Типы образовательной среды
Педагог Януш Корчак в своей книге «Как любить ребенка» описывает четыре типа воспитывающей среды:
- «Догматическая». В ней главенствует традиция, авторитет, обряд, дисциплина, порядок, добросовестность. Такая среда способствует формированию зависимых (несвободных) и пассивных личностей.
- «Безмятежное потребление». Внешнее благополучие приводит к формированию пассивной личности, для которой работа — исключительно средство для обеспечения удобств. Однако выросших в такой обстановке детей по типологии Корчака можно назвать свободными.
- «Внешний лоск и карьера». В такой среде детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают. На первый план выступают упорство, холодный расчет, тщеславие, хищность, недовольство. Такая среда может сформировать активных, но зависимых личностей, которым зачастую присущи фальшь и лицемерие.
- «Идейная». Она развивает активных, открытых, творческих, свободных личностей с высокой самооценкой. Примером таких сред могут служить, например, творческие группы без авторитарного лидера.
Токсичные школы относятся, в первую очередь, к догматической среде, однако их элементы могут присутствовать и в других средах.
Что такое токсичная школа
Этим термином в переносном смысле описывается школьный климат, негативно влияющий на состояние учащихся и преподавателей.
Токсичность в школе может проявляться в спокойном отношении к оскорблениям и издевательствам со стороны учеников и учителей, стигматизации учеников, которые «недостаточно стараются», давлении на школьников.
Хотя такая атмосфера часто формируется из-за руководства учреждения — директоров и завучей — внести свой негативный вклад могут и другие работники школы, например, уборщицы и охранники.
Чтобы защитить ребенка от негативного психологического влияния школы, важно соблюдать несколько правил:
Не стоит бояться говорить с ребенком
Некоторые родители, хотя и признают, что их ребенок время от времени испытывает психологические трудности, не принимают необходимых мер. Они боятся, что, погрузившись в проблему, могут, например, узнать, что у их ребенка некий медицинский диагноз — в свою очередь, это заставит ребенка столкнуться со стигмой.
Но проблема в том, что предрассудки мешают родителям не только заметить признаки стресса и других серьезных проблем, но и найти путь к их решению.
Школы часто сталкиваются с подобными предубеждениями. Иногда причина кроется в гендерных предрассудках. Например, существует мнение, что мальчикам не нужны разговоры об их чувствах. Роль играют также культурные представления о том, что уместно обсуждать за пределами семьи. Если родители смогут начать говорить с детьми о психическом здоровье, придавая ему такое же значение, как успехам в учебе, это научит ребенка умению принимать поддержку и просить о помощи в случае необходимости.
Учитывать социально-эмоциональное развитие
Социально-эмоциональное развитие (СЭР) — это процесс повышения сознательности, самоконтроля и умения принимать ответственность за собственные решения. Исследования показали, что школьники, которые участвуют в программах обучения СЭР, лучше себя ведут, отлично справляются со стрессом и тревогой, более позитивно относятся к себе и окружающим.
СЭР должно преподаваться как отдельный предмет. На занятиях по нему школьники смогут проговаривать свои чувства, развивать эмпатию, учиться ставить конкретные цели и достигать их.
Обращать внимание на атмосферу в школе
Школьная атмосфера — неотъемлемый фактор будущих успехов ребенка. Когда в ней царит ощущение доброжелательности и уважения по отношению ко всем, ученики видят, что их ценят. Это развивает чувство собственного достоинства, повышает уверенность в себе, позволяет сосредоточиться на учебе и на здоровых отношениях с другими людьми.
По словам Шлунд, один из основных факторов, влияющих на атмосферу школы, — то, как среди школьников поддерживается дисциплина. Есть большая разница между двумя системами: карательными и направленными на обучение и восстановление. Разумеется, СЭР поддерживает только второй подход. К другим факторам относятся:
- уважение особенностей детей со стороны педагогов;
- справедливое отношение учителей к потребностям разных учеников;
- готовность школы к выявлению и устранению психологических травм;
- заинтересованность педагогов в получении обратной связи от учеников;
- поддержка педагогов в обеспечении их собственного психологического комфорта.
Четыре способа борьбы с токсичностью в школе
Скандинавский профессор Дэн Олвеус разработал меры по предотвращению токсичности образовательной среды:
- Эмпатия и вовлеченность со стороны взрослых.
- Строгие границы для неприемлемого поведения любого рода.
- Последовательное применение в случае нарушения границ таких санкций, которые не будут связаны с физическим наказанием.
- Поведение взрослых, которое создает авторитетную модель взаимодействия и воспитания: опора, а не преграда.