Кем мечтают стать современные дети: как выбирают профессию в XXI веке

Фото: Midjourney
Фото: Midjourney
Тонкости профориентации и карьерного трека «РБК Тренды» обсудили с сооснователем сервиса «Профилум» Виталием Алтуховым

Об эксперте: Виталий Алтухов, сооснователь, директор по разработке и исследованиям, руководитель федеральных проектов платформы «Профилум». Эксперт в области профориентации, карьерной навигации и аналитике занятости. Более 15 лет занимается исследованиями рынка труда.

Фото: Михаил Гребенщиков для РБК
Фото: Михаил Гребенщиков для РБК

Согласно исследованию платформы «Профилум», полностью уверены в выборе будущей профессии всего около 17,5% современных учащихся, более или менее со специальностью определились около 68%, остальным же школьникам еще только предстоит сделать выбор.

От купца до гейм-дизайнера

— Как раньше дети выбирали профессии?

— Практика профориентации зародилась еще в конце XIX века. Мне попадались любопытные и даже забавные материалы социологических опросов тех лет, где подростков опрашивали, кем они хотят стать и почему. Ответы были обычно вроде «Хочу стать мясником, потому что у него всегда есть мясо» или «Я хотел бы быть купцом, чтобы спать на нормальной кровати». Это были бытовые факторы выбора профессии.

С тех пор ситуация сильно изменилась — в первую очередь с ростом доступности образования. В начале XX века даже школьное образование было эксклюзивным, а вот сейчас среднее профессиональное или высшее получают практически все. И в целом концепция современности — это обучение в течение всей жизни. Во-вторых, с каждым годом растет многообразие профессий и специализаций. В XX веке ассортимент выбора был крайне ограничен, сейчас число специальностей выросло в сотни раз. Поэтому возрастает и важность профориентации: в таком разнообразии и многогранности очень важно найти что-то свое и понять, куда применить свои способности и таланты.

— А что еще отличает детей XXI века?

— Конец 1990-х и начало 2000-х в нашей стране — это время приоритета высшего образования, менеджерских и экономических профессий. Они были наиболее востребованными, точнее — популярными. Сейчас акцент сместился в сторону специальностей из сфер информационных технологий, инженерных и производственных профессий. Более того, айтишники уже не так востребованы рынком, как об этом по-прежнему думают очень многие. Не так давно мы провели опрос среди почти 12 тыс. учащихся 6–11-х классов из разных регионов страны.

Во время исследования удалось выяснить, что в топ-5 у российских школьников входят профессии дизайнера интерьера, веб-дизайнера, художника, гейм- и графического дизайнера.

Мальчики чаще всего хотят стать дизайнерами интерьера, работать в области гейм- и веб-дизайна, а также 3D-моделирования, проявить себя в качестве художника. У девочек профессии мечты расположены несколько в другом порядке: художник, дизайнер интерьера, веб- и графический дизайнер, а также психолог.

Фото:Unsplash
Экономика образования Почему профориентация не работает и какой она должна быть

Уроки карьерной грамотности

— Что влияет на выбор профессии?

— Сейчас время выбора профессии приходится на 8–9-е классы, когда нужно принимать решение — оставаться в школе и поступать в вуз или идти в колледж. Поэтому профориентацией важно заниматься уже с 5–6-го класса, чтобы к концу средней школы человек хотя бы примерно понимал, где ему интересно и куда можно пойти. Ранняя профориентация к тому же помогает повысить карьерную грамотность как умение ориентироваться в рынке труда, недостаток которой влияет в том числе на выбор профессии.

На первый взгляд может показаться, что дети чаще выбирают то, что подсказывает им окружение, то, что находится в информационном поле и популярно. Однако наши исследования показывают, что при выборе будущей профессии современные дети опираются в первую очередь на собственные желания, интересы и способности (почти 83% учащихся выбрали именно этот вариант ответа). Причем девочки выбирают специальность таким образом чаще мальчиков (85,2 против 78,9%). Именно поэтому важно формировать адекватные представления школьников о мире профессий, чтобы они полагались на достоверные знания.

Также школьники опираются на мнение родителей и близких, информацию из интернета, рассказы представителей профессии. Реже всего для этого прибегают к информации от образовательных учреждений, мнению учителей и наставников, друзей, а также известных персон. Но — интересный факт — мальчики чаще девочек прислушиваются к наставникам и тренерам, учителям.

— Вы сказали, опираются на собственные интересы. А чем интересуются современные дети?

— Что касается интересов, то, согласно многим исследованиям, мальчики больше ориентированы на так называемые STEM профессии — Science, Technology, Engineering, Mathematics. Девочки же предпочитают творческие, социальные и гуманитарные профессии. Но в целом в средних классах очень многие интересуются творческими, социальными профессиями и так далее вне зависимости от пола. Ближе к старшим классам выбор детей становится более прагматичным, и они уже заинтересовываются и инженерными профессиями, и прикладными. Однако нужно понимать, что помимо интересов есть факторы возможности поступления, бюджетных мест, рынок труда — они очень сильно корректируют интересы людей.

В нашем исследовании мы говорили об интересах (исходя из которых многие и делают выбор в пользу той или иной профессии) — они у девочек и мальчиков значительно отличаются, и в пятерке самых выраженных пересекаются только спорт и творчество. Согласно исследованию, больше половины девочек интересуются творчеством (51%), также многие стремятся заниматься помощью людям (18%), спортом (15%), языками и живой природой (по 13%). Мальчикам же интереснее технологии и информатика, техника и прикладное мастерство, финансы и бизнес, а также — как и у девочек — творчество и спорт. Суммарно 24% современных школьников показывают высокий уровень интереса к творчеству, 14% — помощи другим, 13% — технологиям и информатике, 12% — спорту и 11% — финансам и бизнесу.

— А способности у них какие?

— Среди наиболее развитых способностей современных детей чаще всего встречаются организационные (31%), социальные (29%) и физические (23%). Среди российских школьников около трети как мальчиков, так и девочек с ярко выраженными организационными способностями (30 и 32% соответственно). Кроме того, у девочек ярче выражены социальные и физические способности (31 и 22%), а у мальчиков — прикладные и социальные (28 и 25%).

— Что в приоритете у современных школьников — вуз или колледж?

— На бакалавриат или специалитет планируют поступать около 50% от всего числа школьников. Причем девочки больше настроены на учебу в вузе (53,2 против 44,7%). В учреждения СПО планируют подать документы почти четверть учащихся российских школ — 24,3%. Хотя к моменту поступления эта ситуация может корректироваться и реальный процент поступающих в колледжи может доходить до 80 в ряде регионов и субъектов страны.

Сейчас становится все больше треков, когда дети (и родители, ведь выбор профессии — это чаще всего семейное решение) выбирают трек «колледж — работа» или «колледж — вуз — работа».

Колледж дает ребятам возможность быстрее выйти на рынок труда, а профессии, которые можно освоить в колледже, иногда приносят даже более высокий доход, чем те, которые можно получить в рамках высшего образования.

Фото:Dalle-3
Экономика образования Профориентация на базе больших данных и психометрики: как это устроено

Правильный выбор направления

— Какие направления подготовки наиболее популярны у школьников?

— Что касается выбора направления, самыми популярными стали науки об обществе и технические дисциплины (15,6 и 15,2%). Однако экономикой, социологией и другими общественными науками чаще интересуются девочки (19,1 против 10,6%), а вот инженерное дело, технологии и электроника больше привлекают юношей (26,5 против 7,4%). Также в списке наиболее популярных направлений — информатика и компьютерные науки, здравоохранение и медицина, искусство и культура.

Выбор вуза — это выбор «длинной» карьеры, включая академическую, которая требует долговременных вложений. Если человек хочет получить высшее образование, он должен понимать, что ему сначала нужно на два года дольше учиться в школе, потом в вузе провести четыре-шесть лет (а то и больше, например среди врачей). И не факт, что это принесет больше денег и возможностей для самореализации, чем среднее профессиональное образование.

Выпускники СПО тоже в цене — например, для ребят, которые планируют заниматься прикладным трудом, работать в сфере сервиса, инженерии и пр. Зачастую у них зарплата даже выше. Это более короткий выход на старт карьеры, а еще отличный способ получить несколько образований сразу — после колледжа доступен бюджет в вузах.

— Что, по вашим прогнозам, будет в тренде через несколько лет?

— Мир меняется быстро, и периодически нас пугают исчезновением профессий. Врачи, педагоги, инженеры — они никуда не денутся! Поменяется их работа: конечно, там все больше проявят себя нейросети и другие технологии, которые будут выполнять определенные действия за человека. Они смогут помогать врачам быстрее принимать решения, учителям — проверять домашние задания. Но не заменят их. Постепенно могут уходить те специальности, где все основано на простых интеллектуальных алгоритмах и операциях. Такую работу легко автоматизировать. Например, кредитные специалисты. Раньше человек решал, дать клиенту банка кредит или нет. Теперь это все могут сделать алгоритмы.

Будут ли появляться новые профессии? Да, каждый год будут появляться 1–2% каких-то новых сложных профессий. В сфере того же искусственного интеллекта, например, в перспективе двух-трех лет.

В течение 10–15 лет, конечно, возможны более колоссальные изменения, но их всегда достаточно трудно прогнозировать на такую перспективу.

Кредит, бюджет и ценность знаний

— Как поддержать ребенка в выборе профессии?

— Во-первых, существуют специальные платформы и сервисы, которые помогают ребенку определиться и лучше узнать свои интересы и возможности. Во-вторых, безусловно, нужны профориентационные мероприятия для детей, связанные с пониманием их особенностей, склонностей, интересов, их применением. Третье — несомненно, практика: поездки, экскурсии, профессиональные пробы. Здесь очень важно давать полноценный выбор, давать возможность посмотреть и узнать как можно больше, развить карьерный кругозор и насмотренность. Ведь выбор профессионального трека — это надолго. Если сейчас ему что-то очень поверхностно нравится, но потом он разочаруется, то эффекта будет мало. Важно, чтобы профориентация работала вдолгую.

— Что делать, если ребенок хочет на определенную специальность, а денег на оплату учебы нет?

— Тут несколько вариантов. Как правило, получить бюджетное образование можно практически всегда. Если интересует какое-то направление, но поступить на него получается только платно, а денег вообще нет, можно попробовать пойти на специальность, которая близка к текущей, хоть и не идентична. Где при этом конкурс будет ниже. Можно поискать другие образовательные учреждения, куда возможно пройти по имеющимся результатам экзаменов на бюджет. Если же хочется в определенное учебное учреждение, где только платные места, можно попробовать поступить на вечернее или заочное отделение и параллельно работать. Сейчас есть и образовательные кредиты, которые выплачиваются по особой схеме после получения диплома. Еще можно попробовать поступить на платное, а потом перевестись на бюджет. И еще всегда есть платформы и возможности для самообразования, на которых можно освоить профессии самостоятельно. В ряде сфер такие ребята ценятся даже выше, чем те, кто просто получил формальное образование.

Обновлено 21.11.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть