Как задать тренды в HR: product mindset, управление опытом и суперсервис

Фото: Пресс-служба Альфа-банка
Фото: Пресс-служба Альфа-банка
HR-директор Альфа-банка рассказал, что помогает компании задавать тренды в сфере управления персоналом в условиях современных вызовов, когда старые стратегии и правила больше не работают

Об эксперте: Марат Исмагулов, HR-директор Альфа-банка

Ставка на джунов и образование на фоне кадрового голода

— Какие тренды российского рынка труда можно назвать самыми значимыми?

— Сейчас мы наблюдаем, что российский рынок труда находится на исторически низких значениях с точки зрения безработицы. Загрузка производственных мощностей в различных секторах, наоборот, находится на исторически высоких значениях. Отсюда возникает следующий тренд: во многих сферах не хватает сотрудников массовых производственных и сервисных специальностей.

Если говорить конкретно про сектор финансовых услуг, то сейчас очень востребованы специалисты по прямым продажам, доставке и для работы в call-центрах. Особая конкуренция идет за начинающих специалистов.

При этом мы, безусловно, продолжаем нанимать большое количество IT-специалистов. Можно отметить тенденцию, что многие из них начинают возвращаться из-за рубежа, но конкуренция за них сохраняется.

— Как вы выстраиваете работу со студентами и какое место в этом процессе занимают практико-ориентированные программы?

— Мы активно развиваем направление работы с молодежью. В этом году в банке открыты десять направлений оплачиваемых стажировок в рамках программы I Choose Alfa. Среди них — Data Science, IT, кибербезопасность, управление проектами, маркетинг, комплаенс и HR. Сама программа существует уже десять лет, в прошлом году более 80% стажеров остались в команде банка. В их обучении мы активно используем практико-ориентированный подход, то есть студенты получают возможность прикоснуться к процессу и узнать, как все работает.

Альфа-банк и МФТИ запустили совместную магистратуру, это масштабная инициатива. Главная цель программы — подготовить полноценных специалистов по Data Science в банковском бизнесе. Для студентов обучение бесплатное, все расходы берет на себя банк.

Весной мы стали партнерами с Высшей школой экономики (ВШЭ). Вместе с вузом будем запускать совместные программы, проводить научные исследования, организовывать стажировки для студентов, внедрять современные банковские технологии и не только. Уже был запущен бесплатный курс по NLP (natural language processing). Студентов обучат тому, как анализировать тексты с помощью искусственного интеллекта. Лучшие слушатели по итогам этого курса и Data Science соревнования смогут получить ₽800 тыс.

Мы открыли первую цифровую кафедру от банка на IT-факультете Финансового университета. Ее профиль — технологии Data Science, большие языковые модели, искусственный интеллект в финансах и не только. С нового учебного года начнется обучение по базовой программе кафедры: лекции, семинары и проектная работа студентов. Такая коллаборация беспрецедентна для рынка.

Фото:Freepik
Социальная экономика «Сложнее всего сейчас джунам»: HR-прогнозы на ближайшие несколько лет

Цифровые компетенции и кросс-командность

— Сегодня цифровизация играет большую роль во всех бизнес-процессах. Развивает ли банк IT-навыки у неайтишников?

— Команда Альфа-банка известна своей экспертизой в IT. Мы создаем инновации в финтехе, которые регулярно отмечает профессиональное сообщество: например, в этом году наше мобильное приложение стало лучшим в стране по версии Markswebb. В компании, которая разрабатывает суперсервисы такого уровня, нужно, чтобы каждый сотрудник обладал цифровым мышлением. В этом контексте нам важно не умение каждого специалиста кодить, а его понимание, как устроены IT, «цифра» и производственный процесс — этот навык актуален практически для всех направлений.

Чтобы развивать цифровое мышление сотрудников, мы со «Сколково» запустили программу «Цифровые агенты», которую читают IT-эксперты Альфа-банка и приглашенные эксперты-практики из таких компаний, как «Яндекс». Она предназначена для руководителей подразделений банка, напрямую не связанных с IT, которым тем не менее очень важно понимать, как устроены производственные процессы и какие тренды в цифровизации сегодня есть.

Мы применяем лучшие цифровые подходы в разработке не только клиентских сервисов. Наш HR-департамент также перешел на продуктовый подход в разработке внутренних продуктов для наших сотрудников — классический agile, где есть клиентский путь, продуктовые команды, дизайнеры, разработчики. Мы разрабатываем внутренние продукты и сервисы по такому же принципу, что и бизнес-подразделения банка, которые создают продукты для наших внешних клиентов. Мы провели эту трансформацию в HR, чтобы наши сотрудники получали лучший клиентский опыт и могли пользоваться собственным суперсервисом — например, платформой Alfa People.

— Расскажите о корпоративном сервисе Alfa People. Как он помогает сотрудникам выстраивать рабочие процессы?

— Это HR-Tech продукт для сотрудников в двух форматах: адаптивный веб и мобильное приложение. Иными словами, это не интранет, а единая точка доступа ко всем внутренним сервисам банка, сервис, тщательно продуманный с точки зрения клиентского пути сотрудника. На платформе можно бронировать места в коворкингах и на парковках, получать информацию по премиям и зарплатам, заказывать бумажные или цифровые копии документов, а для руководителей есть отдельные сервисы по управлению командой. В Alfa People сотрудники могут записываться на мероприятия, узнавать новости, поздравлять с днем рождения и задавать интересующие вопросы любому коллеге.

Фото: Пресс-служба Альфа-банка
Фото: Пресс-служба Альфа-банка

Культура благополучия и корпоративные комьюнити

— Во многих компаниях на первый план выходит забота о ментальном и физическом здоровье сотрудников. В банке ведется работа в этом направлении?

— Да, это общемировая тенденция. В России она тоже набрала обороты за последние два-три года. Я считаю, что «Альфа» — одна из тех компаний, которые очень много вложили в well-being-инициативы и благополучие сотрудников. Например, та же удаленная работа — это тоже часть well-being. В этом году мы дали сотрудникам попробовать кастомизированный сервис, который помогает с разными бесплатными консультациями по юридическим, финансовым, психологическим и другим вопросам. Все они анонимны и дают людям необходимую поддержку. Пилот прошел очень хорошо, думаем, что масштабируем его для всех.

— Как компания подходит к созданию корпоративных комьюнити?

— У нас насыщенная социальная жизнь. Сотрудники постоянно собираются на встречах, квартирниках и митапах. Так, в середине лета прошла встреча сообщества мобильной разработки банка. Участники трека Android говорили о маркетплейсах для приложений и о том, с чем приходится сталкиваться при масштабировании бизнеса. А на треке iOS предложили debug-меню для разработчиков и тестировщиков и обсудили ключевые моменты технического интервью. У нас также сильное спортивное комьюнити. Ежегодно банк проводит для всех сотрудников спортивный онлайн-марафон Alfa Energy, поддерживает спортивные соревнования, организует тренировки для сотрудников по многим видам спорта. Мы также сотрудничаем с благотворительными организациями и совместно проводим мероприятия.

Буквально на днях у нас сразу в нескольких городах прошли киновечера с просмотром анимационных фильмов Миядзяки — кстати, на такие кинопросмотры можно приходить вместе с близкими и друзьями не обязательно из «Альфы». Показы проходят по-настоящему, с попкорном, часто приглашаем известных кинокритиков и обсуждаем картины после.

Еще банк запустил инициативу Dog-Friendly Fridays — когда сотрудники могут по пятницам приводить в офис на «Технопарке» своих собак. Для питомцев предусмотрены вольеры, миски и игрушки. Мы продумали правила dog-friendly-пространства и удобную навигацию, всех предупреждаем о таких пятницах: у кого-то может быть аллергия, а кто-то просто не любит собак — в этом случае в пятницу можно поработать из дома. Но на деле коллеги как раз выбирают приход в офис в этот день: общение на тему любимых питомцев способствует теплому и дружескому нетворкингу.

То, что люди внутри крупной компании объединяются по интересам, очень хорошо сказывается на сплоченности команды и способствует неформальному общению. Такие связи иногда лучше отражаются на бизнесе, чем формализованные производственные процессы.

Фото:Unsplash.com
Социальная экономика Комьюнити бренда: что это и зачем бизнесу его создавать

Современное рабочее пространство и гибридный формат работы

— Как Альфа-банк инвестирует в офисные пространства?

— Наш флагманский офис в Москве у метро «Технопарк» оборудован по стандарту Fitwel — в офисах появились антибактериальные системы вентиляции и циркадное освещение. Чтобы не мешать коллегам во время созвонов, построили специальные капсулы для переговоров и многое другое.

Но и это еще не все: мы строим финтех не только в Москве, но и по всей стране. В Екатеринбурге, Сочи, Санкт-Петербурге, Барнауле есть коворкинги по единому стандарту — в них может приехать сотрудник из любой точки страны, поработать — за столом или на диване, в уютном кресле или даже провести зум на беговой дорожке с видом на море или горы. А если захочется размяться, можно сходить в один из наших шести бесплатных фитнес-залов с зоной кардио, залом групповых программ, силовыми тренажерами и зоной функциональных тренировок. Каждый может выбирать, что ему по душе, и выбирать пространство даже с учетом времени года.

Фото: Пресс-служба Альфа-банка
Фото: Пресс-служба Альфа-банка

— У сотрудников Альфа-банка есть возможность работать удаленно? Как выстраивается эта работа?

— Формат удаленной работы у нас хорошо прижился. Безусловно, есть направления, которым удаленка просто-напросто не подходит, и это нормально.

При этом есть достаточно большое количество специальностей и профессий, где удаленная работа не только уместна, но даже эффективна, например, в IT-секторе. Мы, как работодатель, очень положительно относимся к нему. Поэтому особую популярность получила гибридная модель работы. Это формат, при котором люди сами выбирают комфортные для них дни недели, когда посещают офис, очно штормят с коллегами, быстро обсуждают накопившиеся вопросы и просто уделяют больше времени нетворкингу.

Фото:Unsplash
Экономика шеринга Интерес вместо страха: как гибридный формат влияет на управление людьми

Микрообучение и гибкие карьерные переходы

— Какие новые подходы в корпоративном обучении использует банк? Какое место в этом процессе занимают практико-ориентированные программы?

— За последние годы мы полностью пересмотрели наш подход к обучению сотрудников. Конечно, есть плановое и обязательное обучение для развития hard skills. А еще есть «Альфа-треки», они больше направлены на soft skills — это короткие программы, рассчитанные на срок от двух до четырех недель. Сотрудник сам или вместе со своим руководителем определяет, чему конкретно хочет научиться и какую компетенцию прокачать. Как оказалось, это действительно эффективный формат.

— Может ли сотрудник выбрать для обучения направление, которое не соответствует его текущей деятельности, и совершить горизонтальный переход?

— Безусловно. Сейчас многие хотят попробовать себя в IT, и поэтому выросло количество горизонтальных переходов в эту сферу. В банке есть отдельные системы карьерного планирования как внутри, так и между бизнес-линиями. Например, благодаря бесплатным курсам Alfa Campus любой сотрудник может попробовать себя в IT-профессии с нуля. Мы создали девять факультетов по интересным для нас направлениям: тестирование, системная аналитика, микросервисная архитектура, JavaScript-разработка, iOS-разработка, Android-разработка, IT-рекрутмент, Pega-разработка, soft-skills (стратегическое и системное мышление, work-life balance, выявление и устранение рабочих рисков, планирование задач и проактивность). На обучение могут записаться как люди извне, так и наши сотрудники. Преподавателями выступают ведущие эксперты банка, а лучшим выпускникам предлагаем работу в наших IT-командах.

Обновлено 29.08.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть