В декабре 2022 года президент РФ поручил Агентству стратегических инициатив (АСИ) сформировать систему подготовки разных специалистов в сфере беспилотных авиационных систем (БАС). В рамках федерального проекта «Кадры для БАС», который формируется Министерством науки и высшего образования РФ при поддержке АНО «Университет НТИ 2035», планируется, что к 2030 году беспилотная отрасль будет включать не менее 1 млн человек. Каких людей ждут в этой сфере, что за компетенции им нужны и где их можно получить, разобрались с профильными экспертами и участниками «Архипелага 2023».
«Архипелаг» — проектно-образовательный интенсив, место встречи людей из бизнеса, власти, образовательных, научных и творческих направлений, собирающихся, чтобы решить комплексные стратегические задачи следующего этапа развития экономики и технологий.
Как все будет устроено
Задачи федерального проекта включают интеграцию БАС в программы общего и среднего профессионального образования, а также подготовку преподавателей для обучения детей и подростков. До конца 2023 года эта сфера постепенно войдет в жизнь всех школ и учреждений СПО страны.
Кроме того, планируются внедрение учебных модулей в вузах и разработка программ дополнительного профессионального образования. Они позволят готовить специалистов под требования конкретных направлений: сельского хозяйства, безопасности, логистики, навигации, поиска людей и работы в чрезвычайных ситуациях.
Ядром федерального проекта станет запуск цифровой платформы для сбора и анализа данных о специалистах, их компетенциях и уровнях подготовки. Информационная система поможет отслеживать, каких кадров не хватает, и позволит предоставлять людям релевантные сервисы вроде оценки квалификации, получения сертификатов или доступа к ресурсам в сфере беспилотия.
Еще одна задача «Кадров для БАС» — привлечение людей и популяризация сферы. Для этого организуют соревнования и профориентационные мероприятия в сфере БАС. Например, в ходе «Архипелага 2023» провели 100 состязаний: участники играли в дрон-баскетбол, дрон-биатлон, «защиту крепости», устраивали круговые гонки.
Олег Подольский, советник ректора Университета 20.35:
«Беспилотие как средство и технология — одна из волн развития человечества. Эпоха дронов будет, безусловно, расти. Мы подходим к кадровому вопросу с этой точки зрения. На первых этапах БПЛА — это управляемые глаза и руки на высоте птичьего полета. На следующем шаге в 15–20 лет появятся машины, которые будут обслуживать наши задачи на принципах автономной работы ИИ. Первостепенная цель — научить людей использовать уже имеющиеся беспилотники, но запуск отрасли требует и привлечения инженерных кадров для создания совершенно новых решений».
Первое знакомство с БАС
С точки зрения эволюции и роста отрасли не обойтись без молодежи и подготовки детской среды. Эксперты сходятся во мнении, что кружки, где можно познакомиться с БАС, могут быть актуальны для школьников самого раннего возраста. Разные программы внедряются уже сейчас: дети могут поучаствовать в кванториумах и сделать первые шаги в беспилотии.
Например, в Сахалинской области запустили проект по обучению управлению БПЛА, охвативший 104 общеобразовательных учреждения. Школьников учат собирать, калибровать, программировать и обслуживать дроны, также им преподают азы пилотирования. С 1 сентября курс планируют внедрить во всех школах региона.
Юлия Ханьжина, заместитель директора направления «Молодые профессионалы» АСИ:
«Постановка навыков не зависит от возраста. Первую инженерную «прививку» — ознакомление со сферой беспилотия и архитектурой неба — можно включать в дополнительное образование детей младших классов. Для старших школьников и студентов на уровне среднеспециального образования уже актуальна постановка навыков управления. Это большой вызов и возможность для людей из системы образования. Сейчас мы формируем сообщество лидеров, готовых создавать вокруг себя новые практики в этом направлении».
Управление БАС
Людей, использующих беспилотники, называют эксплуатантами или внешними пилотами наземных средств управления БАС. Причем законодательство делит их на две категории в зависимости от веса летательного аппарата: до 30 кг и больше 30 кг. Для последней группы обязательна сертификация в соответствии с Воздушным кодексом и Федеральными авиационными правилами.
Проект «Кадры для БАС» нацелен на формирование специалистов по работе с беспилотниками весом до 30 кг. Чтобы освоить управление такими БПЛА, на старте не нужно обладать какими-то особенными навыками и знаниями. Однако люди с базовым радиотехническим, геодезическим или картографическим образованием имеют более низкий порог входа в профессию, как показывает статистика комплексной системы по подготовке отраслевых кадров UAVProf.
Где учиться
Агентство стратегических инициатив поддерживает множество разных проектов в сфере управления БАС. Некоторые из них предлагают быстрое и точечное обучение, например КОТ. Это онлайн-курс по безопасному управлению дронами и правовым нормам, в который также включено тестирование для проверки полученных знаний.
Другие программы нацелены на освоение практических навыков. Лидерский проект АСИ «Агримакс А30» представляет собой настоящий учебный комплекс. Это реальный аппарат для тренировок, образовательная программа с видеоуроками и методиками для инструктажа.
В Государственном университете по землеустройству не так давно открылась лаборатория «ГеоКвадро», где будут учить студентов использовать БПЛА в геодезии, кадастре, землеустройстве, сельском и лесном хозяйстве. Проект включает практические занятия и исследования новых методов применения беспилотников.
UAVProf — это лидерский проект АСИ, сертифицированный авиационный учебный центр по подготовке специалистов беспилотной авиации, операторов БПЛА. Здесь за три года отучились 3 тыс. человек из 70 регионов. В программу входят теоретические онлайн-занятия и практика на полигонах и площадках. Также в компании создают первый отечественный тренажер-симулятор и цифровой полигон с миссиями, адаптированными к разным реальным отраслям и задачам.
Где бы эксплуатанты ни учились управлять дронами, эти навыки — отличный задел на перспективу. Как считают эксперты, полученные знания лягут в основу компетенций, которые будут необходимы в самых разных сферах в будущем.
Денис Кириков, директор сертифицированного авиационного учебного центра Школы беспилотной авиации UAVProf:
«Когда отрасль насытится базовым запросом на эксплуатантов и во всех регионах будет достаточно своих пилотов, она эволюционирует от задач по управлению дронами в сторону обработки информации. Знания, необходимые для работы с летательными аппаратами, станут основой в компетенциях специалистов по аналитике данных. На протяжении 50 лет в будущем эти навыки будут базисом для формирования новых интеллектуальных кадров в отрасли».
Создание БАС
В плане разработки, проектирования и конструирования новых аппаратов сейчас можно говорить о формировании отдельной профессии. Она будет существовать на стыке разных дисциплин. В ходе «Архипелага 2023» эксперты пришли к выводу, что сфера создания беспилотных авиационных систем наследует четырем индустриям, компетенции из которых будут нужны новым специалистам.
- Авиация и все, что связано с полетом, — аэродинамика, аэронавигация, механика передвижения по воздуху, устройство двигателей и других частей аппаратов.
- Машиностроение и робототехника — общеинженерные знания, понимание работы микропроцессоров, механических устройств, приводов, силовых блоков.
- Информационные технологии — разработка и применение цифровых систем и платформ, программного обеспечения и искусственного интеллекта.
- Телекоммуникации и связь — обмен информацией, дистанционное взаимодействие с беспилотниками, обратная передача данных на пульт.
Александр Фадеев, директор инженерной школы информационных технологий и робототехники Томского политехнического университета (ТПУ):
«Формируется совсем новая специальность, которая все это объединяет. Сейчас, например, студенты ТПУ, занимающиеся мехатроникой и робототехникой, уже создают свои БПЛА самолетного типа. Но им приходится дополнительно изучать разные дисциплины, которые помогают разбираться в аэродинамике, подъемной силе, радиоканалах управления и так далее. Это непросто — адаптировать какую-либо из существующих профессий под беспилотие, но на базе из многих инженерных специальностей можно вырастить инженеров БПЛА, дорастив недостающие компетенции».
Где учиться
Пока всеобъемлющих образовательных программ, которые учат разработке и созданию БАС от А до Я, не существует. Однако у студентов авиационных и политехнических институтов уже сейчас есть много возможностей. Вузы достраивают модули и поддерживают начинающих специалистов.
Например, в ТПУ функционирует FabLab. Это среда, где студенческие команды могут попробовать свои силы. Здесь есть и станки, и 3D-принтеры, и паяльники, и материалы — все, что может понадобиться для реализации инженерных задумок.
Создание БПЛА и их испытания — затратная история. Но вуз применяет все меры, чтобы сократить издержки и помочь студентам в начинаниях: машины привязывают, помещают в безопасные полигоны, корпуса дополняют специальными ограничителями.
Образовательные организации также активно занимаются вопросами применения ИИ в индустрии БАС и обработкой информации, получаемой с беспилотников. Например, в ТПУ исследователи прямо сейчас учат машины автономно распознавать лесные пожары. К работе над этими задачами привлекают студентов.
Не стоит забывать и о государственной поддержке. Например, гранты Фонда содействия инновациям вроде «Умника» могут принести до ₽1 млн отличившимся студентам, чтобы те могли реализовать собственный проект в сфере беспилотных авиационных систем.