«Много воды, мало практики»: зачем «Ростелеком» создает бизнес-сообщество

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива
Более 3 млн предпринимателей не знают, как использовать цифровые технологии для развития бизнеса. Директор по маркетингу «Ростелекома» Сергей Таболин рассказывает, как и зачем компания создает для них бизнес-академию

Об эксперте: Сергей Таболин в 2017 году стал директором по маркетингу бизнес-сегмента «Ростелекома». С 2003 по 2017 годы работал в «Вымпелкоме». Начинал карьеру в компании специалистом по складскому планированию и вырос до руководителя департамента маркетинга сегмента малого и среднего бизнеса.

ДНК на проводах и миллионы брошенных предпринимателей

— Какова главная цель «Бизнес Драйв Академии»? Для чего она работает?

— «Ростелеком» — оператор надежной, качественной и безопасной инфраструктуры. Это и телефония, и интернет. Цифровые технологии — основа развития цифровой экономики. Но есть серьезная проблема.

До предпринимателей не доходит информация о том, как цифровые технологии могут им помочь. Они не знают, почему важно их внедрять на любом этапе развития компании. Из-за этого в России микробизнес или самозанятость не масштабируется, не переходит в сегмент малого и среднего бизнеса.

Мы видим, к примеру, что часть предпринимателей подключают облачные цифровые технологии, но не могут ими воспользоваться на 100%. Если ребенку подарить телескоп, он не сразу разберется, как им пользоваться. Его нужно научить. Так и с цифровыми технологиями для бизнеса.

Экономика инноваций Как выстроить корпоративную культуру, помогающую справиться с кризисом

Наша миссия — в создании образовательной платформы с качественным контентом, в создании бизнес-сообщества. Туда входят люди, заинтересованные в развитии своего дела на пользу родного города.

Сегодня около 7 млн человек в России занимаются коммерческой деятельностью. 50% из них находятся в малых и средних городах. В малых и средних городах России довольно тяжело вести коммерческую деятельность, это факт. Там меньшая покупательская способность, меньше чек. Нам важно создать образовательный проект как раз для предпринимателей из небольших городов.

— То есть ваша платформа отличается от других бизнес-сообществ фокусом на регионах?

— Верно. Работая над платформой, мы выделили четыре типа образовательных структур:

  1. Похожие на нас, но покрывающие города с длинным чеком — Москву, Питер, миллионники.
  2. Инфоцыгане, дающие много воды, неструктурированную и несистемную информацию.
  3. Государственные университеты — «Сколково», ВШЭ, Плехановка. Но они привязаны к Москве, филиалов по России либо нет, либо очень мало.
  4. Плюс само государство создает полезный контент, который можно применять для развития бизнеса. Но он зачастую написан малопонятным канцелярским языком.

В маркетинге есть понятие «голубой океан». Это неизведанные участки рынка. Я говорю о тех самых 50% брошенных предпринимателей. Сейчас они получают контент в формате «много воды, мало практики». Наша задача — дать предпринимателям структурированную и полезную информацию.

Экономика образования Опыт Чингисхана и Pixar: пять книг о корпоративной культуре

Дефицит времени и контент на все случаи жизни

— Чем ваш контент отличается от той информации, которую дают предпринимателям другие образовательные проекты и бизнес-сообщества?

— Мы давно и очень внимательно изучаем бизнес в малых и средних городах России. И предпринимателям не хватает трех вещей: времени, базовых знаний и практического опыта.

Часто мы встречаем тех, кто ведет локальный бизнес уже 15 лет, например, держит сеть салонов красоты, и при этом не знает, какие тренды сейчас есть в области продвижения и дистрибуции.

Поэтому у нас все построено на практическом контенте. Его структура — мини-блоки — позволяет учиться, когда появляется свободное время. Контент доступен с любого устройства.

У нас есть не только курсы. Например, на платформе работает библиотека «Бизнес Драйв для предпринимателей». Издательства и университеты поставляют нам цифровые версии книг российских авторов-бизнесменов.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Провести свадьбу и посадить самолет: VR в корпоративном обучении

Подача контента разная для разных целевых аудиторий. Для молодых предпринимателей классно заходит формат короткой, двух-трехминутной видеоинфографики. Для более старших поколений — аудиоподкасты, лекции, интервью. Форматы совершенно разные, чтобы человеку не стало скучно и у него был выбор.

Предприниматель может потреблять наш контент в специальных каналах, у нас внутри есть корпоративный мессенджер. В группах можно найти и образовательный контент, и официальную информацию, и развлекательный контент. Фактически, полный цикл полезного контента, который мы отдаем предпринимателю здесь и сейчас и абсолютно бесплатно. В целом, наша ключевая идея — создать с помощью контента системную и последовательную историю развития своего бизнеса.

— Что вы имеете в виду под развлекательным контентом?

— Это история, связанная с различной статистикой, инфографикой, с работой наших модераторов, которые закидывают интересные темы для обсуждения.

— Контент бесплатный? Есть какие-то ограничения доступа?

— Мы хотим охватить максимальное число предпринимателей. Поэтому для входа в академию нужно заполнить форму с минимумом информации о себе. После этого можно переходить в приложение или веб-версию и потреблять контент бесплатно в любом удобном формате. Все затраты на продакшн ложатся на нас, на предпринимателей мы ничего не перекладываем.

— А в чем выгода для «Ростелекома»?

— «Ростелеком», помимо всего прочего, является разработчиком и провайдером цифровых технологий — виртуальной телефонии, центров обработки данных, кибербезопасности, систем видеонаблюдения. По этим продуктам мы также даем структурированный контент. Рассказываем, как применить ту или иную технологию в развитии своего бизнеса. Чтобы, к примеру, перед покупкой видеонаблюдения предприниматель мог изучить продукт, понять, зачем он нужен.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Геймификация и офлайн — новая нефть: что меняется в бизнес-образовании

— То есть вы заинтересованы в том, чтобы бизнес становился цифровым и в итоге пришел к вам в качестве потребителя ваших цифровых продуктов?

— Да, все так.

Практикующие эксперты и курсы в новой реальности

— Как вы отбираете экспертов для платформы?

— Наш эксперт — человек, которому предприниматель из условного города N поверит, как себе. Это люди с региональным бэкграундом развития бизнеса, способные емко, структурировано и просто рассказать о конкретной теме.

Около 70% наших экспертов — практикующие предприниматели. Еще 30% — профессора, которые раньше работали в различных крупных компаниях. Мы их привлекли в рамках коллабораций с учебными заведениями. Это если говорить про курсы.

В истории с книжным клубом, подкастами — там состав экспертов на 100% предпринимательский.

— Как формируются темы для курсов и другого контента?

— Весь наш продакшн и контент — это исключительно то, что хотят потреблять предприниматели. Контент построен на трех составляющих: бизнес-потребности, бизнес-задачи и бизнес-боли.

Потребности и задачи — они очень четкие, емкие и структурированные. С болевой составляющей нам очень помогают сами предприниматели.

У бизнеса новая реальность. Мы спросили у предпринимателей, какие им нужны курсы. Получили очень простой ответ: нам нужны бесплатные антикризисные курсы в формате готовых инструкций.

Фото:пресс-служба
Социальная экономика Как компании-гиганты поддерживают культуру в регионах

О том, как сохранить финансы в период перемен, как и куда их инвестировать, как работать с командой в кризис. С учетом запрета ряда соцсетей актуальным стал вопрос продвижения. В мае мы оперативно сняли и разместили четыре этих курса. Они у нас сейчас в топе.

Цифровой чек-ап и 25% предпринимателей на платформе

— Когда вы запустили платформу?

— В декабре 2021 года. В октябре-ноябре провели большой пилот с участием двух тысяч предпринимателей. Они дали нам очень ценную обратную связь, позволившую доработать платформу. За что мы им очень благодарны.

Но еще в 2018-м мы начали проводить офлайновые мероприятия — мастер-классы от бизнес-экспертов. Офлайновые мероприятия и подтолкнули нас к созданию онлайн-платформы.

Мы отбирали людей исключительно с реальным бизнесом, практиков. На мастер-классах мы дополнительно продвигали цифровые сервисы и услуги «Ростелекома». И мы поняли, что в регионах можно собирать целевые группы. В разных точках, например, в Хабаровске, Барнауле, на наши мероприятия приходила значительная часть предпринимателей города.

На офлайновых мероприятиях предприниматели знакомились с современными инструментами и методами ведения бизнеса, легко делились болями и чаяниями, проблемами и способами их решения, находили новых клиентов и партнеров. Мы этого не ожидали. Мы видели колоссальную обратную связь.

В какой-то момент я понял, что мероприятия становятся настолько качественными и их становится так много, что мне нужно создать у себя отдельное агентство, заточенное под них. Но бюджет не безграничен, позволить себе я этого не мог. Поэтому мы с коллегами решили масштабировать проект на всю страну и перенести его в онлайн-формат.

Фото:Shutterstock
Экономика образования EdTech: чего хочет молодое поколение топ-менеджеров от обучения

— Поговорим о результатах работы платформы за полгода.

— 30 июня мы зафиксировали рекорд по числу зарегистрированных. За день к нам пришли почти 650 предпринимателей. Всего в нашем сообществе — почти 17 тыс. человек.

Это активные пользователи, они обучаются, смотрят контент, скачивают его. В среднем предприниматель проходит у нас 2,5 курса. На топовых курсах 87% пользователей, начавших обучение, заканчивают его.

— Аудитория с высокой мотивацией.

— С одной стороны, да. С другой — мы постоянно проводим опросы и делаем клиентский путь быстрым и четким, мы поддерживаем и мотивируем. У нас есть рассылки контента, есть таск-менеджер, который помогает ставить задачи и напоминает о том, что нужно досмотреть курс.

Наша платформа — это не классическая образовательная система. Скорее, это модульная система, в рамках которой есть огромное количество контента для развития бизнеса.

— Как вы собираетесь развивать платформу?

— Сегодня мы много рабочих встреч проводим с Минэкономразвития. Пытаемся вместе придумать бонусную систему для предпринимателей, которая помогла бы проводить им цифровой чек-ап и расти.

Сам чек-ап — это 30 вопросов, персональный трекинг предпринимателя. Если он отвечает на них, мы делаем для него персональную подборку полезного контента. Это история, связанная с углубленным цифровым скорингом и построенная на машинном обучении. Эту систему мы только запускаем, чтобы у каждого предпринимателя был свой уникальный разбег.

Другая история — новые форматы контента. Будем делать ток-шоу, блоги с предпринимателями, они станут создателями контента для бизнес-сообщества. Мне кажется, это очень крутое начинание. Оно позволит создать еще больше смысла в цифровом сообществе предпринимателей, сделать его общероссийским.

Наш план до конца года: еще 50 тыс. зарегистрированных предпринимателей. Глобальная цель — привлечь на платформу 25% всех предпринимателей России.

Обновлено 06.09.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть