Об экспертах:
- Диана Сюняева, лидер Центра бизнес-анализа и развития информационных технологий ПАО «Газпром нефть», Заместитель Председателя Ассоциации крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования.
- Леонид Потапов, руководитель направления по развитию образовательных программ в сфере информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций ПАО «Газпром нефть», руководитель факультета информационных технологий Корпоративного университета ПАО «Газпром нефть».
- Ирина Гимаева, руководитель корпоративных образовательных проектов и взаимодействия с вузами Корпоративного университета ПАО «Газпром нефть».
Задача
Трансформировать корпоративное IT-образование внутри компании «Газпром нефть», создать персонифицированную образовательную мультисреду и адаптировать ее под текущие реалии импортозамещения ПО и оборудования.
Предпосылки и мотивация
В 2019 году в IT-направлении «Газпром нефти» кросс-функциональная команда проанализировала внутренние корпоративные программы, партнерские программы с вузами, монопрограммы от частных партнеров и программы внутреннего тренерства. После анализа команда пришла к выводу, что тенденция на цифровизацию и повышение комфорта пользователя формирует новые принципы и подходы. Их учли в образовательной стратегии — при ее разработке компания воспользовалась экспертизой как коллег из команды, так и партнеров по отрасли и консалтинговых компаний.
Сложность состояла в том, что всю образовательную программу нужно было адаптировать под разные IT-запросы от всей группы компаний, в том числе от бизнес-блоков.
В итоге в 2021 году «Газпром нефть» утвердила единую образовательную стратегию в области цифровых и информационных технологий. Эта стратегия позволила сформировать подходы и треки обучения для различных целевых аудиторий во всей группе компаний: старший менеджмент, IT-специалисты, эксперты центров компетенций HiPо и бизнес-пользователи. Каждый сотрудник может подобрать себе подходящие виды образовательных продуктов и форматы обучения, например, микро- и нано-лернинг. Особый фокус в стратегии поставлен на направлениях, которые связаны со сменой стека технологий. Всего в стратегии обозначили два крупных направления.
- Переход от моносреды к мультисреде. В действовавших ранее обучающих программах подходы, модели и каналы донесения информации были одинаковыми. Сама наполненность и спикеры материалов тоже не менялись. Образовательная среда с интеграцией онлайн и офлайн занятий и более современными подходами, по типу мультисреды, где есть развитые программы и множественность каналов передачи информации, решила бы эту ситуацию и приблизила компанию к персонифицированному IT-образованию.
- Персонификация обучения команд. Главы подразделений ежедневно взаимодействуют с командой для обеспечения высоких результатов, и этим руководителям тоже нужны дополнительные знания, но текущие компетенции могут не всегда позволить им определить траекторию развития. Нужна была система, которая поможет руководителям в разработке стратегии и тактики развития компетенций подчиненных с опорой на бизнес-цели подразделения.
Но кроме внутреннего запроса на образование, был и внешний фактор давления — перед HR-экспертами обострилась задача удержания квалифицированных IT-кадров. По данным сервиса hh.ru, на российском рынке работодатели стали в 8 раз чаще искать специалистов с опытом от 1 до 3-х лет, чем соискателей без опыта.
Программы развивались по назначенной стратегии вплоть до февраля 2022 года. Сегодня же стоит задача учитывать не только внутренние цели, но и новые реалии — из-за этого внедрять изменения теперь нужно быстрее и на большем количестве уровней. Так появилось третье направление в обучении: дополнительное обучение по отечественному ПО. Вскоре появился прогноз спроса на образовательные программы по импортозамещению, переходу на программное обеспечение с открытым исходным кодом и новые отечественные IT-решения. Это повлекло за собой необходимость быстрой переподготовки целых команд: как IT-специалистов и руководителей, так и бизнес-пользователей IT-систем.
Теперь в условиях перехода на новые IT-решения нужно было быстро выпустить актуальные образовательные продукты для команд. Это повлияло на стратегию по подготовке IT-персонала компании, а также по работе со студентами и молодыми специалистами.
Решение
После нескольких внеплановых сессий в начале 2022 года менеджмент и эксперты «Газпром нефти» решили не менять основных целей бизнес-стратегии до 2030 года и цифровой трансформации группы компаний. Основное изменение, которое следовало реализовать — смену стека технологий. Действовавшая с 2014 года программа импортозамещения помогла в ситуации, когда иностранные поставщики ПО стали покидать Россию.
Для осуществления новой концепции «Газпром нефть» поставила следующие задачи:
- Заменить большую часть иностранного ПО отечественным.
- В ускоренном режиме развить новые отечественные IT-продукты.
- Массово переобучить и дообучить свои команды.
- Перестроить процесс линейного обучения IT-команды на параллельное обучение в связке с развитием продукта.
- Вовлечь непрофессиональных (обычных) пользователей в развитие IT-продуктов.
Реализация
Команда IT-функции «Газпром нефти», отвечающая за IT-образование, внедрила современные принципы обучения и ввела магистерские программы для развития мультисреды. В «Газпром нефти» работают более 80 тыс. человек, поэтому было важно определиться с принципами IT-образования, которые будут применимы ко всем сотрудникам. Вот два основных принципа, которые легли в основу нового корпоративного обучения компании:
- Life-long learning или «обучение длиною в жизнь». В период турбулентности важно учитывать карьерный рост и наращивание компетенций в связке с будущим. По этой концепции в компании был создан проект «Мой трек» — он позволяет расписать карьерный план каждого IT-специалиста и спланировать потребность компании в его компетенциях с перспективой на несколько лет.
- Разнообразие продуктов и каналов получения информации. Классические лекции в офлайн или онлайн формате разбавили современными форматами. Команда IT-образования внедрила микрообучение через:
- короткие саммари-видео;
- мастер-классы, объединяющие теорию и практику;
- системные сессии и воркшопы в группах;
- групповой майндмэппинг и инфографику.
В 2022 году в «Газпром нефти» создали единый образовательный маркетплейс для всех сотрудников группы компаний. Любой сотрудник может за пару минут найти, выбрать и записаться на интересующий его курс. Если курс асинхронный, учебные материалы будут доступны 24/7, если требуется тренер — расписание составляется по календарю на ближайшую волну, а если обучение внешнее — то занятия организуются в ближайшие пару месяцев.
Также внедряются и корпоративные магистерские программы собственного IT-факультета Корпоративного университета, на которые могут поступить выпускники бакалавриата и сотрудники компании. Пока разработаны два направления: ИТ-инфраструктура и бизнес-анализ. Программы адаптирована под современные реалии, а 30% преподавательского состава — IT-эксперты «Газпром нефти».
Для персонифицированного обучения команд привлекаются Learning Business partners (LBP). LBP это независимые HR-специалисты, которые помогают руководителям разрабатывать обучение для сотрудников без отрыва от бизнес-целей подразделения. Так создаются индивидуальные пути развития каждого сотрудника. LBP также проводит независимую оценку эффективности обучения в соответствии с метриками.
Сейчас в «Газпром нефти» проводится пилотное обучение с помощью LBP для двух подразделений компании и HiPo IT-функции. Так, сервис LBP поможет повысить эффективность обучения, обеспечить индивидуальный подход при решении образовательных задач и непрерывность развития.
Параллельно с внутренним обучением, компания организовывала образовательные проекты для молодых талантов. Так, был проведен интенсив-лагерь IT Camp для студентов, желающих работать в IT «Газпром нефти». Мероприятие вошло в календарь «Год науки и технологий» Министерства образования и науки. На итоговой защите проектов лидеры IT кластера «Газпром нефти» предложили участникам 20 вакансий — и все офферы были приняты. Спустя год после трудоустройства в компании продолжают работать 95% участников первого потока.
Результаты
За три месяца внедрения дополнительного обучения и переобучения в сфере отечественного ПО в программе приняли участие более 2 600 сотрудников. Новые программы показывают сходства и отличия IT-решений, на которых специалисты работали ранее. Это позволяет максимально использовать накопленный опыт и быстрее набирать требуемые компетенции.
Планы и перспективы
«Газпром нефть» уже является флагманом по части перевода внутренних IT-структур на российские решения. Компания продолжит достижение целей, поставленных программой импортозамещения еще в 2014 году — перевод всех критических внутренних процессов на отечественное ПО и оборудование и обучение сотрудников работе с ним. Команда корпоративного IT-обучения будет адаптировать и создавать новые программы в дополнение к уже запущенным. Так, любой бизнес-пользователь сможет быстро научиться работе с новыми операционными системами, общекорпоративным и специальным ПО или другими IT-продуктами.
Переобучение и дообучение персонала продолжится для IT-специалистов, которые будут применять новые IT-решения в работе. Поэтому привлечение в компанию молодых талантов тоже является важным вектором развития «Газпром нефти», в том числе в рамках среднего профессионального образования. Компания уже запустила проекты в 2022 году.
Антон Думин, CIO, Директор дирекции информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций ПАО «Газпром нефть»:
«Активную трансформацию ИТ-образования команда ИТ совместно с Корпоративным университетом ПАО «Газпром нефть» начала два года назад.
Мы видим высокий потенциал в развитии ИТ-компетенций среди наших коллег, обладаем высоким уровнем экспертизы и готовы предоставить образовательные инструменты и ресурсы для всех категорий персонала. Уверен, что наша амбициозная команда не остановится на достигнутом, и продолжит реализацию новых образовательных проектов в сфере ИТ в компании, отрасли и стране»