А может есть еще варианты? Как не ограничивать себя и получить все сразу — в материале РБК Тренды.
Зачем айтишники идут в стартапы
В сегодняшних реалиях ИТ-специалист — одна из самых востребованных профессий в мире. У работы в отрасли много плюсов, включая высокий доход и гибкий график. Но для специалистов это слабая мотивация. Ключевые ценности ИТ-сферы — разнообразие задач, развитие и новые вызовы. Это подтверждает исследование hh.ru и GeekBrains: 64% респондентов привлекает перспективность отрасли, 40% — разнообразие задач. При этом лишь 25% опрошенных заботит стабильность.
В погоне за разнообразием, специалисты устремляются в стартапы или запускают собственные проекты. В 2019 году компания LinkedIn провела опрос среди разработчиков, ушедших в стартапы. Оказалось, программистам не интересен «бренд» работодателя (далеко не каждый мечтает попасть в Google). Их скорее привлекают технологии, с которыми предстоит работать. И в молодые компании идут как раз за решениями, которые могут «выстрелить» и принести золотые горы. В то же время всегда есть риск прогореть и не оправдать вложения инвесторов.
В стартапе четко виден собственный вклад в продукт — и это еще один плюс в его пользу. Технология или решение могут оказаться прорывом, а специалист, над ним работавший, получить признание и деньги, считают респонденты LinkedIn.
Айтишников привлекает и дух свободы, хотя тут все не так очевидно. Ошибочно полагать, что в стартапе у специалиста есть возможность развиваться в любом направлении. Скорее, ему приходится работать с узким сегментом технологий, что мешает получить широкий опыт работы с разными проектами и решениями. В итоге тот самый дух свободы выражается в более демократичной атмосфере и отсутствии четких правил.
Почему некоторые айтишники никогда не пойдут в стартап
Глядя на успешные истории Apple, Google или Microsoft, может появиться чувство азарта и желание рискнуть. Однако около 90% таких проектов обречены на провал. Причины могут быть самые разные — от продукта, не востребованного на рынке, и нехватки денег до выгорания сотрудников (да-да, в стартапе тоже такое случается) и слабого нетворкинга.
В период глобальных кризисов стартапы особенно уязвимы. Например, в 2020-м еще в начале первой волны COVID-19 такие известные стартапы, как Revolut, WeWork, Bird, Airbnb, Uber и Lyft, сократили значительную часть сотрудников. В целом, по информации The Wall Street Journal, только с марта по июнь 2020 года почти 70 тыс. сотрудников ИТ-стартапов лишились работы.
Кроме описанных рисков, многие делают выбор в пользу крупной корпорации за возможность обучаться и быстро расти. Для ИТ-рынка этот фактор невероятно важен: айтишник должен всегда быть на острие технологий. Иначе составить конкуренцию другим экспертам будет трудно.
Ко всему прочему, некоторые айтишники воспринимают работу в стартапе как «незначительную». Они считают (зачастую так оно и есть), что в маленькой молодой компании не получится работать над важным и масштабным проектом. Это всегда лотерея, в которую далеко не каждый специалист готов играть.
Быть стартапом внутри гиганта: неочевидные ходы для искушенного айтишника
Вряд ли кто-то задумывался, что проект федерального масштаба — тоже своего рода стартап в крупной компании. Это всегда челлендж, который нужно преодолеть. Кроме того, такие задачи требуют от руководства инвестиций в оборудование, ПО или новые кадры — совсем как на старте нового бизнеса. Зато команда этого проекта может «выстрелить» внутри компании не хуже стартапа: сотрудники получат финансовое и карьерное повышение, уникальный опыт и знания. И в ИТ-корпорациях такое происходит регулярно, при этом с минимальными рисками для айтишника-энтузиаста.
Неочевидный путь: реальный стартап внутри ИТ-гиганта. Это гибридный подход, который позволяет специалистам попробовать себя в новых задачах и раскрыть потенциал. При этом стабильная зарплата, соцпакет и другие бонусы остаются на месте.
Зачастую компания осознанно идет на такой шаг, чтобы не упустить ценные творческие кадры. Кроме того, внутренние стартапы помогают искать новые решения и проверять гипотезы с минимальными рисками. Иногда такие инициативы получаются весьма эффективными. Например, в IBM в течение первых пяти лет из 25 стартапов три были неудачными, но оставшиеся приносили $15 млрд в год.
В крупных российских компаниях эта практика также активно развивается: «Яндекс», НЛМК, Х5 Retail Group и еще сотни организаций создают стартапы. В ИТ-компании «Инфосистемы Джет» за последние три года появились три новых центра, которые фактически работают как стартапы.
«Наш ML-стартап (Центр машинного обучения) начинался с нескольких пилотных проектов в 2017 году и команды из двух человек. Сейчас у нас работает несколько десятков дата-сайентистов. Подразделение может похвастаться приличным числом довольно крупных внедрений в промышленных компаниях, к примеру, в НЛМК и Segezha Group», — рассказывает директор по работе с персоналом «Инфосистемы Джет» Ольга Ковардакова.
В 2019-м в компании «Инфосистемы Джет» появился Центр инноваций, базирующийся в «Сколково», для поиска новых направлений развития бизнеса.
«В этом году команда центра разработала и внедрила систему мониторинга температуры на базе интеллектуальных датчиков и IoT для «Сибирской генерирующей компании». Решение не имеет аналогов среди теплосбытовых компаний и помогает минимизировать потери энергии, отслеживать воровство тепла и даже разоблачать недобросовестные управляющие компании», — добавляет Ковардакова.
Еще один стартап появился в разгар пандемии. «Инфосистемы Джет» вывела из крупного департамента команду лучших экспертов в области создания хранилищ данных. Так появился Центр управления данными. Одна из его задач — развитие широкой партнерской сети, в которую уже входят как мировые гиганты Oracle и IBM, так и молодые российские компании Arenadata, «ЮниДата» и «Форсайт».
Независимый эксперт Василий Тарасевич рассказывает, как работает с внутренними стартапами один из крупнейших ретейлеров:
«В этом направлении у X5 Retail Group есть несколько подходов. Компания активно развивает собственные продукты и создает вокруг них команды, которые занимаются выводом решений на рынок. Например, в 2020 году ретейлер разработал и внедрил кассы самообслуживания в своих сетях, а в следующем году стартап, созданный X5, будет продавать их другим компаниям. Кроме того, формируются команды-стартапы для решения внутренних задач. Реалии таковы, что сегодня выгоднее, к примеру, разработать систему ЭДО в своем стартапе, чем покупать готовое решение. Компания также планирует освободить такие подразделения от рутинных задач и выделить для специалистов коучей и менторов. Так стартапы смогут полностью сосредоточиться на создании инноваций».
Аналитики Gartner еще в 2016 году прогнозировали, что традиционным корпорациям нужны стартапы, чтобы оставаться конкурентоспособными в цифровом мире. По их оценке, к 2021 году 50% корпораций будут использовать методики стартапов.
Вероятно, со стороны ИТ-специалистов спрос на такие «гибридные» условия работы тоже будет расти в ближайшие годы. Подобный подход к организации труда с возможностью получать регулярную зарплату и в то же время работать над новыми задачами позволит решить вечную дилемму айтишников. Им не придется выбирать.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.