Подготовка к школе: о чем беспокоятся родители
Для многих мам и пап показателем готовности ребенка к школе было и остается его умение читать, писать и считать. Однако у психологов противоположное мнение на этот счет.
«Важна сформированность предпосылок, а не самих навыков: ребенок, который фактически освоил программу первого класса, как правило, разочаровывается в школе, потому что весь материал ему знаком, нет пространства для пытливости ума и возможности получать новые знания», — утверждает медицинский психолог и когнитивно-поведенческий терапевт Аймисай Галимова. И действительно, сегодня на форумах можно встретить много вопросов от матерей, которых беспокоит именно отсутствие мотивации у их отпрыска идти в школу.
Итак, фиксируем: знания — не главное. Но что тогда важно? Разбираемся.
Что должен уметь ребенок перед школой
Как поясняет эксперт, в профессиональном сообществе оценка готовности ребенка к обучению стандартно делится на физиологическую и психологическую составляющие. Первый аспект более точен и очевиден: идет скачок роста, происходит смена зубов, повышается моторная ловкость, увеличивается выносливость. А вот с психологической стороны все сложнее и многограннее.
Интеллектуальная готовность
В старшем дошкольном возрасте интеллектуальные возможности ребенка значительно возрастают, что подтягивает за собой потребность в получении знаний, творческом самовыражении, соблюдении общественных норм и правил, социальной оценке.
«Интеллектуальная готовность к обучению определяется началом развития понятийного и логического мышления — это умение ребенка воспроизводить образец, его способность понять обобщенные свойства предметов, причины и следствия разных явлений. Кроме того, должны быть достаточно развиты внимание, слуховая и зрительная память, восприятие», — перечисляяет Галимова.
Эмоционально-мотивационная готовность
Здесь мы говорим про желание ребенка обучаться в школе не только ради внешних атрибутов (ходить с красивым рюкзаком и пеналом, играть с одноклассниками на переменах), но и получения знаний, общения с учителем, соответствия ожиданиям/установкам наставника, желания быть успешным в новой для себя сфере.
По словам Галимовой, все это говорит о ослаблении у ребенка импульсивных реакций и, как следствие, возможности длительно выполнять субъективно непривлекательную деятельность. У дошкольника появляется соподчинение мотивов, то есть он может сделать выбор между «надо» и «хочу», удержаться, не спасовать и не капитулировать перед трудностями.
Социальная готовность
Речь идет про взаимодействие с учителем, одноклассниками и самим собой. «Готовый к школе ребенок понимает тонкости контекста социальной и учебной ситуации, этическую дистанцию. У него развиты такие коммуникативные навыки, как умение слушать, понимать эмоции и переживания другого человека, координировать свои действия и интересы в соответствии с чужими, соподчинять свое поведение с законами группы, более или менее осознавать свои возможности, критически относиться к своим действиям и т.д.», — поясняет психолог.
В каком возрасте отдавать ребенка в первый класс
До 1943 года в СССР в первый класс зачисляли детей, достигших восьми лет. В военные годы была принята вынужденная образовательная реформа: чтобы дети были при деле, возраст первоклассников снизили, и теперь в школу приглашались дети в полные семь лет.
С годами возрастные рамки чуть расширили. Сегодня, согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», получение начального общего образования в общеобразовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими восьми лет.
Разброс в полтора года сбивает с толку многих родителей, отсюда популярный вопрос: «Когда же все-таки отдавать ребенка в первый класс?».
Однозначного ответа нет, так как все дети разные. И поэтому важно анализировать состояние и способности конкретного ребенка.
«Если в шесть с половиной лет дошкольник физически и психологически готов (так нередко бывает, когда младший ребенок тянется за старшим сиблингом), то это вполне приемлемый возраст для поступления в школу. И напротив, в случае задержки или особенностей развития торопиться и отдавать ребенка в первый класс в общепринятые семь лет не совсем верно.
При наличии каких-либо сомнений стоит пройти диагностику у педагогов-психологов при школе или в детском саду. В частном порядке можно обратиться за нейропсихологической диагностикой к соответствующему специалисту. Клинический же психолог может провести тест Векслера на определение уровня интеллекта и дать обратную связь не только о показателях вербального, невербального и общего интеллекта, но и по уровню развития в целом», — отмечает Галимова.
Требования к будущим первоклассникам
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», требования к первокласснику можно свести к трем пунктам:
- Возраст от 6,5 до 8 лет (однако разрешается зачислить ребенка в возрасте, выходящем за рамки этого диапазона, в частном порядке).
- Отсутствие противопоказаний по здоровью (в случае каких-либо отклонений вопрос о зачислении решается также в частном порядке).
- Территориальная близость. Будущий первоклассник автоматически прикреплен к школе, которая находится рядом с его домом, но родители вправе подать заявление о зачислении ребенка в любую другую школу.
В остальном закон оставляет право за конкретной общеобразовательной организацией устанавливать свои требования и правила приема.
В СССР была похожая картина: определялся возраст первоклассника, а вот необходимый уровень его подготовки школы регламентировали самостоятельно. Каждый советский родитель знал о существовании базовых требований к кругозору будущего школьника.
И с тех пор мало что изменилось. Сегодня, как и десятки лет назад, школы настаивают, что первоклассник должен знать свои имя и фамилию, возраст и дату рождения, домашний адрес, иметь общие представления о гигиене, быте, природе, животных, растениях, транспорте, профессиях и прочем. Ребенок должен усвоить сенсорные эталоны (вес, длина, величина, форма, цвет, звук, запах, фактура), схему лица и тела, иметь пространственно-временные (верх–низ, лево–право, вперед–назад, времена года, месяцы, дни недели) и элементарные математические представления (порядковый счет, состав числа, распознавание простых символов).
Также оценивается и речевое развитие: сформированность произношения, фонематического слуха, грамматического строя, достаточный словарный запас, наличие развернутой фразы, владение частотными обобщающими понятиями, способность составить рассказ, ответить на вопросы по тексту.
Разница лишь в том, что в одних школах эти «должен» звучат просто как рекомендации, в других — уже как требования для дальнейшего успешного обучения. А хорошо это или плохо, решают только самим родителям.