Нефтехим-классы и стажировки на верфи: чему учат детей в регионах

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Чем научные проекты школьников из Казани отличаются от кейсов дальневосточных олимпиадников? Почему где-то в почете химики, а в других городах геологи? Разбираемся, чему учат в разных регионах России

Содержание:

Погружение в агропромышленность Краснодарского края

Кубань — развитый аграрный регион, занимающий лидирующие позиции в области производства зерна, сахарной свеклы, кукурузы, подсолнечника, а также в животноводстве. Компания «Прогресс Агро», один из крупнейших агробизнесов Юга России, активно занимается профориентацией кубанской молодежи — к карьере в сельском хозяйстве здесь присматриваются уже в школе, а молодые специалисты могут пройти корпоративное обучение.

Ранняя профориентация школьников реализуется в рамках программы «Агроклассы». Здесь в детях развивают естественно-научное и инженерно-техническое мышление. Учебные планы агроклассов разрабатывают сотрудники компании совместно с преподавателями Кубанского государственного аграрного университета. В профильные классы ходят 400 школьников в 13 школах Краснодарского края. Будущие специалисты агропромышленного комплекса еще за партой осваивают основы свыше десятка сельскохозяйственных профессий.

Ежегодно при поддержке компании несколько школьников становятся студентами КубГАУ по целевым договорам. Студенты обучаются по направлениям «агрономия», «агроинженерия», «автоматизация производственных процессов», «ветеринария», «зоотехника и энергетика».

Для студентов КубГАУ и КубГТУ, готовых связать жизнь с землей, действует программа дополнительного образования «Управление проектами в АПК». На площадках «Прогресс Агро» будущие руководители сельхозпредприятий погружаются в производство и учатся самостоятельно руководить бизнес-процессами. Кроме твердой теории и практики программа позволяет стать полноценным членом команды «Прогресс Агро». В 2020 году программу успешно закончили 35 слушателей, 13 из них прошли стажировку в компании.

Фото:Юрий Смитюк / ТАСС
Футурология Как будет развиваться российский агропром в ближайшие годы

«Колыбель органической химии» в Республике Татарстан

В Татарстане сосредоточены крупнейшие производства страны, занимающие значительную долю российского и мирового рынка химии и нефтехимии. Эти предприятия наследуют традиции легендарной Казанской химической школы, благодаря которой регион известен во всем мире как важный химический центр.

«Колыбелью органической химии» называют химическую лабораторию Казанского университета. Именно здесь у исследователей впервые появилось представление об органической химии, здесь был открыт элемент рутений из таблицы Менделеева, здесь работали химики Бутлеров, Зинин, Арбузовы и другие великие ученые, труды которых составляют золотой фонд мировой химической науки.

Сильное химическое образование детям Татарстана дают еще до поступления в вузы. Например, в 2024 году сразу семь выпускников нижнекамского лицея № 35 сдали ЕГЭ по химии на 100 баллов. Школьники Казани защищают честь страны и побеждают на Международной Менделеевской олимпиаде по химии: в 2022 и 2023 годах золото Менделеевской олимпиады завоевал ученик казанского лицея № 131 Никита Перов. В 2024 году победу одержала представительница этого же лицея Александра Ромашова. Также в Казани будущих ученых готовит лицей-интернат для одаренных детей с углубленным изучением химии — филиал Казанского национального исследовательского технологического университета. Каждое лето начиная с 1972 года свои двери открывает химическая лагерь-школа для старшеклассников «Орбиталь» при Казанском технологическом университете. Лекции для участников профильной школы читают ученые Татарстана, а также представители химических предприятий республики.

Предприятия знакомят с профессией

Поскольку нефтегазохимия — стратегически значимый сектор экономики Татарстана, крупные предприятия также вкладывают ресурсы в профильное образование. Например, «Сибур» с 2016 года ведет системную подготовку будущих кадров газохимического комплекса. В детских садах Татарстана реализуются проекты «Химия для малышей» и «Мои первые научные опыты». Когда ребенок становится старше, он может поступить в нефтехим-класс или «Сибур-класс».

Нефтехим-классы — это проект по профориентации школьников Нижнекамска 8–9-х классов, в ходе которого учеников погружают в атмосферу работы на реальном производстве «Нижнекамскнефтехима». Ученики попадают внутрь завода и наблюдают за разработкой продуктов, которые являются основным сырьем для производства каучуков и пластиков.

Также в пяти городах республики действуют «Сибур-классы»: в них учатся старшеклассники, которые хотят уделить особое внимание предметам нефтехимического профиля. Кабинеты «Сибур-классов» компания оснащает современным демонстрационным и лабораторным оборудованием, интерактивными тестами и наборами реактивов.

Также школьники могут посетить профориентационные мероприятия передовой инженерной школы «Промхимтех», которую «Сибур» реализует совместно с передовой инженерной школой (ПИШ) КНИТУ.

Юные химики пробуют себя в конкурсном отборе программы «Гранты «Сибура» — образовательного проекта «Сибура» и лицея «Сириус». В рамках программы участники разрабатывают исследовательские инженерно-технические, химико-биологические и IT-проекты, основанные на реальных производственных процессах и задачах предприятий.

После окончания школы студенты могут продолжить образование, ориентированное на будущее трудоустройство на нефтехимическом производстве. Например, в колледже нефтехимии и нефтепереработки им. Н.В.Лемаева реализуется программа дуального обучения, когда студенты последних курсов официально трудоустраиваются в компании. А в 2024 году на базе колледжа будет создан образовательно-производственный кластер химической промышленности. «Сибур», бизнес-партнер этого проекта, предложит ученикам экспериментальные образовательные программы, максимально приближенные к производству.

Фото:Freepik
Экономика образования Как правильно организовать профориентацию и кому она нужна на самом деле

На берегу океана: судостроение и нефтедобыча

Вузы помогают производствам

Зачастую тренды в образовании задают сама природа и ландшафт, которыми отличается регион. Именно так случилось на Дальнем Востоке. В 2021 году Дальневосточный федеральный университет вошел в группу университетов — лидеров федеральной программы «Приоритет-2030». Согласно ей разработки в вузах должны не только быть направлены на развитие фундаментальной науки, но и иметь своих заказчиков из разных отраслей. Дальний Восток богат золотом, оловом, медью, нефтью, полиметаллами, природным газом. Кроме того, регион омывают несколько морей Тихого океана. Следовательно, одни из самых развивающихся отраслей здесь добыча ископаемых и судостроение. Вузы — участники программы «Приоритет-2030. Дальний Восток» создают проекты с высокой практической ценностью для добывающих предприятий, а также для заводов, которые строят и ремонтируют суда.

Так, во Владивостоке ученые Морского государственного университета им. Г И.Невельского в рамках программы «Приоритет-2030. Дальний Восток» разработали новую технологию комплексной защиты для портовых гидротехнических сооружений от морской коррозии. Технология может работать с автономными источниками, например с солнечными панелями. Установка такой защиты снижает скорость распространения коррозии примерно в 27 раз и позволяет увеличить сроки межремонтных периодов.

В Сахалинском государственном университете (СахГУ) в рамках программы «Приоритет-2030. Дальний Восток» реализуется стратегический проект «Мультиуниверситет СахалинTech». Он разделен на ветви «СахалинTech.Гео» и «СахалинTech.Аква», каждая из которых имеет свой набор тематических проектов.

Нияз Габдрахманов, академический руководитель магистратуры «Управление в высшем образовании», заведующий лабораторией «Развитие университетов» Института образования НИУ Высшая школа экономики

«Государство хорошо понимает, что у экономики страны есть ряд потребностей — они сформулированы в стратегии научно-технологического развития России. В соответствии с запросами регионов и специфики их экономик Минобрнауки определяет количество бюджетных мест в вузах, поэтому различия в образовательных трендах в регионах действительно есть.

Практически во всех стратегиях развития регионов и программах университетов говорится о задаче по привлечению талантов. К сожалению, не все университеты имеют достаточно ресурсов, прежде всего финансовых, для их привлечения: дополнительные гранты, высокие стипендии, специальные подготовительные курсы, мероприятия для привлечения победителей всероссийских олимпиад — все это ресурсные мероприятия. В этой конкуренции обычно выигрывают сильнейшие вузы, которые расположены преимущественно в городах центральной части России. Как правило, они более привлекательны для абитуриентов как с точки зрения инфраструктуры, так и с точки зрения возможностей последующего трудоустройства. Это ключевая боль регионов, поэтому крупные компании, расположенные далеко от центра страны, прикладывают так много сил для того, чтобы повысить привлекательность образовательных учреждений и самих городов присутствия».

Сегодня школьники — завтра на верфь

Важную роль в профориентации и образовании школьников играют предприятия, заинтересованные, чтобы в будущем к ним приходили высококвалифицированные кадры. К примеру, в рамках долгосрочной кадровой программы «Школа — вуз — предприятие» компания «Роснефть» с 2005 года открывает в школах регионов России «Роснефть-классы». Во Владивостоке такие классы открыты по направлениям судостроения и судоремонта. В них обучаются школьники, которые имеют склонность и способности к инженерному делу, показывают хорошую успеваемость в математике, физике, химии, в точных науках. Ученики посещают судостроительные комплексы, знакомятся с работой специалистов на судоверфи.

По окончании профильного класса абитуриент может поступить в вуз по квоте, заключив с предприятием договор о целевом обучении. Этот договор обеспечивает студенту место для прохождения практики, возможность совмещать обучение и работу, получать меры социальной поддержки от работодателя и доступ к материалам для подготовки научных работ. Для работодателей же это гарантия, что к ним вернутся специалисты с необходимым набором навыков.

Еще один инструмент профориентации и вовлечения детей в жизнь региона — ежегодная олимпиада «Ближе к Дальнему». Олимпиада метапредметная и включает вопросы по разным дисциплинам, но все они касаются Дальнего Востока. На финальном этапе участники предлагают решение конкретных задач, которые стоят перед реальными местными производствами. Например, среди команд-победителей в 2022 году были создатели проекта «Рыбная мука — залог успеха». Участники предложили производить рыбную муку для высокоэффективных кормов на Дальнем Востоке по модернизированной технологии сушки и упаковки. В 2023 году лучшим проектом стал алгоритм создания бренда Дальнего Востока, который будет универсальным для всего макрорегиона, но при этом отразит уникальные черты, характерные каждому субъекту. Всего с 2017 по 2024 год в олимпиаде приняли участие более 880 тыс. человек из 89 регионов России. Победители и призеры получают до десяти баллов при поступлении в вузы — партнеры проекта.

Для нынешних 25-летних характерны девять траекторий в образовании и на рынке труда
Экономика образования Путь «школа → вуз → работа» уже не актуален — результаты исследования ВШЭ

Будущие медики и геологи Урала

Наукоград и медицинские классы

Екатеринбург — один из крупнейших научно-образовательных центров страны. Здесь работает больше 20 вузов, а также Уральское отделение Российской академии наук (УрО РАН). Насыщенную научную жизнь города отражает строительство нового, восьмого района города — Академического. Его концепция заключается в формировании образовательной вертикали, включающей детские сады, школы, учреждения среднего специального образования и вузы. Здесь же есть где попрактиковаться: на западе района развивается IT-кластер, а в центре Академического будет построен медицинский кластер. Последний станет проектом полного цикла — от обучения и подготовки кадров до проведения научных исследований и оказания высокотехнологичных медицинских услуг.

Медицинский кластер может стать логичным продолжением обучения и карьеры для выпускников медицинских классов в Свердловской области. Этот проект реализуется по указу губернатора Евгения Куйвашева с 2023 года. Цель медицинских классов — готовить врачей и исследователей со школьной скамьи. В Свердловской области уже действуют 35 медицинских профильных классов (часть из них работали еще до указа губернатора) и два ресурсных центра — в екатеринбургских гимназиях № 108 им. В.Н.Татищева и № 200.

В медицинских классах повышенное внимание уделяют биологии и химии, преподают латынь и знакомят со спецификой работы врачей. По данным Уральского государственного медицинского университета, 70% выпускников таких классов обычно поступают в УГМУ, 20% — в медицинские вузы Москвы и Санкт-Петербурга.

Фото:Freepik
Социальная экономика Медицинские сестры и братья: история и будущее профессии

Возможности для молодых геологов

Уральский государственный горный университет — старейший вуз Урала и надежный поставщик квалифицированных кадров для горнодобывающей отрасли страны. Еще в конце XIX века возникла необходимость открыть в регионе учебное заведение, совмещающее в себе университетский курс естественных наук и курсы прикладных знаний по сельскохозяйственному, горному и лесному делу.

Сегодня богатство уральских недр в УГГУ изучают тысячи студентов, еще тысячи школьников мечтают скорее вырасти, поступить в университет и освоить горные науки. Для них ежегодно проходит Свердловская областная открытая олимпиада юных геологов, где школьники демонстрируют знания в области общей геологии, минералогии, геофизики, петрографии, экологии, а также геологии промыслов полезных ископаемых и метеоритики. Состязания проходят при поддержке Русской медной компании, чья штаб-квартира находится в Екатеринбурге. Так партнеры готовят будущие кадры для добывающих предприятий и стимулируют интерес детей к геологии, которой буквально дышит регион. При поступлении в Горный университет достижения на олимпиаде учитываются вместе с баллами за ЕГЭ.

Креативные индустрии на самом западе страны

Что такое креативные индустрии? По определению UNСTAD (Конференция ООН по торговле и развитию), это синтез креативности, культуры, экономики и технологий. Они строятся на талантах и идеях людей и служат драйвером экономики.

Калининград входит в топ-20 городов России по уровню вовлеченности в креативные индустрии. Согласно подсчетам госкорпорации ВЭБ.РФ, на 10 тыс. жителей здесь приходится 76 компаний и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере креативных индустрий, в то время как в других городах индекса их в среднем менее 45.

В 2020 году в Калининграде начал работу Фонд креативных индустрий «Креспектива», который определяет стратегию развития креативных индустрий региона. С 2022 года в городе проходит фестиваль креативных индустрий «Креспектива Фест». Программа включает лекции и мастер-классы, артист-токи, концерты, перформансы, кинопоказы от местных представителей различных креативных индустрий. Фонд проводит акселератор креативных проектов «Сделано в Калининграде» с бесплатной интенсивной образовательной программой для креативного бизнеса и грантами на продвижение креативных проектов.

С профессиями из области культуры и технологий калининградских детей знакомит Школа креативных индустрий РГИСИ. В ней работают шесть высокотехнологичных студий, оснащенных современным оборудованием и новейшим специализированным программным обеспечением для работы в театральной сфере, для фото- и видеопроизводства, создания анимации, дизайна, электронной музыки и работы со звуком. Обучение в ШКИ бесплатное и рассчитано на два года для учеников от 12 до 17 лет. К концу обучения школьники представляют авторские проекты. Выпускники разбираются в основах проектной работы и продюсирования творческих продуктов.

Филиал РГИСИ в Калининграде, он же Балтийская высшая школа музыкального и театрального искусства (БВШМТИ), начнет работу в 2024 году. Студенты будут получать образование в специализированных технологичных студиях и лабораториях — актерско-режиссерских мастерских, цехах и для постановки спектаклей, съемочных павильонах, лабораториях света, видео и VR, залах сценического движения и танца, аудиториях для сценической речи и вокала, классах компьютерной графики. Для студентов из других регионов страны и международных групп построено общежитие на 150 мест.

Обновлено 21.06.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть