципов государственной политики в этой сфере. Родителям нужно обратить внимание на склонности ребенка к углубленному изучению предметов. Если семья замечает, что он больше заинтересован в прикладных навыках, стоит задуматься о целесообразности продолжения обучения в старшей школе. Важно, чтобы ребенок осознанно выбрал этот путь вместе с родителями. В противном случае, я думаю, использование двух лет обучения как промежуточного этапа не оправдано. Лучше эти годы потратить на приобретение практических специальностей. На мой взгляд, если у ребенка есть способности к академическим знаниям и он стремится поступать в ведущие университеты, то участие в олимпиадах и конкурсах будет вполне оправданным. Если же он не имеет такой ориентации, нужно рассмотреть альтернативные образовательные пути.
Гибкий образовательный маршрут
Связку «школа — вуз» можно назвать традицией. В семьях распространено мнение, что ребенок должен учиться в высшем учебном заведении. Сегодня это не аксиома.
Скорость и варианты взросления у каждого ребенка разные. Кто-то уже после школы готов к вузу, а кому-то стоит начать следующую ступень обучения позже. Школе следует обеспечивать ребятам многообразие образовательных траекторий и не превращаться в одинаковую для всех колею. Интерес к среднему профессиональному образованию (СПО) только растет. Появляется спрос на ранний выход на рынок труда, получение квалификации. Школьное образование не может не реагировать на такие изменения.
Основные цифры
Путь «через колледж» становится осмысленным выбором для многих молодых людей по двум причинам. Во-первых, СПО предоставляет студентам возможность получить практические навыки и знания в определенной области, что делает их конкурентоспособными на рынке труда. Во-вторых, колледжи часто предлагают гибкие и адаптированные к потребностям студентов программы обучения. Это особенно важно для тех, кто уже определился с будущей профессией и хочет получить специализированные знания.
Существует миф, что если пропустить время перед поступлением в вуз, то забудется все, что изучалось в школе. Но это не совсем верно. Важно учитывать возрастной аспект. Современные классификации определяют молодежь до 40 лет, что позволяет предположить, что зрелость наступает позже. Предполагаю, в будущем «продление» молодежного периода приведет к тенденции позднего поступления в вуз. Это откроет возможности для получения СПО, позволяя людям сначала определиться со специальностью и наметить осознанные образовательные пути. Такой подход может привести к более зрелому и осмысленному освоению учебной программы.
Гармония теории и практики
Для многих профессиональных ролей в ведущих индустриях не всегда необходимо высшее образование. СПО — возможность последовательного обучения и осознанного выбора. Ключевая особенность современного СПО — акцент на практические навыки. В таких учебных заведениях активно развиваются дуальные формы обучения, когда студенты параллельно учатся и работают. Еще один аспект — внедрение современных технологий. Применение интерактивных методов обучения, симуляторов и профессиональных стандартов существенно повышает качество образовательных программ.
Гармоничное сочетание теории и практики, постоянная связь с работодателями и внимание к запросам рынка труда создают условия для повышения статуса СПО и востребованности его выпускников. А вот информацию о нужных на рынке труда профессиях можно получить от отраслей и компаний. Если же образовательные учреждения попытаются сами определить, какие направления нужны, это приведет к ошибкам. Они часто ориентируются на свои возможности, а не на реальные потребности рынка.
Навыки и практический опыт
Универсальные soft skills — это не только умение коммуницировать, сотрудничать, критически мыслить, но также информационная грамотность. Все это должно быть у выпускника школы. Стоит смотреть на это не только как на общие навыки, но и рассматривать их специфичность в контексте различных технологий. Например, в креативной экономике навыки общения и командной работы могут требоваться в больших объемах.
К концу 11-го класса школа должна также предлагать углубленное обучение в зависимости от сферы, интересующей ученика. Разница между, скажем, инженером-ядерщиком и организатором мероприятий большая. То есть нужно учитывать подспециализации этих навыков в зависимости от направлений экономики, в которых заинтересован выпускник.
Для этого необходимо проводить профессиональную ориентацию среди школьников. Основного эффекта в профориентации можно достичь лишь тогда, когда ребенок в школе получает возможность участвовать в реальных проектах и практических кейсах. Единственный эффективный способ осознания своего жизненного пути и развития — получение практического опыта.
Проекты и инициативы для подготовки детей к будущему
Если рассмотреть ситуацию на всероссийском уровне, то количество перспективных проектов и инициатив для подготовки детей к будущему — различные программы обучения в школах, профориентация, практика на предприятиях — растет. Ученики становятся не просто слушателями, а активными участниками процесса и получают возможность опробовать свои навыки на практике. Поддержка таких инициатив со стороны работодателей и крупных организаций крайне важна.
В рамках современных образовательных инициатив акцент должен смещаться на развитие критического мышления и междисциплинарных навыков. К примеру, формат занятий, в котором ученики вместе трудятся над каким-то проектом формирует не только знания, но и командные навыки, умение находить компромиссы и адаптироваться к изменениям.
Важная тенденция — интеграция цифровых технологий в образовательный процесс. Ученики в общеобразовательных школах России осваивают различные инструменты, такие как программирование, робототехника и анализ данных, что отвечает требованиям современного рынка труда. Наконец, образовательные инициативы должны учитывать индивидуальные интересы и предпочтения учащихся. Персонализированный подход позволяет каждому школьнику более глубоко погрузиться в изучаемый предмет и развивать свои уникальные таланты.
Тренды и запрос бизнеса
Сегодня на первое место выходят не только предметные профессиональные знания и умения учеников, а метапредметные компетентности, критическое мышление, кооперация, читательская грамотность.
2 сентября 2024 года в школе «СКОЛКА» стартовал первый учебный год. 594 ученика были приняты в новое образовательное учреждение по результатам многокомпонентной диагностики. Она состоит из психологического погружения, решения задач в малых командах и оценки академических знаний в виртуальной среде.
Школа должна закрывать потребности бизнеса, брать его видение рынка за основу. Мы делаем ставку на решение практических кейсов из разных индустрий. Это должно продемонстрировать ребятам, какова актуальная повестка на рынке и какие проблемы сейчас решаются. Прогноз специалистов в перспективе 2040 года предполагает, что главными для человека будущего станут четыре индустрии: IT, биотехнологии, креативные индустрии, космическая индустрия. Я уверен, что эти направления через 5–15 лет точно окажут сильное влияние на другие сферы.